Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2016. Том 6. № 3. С. 151–158
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Модель психического и особенности конструирования речевых высказываний у детей 4–6 лет
Аннотация
В статье представлены результаты исследования модели психического как ментальной основы процесса конструирования и передачи информации в ходе коммуникации. Для проведения исследования разработаны методические задачи и способы оценки коммуникативных сообщений. Анализ по различным параметрам информационного конструирования был проведен на материале более 150 высказываний дошкольников о событиях разного содержания: ментальной, физической причинности и юмористическом событии. Результаты демонстрируют согласованность в развитии понимания психического и информативности пересказов, а также некоторых особенностей конструирования нарративов.
Общая информация
Ключевые слова: модель психического, коммуникативная активность, коммуникативная компетентность
Рубрика издания: ХХ Международная научная конференция «Психология XXI века: Российская психология
Тип материала: научная статья
Финансирование. Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект 14-06-00025а.
Для цитаты: Уланова А.Ю. Модель психического и особенности конструирования речевых высказываний у детей 4–6 лет // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. Том 6. № 3. С. 151–158.
Литература
Breheny R. Communication and folk psychology // Mind & Language. 2006. Vol. 21, N 1. P. 74–107.
Черниговская Т. В. Если зеркало будет смотреться в зеркало, что оно там увидит? (К вопросу об эволюции языка и сознания) // Сб. науч. трудов «Когнитивные исследования». 2010. No. 4. С. 67–89.
Arbib M. A. Co‐Evolution of Human Consciousness and Language //Annals of the New York Academy of Sciences. 2001. Vol. 929, N 1. P. 195–220.
Narrative thought and narrative language / Eds B. K. Britton, A. D. Pellegrini. New York: Psychology Press, 2014. 286 p.
Турушева Ю. Б. Особенности нарративного подхода как метода изучения идентичности // Психологические исследования. 2014. Т. 7, No 33. С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.09.2015).
Yule G. Referential communication tasks. New York: Routledge, 2013. 131 p.
Girbau D. A sequential analysis of private and social speech in children’s dyadic communication // The Spanish journal of psychology. 2002. Vol. 5, N 2. P. 110–118.
Charman T., Shmueli-Goetz Y. The relationship between theory of mind, language and narrative dis-course: An experimental study // Cahiers de Psychologie Cognitive / Current Psychology of Cognition. 1998. Vol. 17, N 2. P. 245–271.
Уланова А. Ю. Модель психического как ментальный механизм коммуникативной успешности детей дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 201 с.
Сергиенко Е. А. Модель психического как парадигма познания социального мира // Психологические исследования. 2014. Т. 7, No 36. URL: http://psystudy.ru (дата обращения 14.05.2015)
Wimmer H., Perner J. Beliefs about beliefs: representations and constraining functions of wrong beliefs in young children’s understanding of deception // Cognition. 1983. 1983. Vol. 13, N 1. P. 103–128.
Gopnik A., Astington J. W. Children’s understanding of representational change and its relation to the understanding of false belief and appearance-reality distinction // Child Development. 1988. Vol. 59. P. 26–37.
Лебедева Е. И. Понимание ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 249 с.
Уланова А. Ю. Ментальная основа понимания юмора детьми 4–6 лет // Материалы междуна-родной научной конференции молодых ученых. СПб.: Скифия-принт. 336 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 99
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 27
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0