Научное наследие А. В. Ярмоленко в пространстве современной дефектологии и психологии дизонтогенеза (к 120-летию со дня рождения)

60

Аннотация

Статья посвящена научному наследию и жизненному пути профессора факультета психологии А. В. Ярмоленко. Научные исследования А. В. Ярмоленко во многом определялись идеями ее учителя В. М. Бехтерева — основоположника петербургской психологической школы. Прежде всего это идеи комплексного подхода, а также изучение патологических явлений как метод понимания нормальной психологии. Важным является и положение о том, что психическое развитие аномальных и нормальных детей протекает по одним и тем же законам. А. В. Ярмоленко осуществила первое многостороннее клинико-психологическое исследование онтогенетических особенностей детей с одновременным нарушением зрения и слуха. Современная специальная психология больше внимания уделяла психолого-педагогическому направлению. И только в последние годы в связи с усложнением нозологической феноменологии интерес к клинико-психологическим исследованиям стал восстанавливаться. В этом отношении научное наследие А. В. Ярмоленко остается по-прежнему актуальным. В связи с этим отметим, что долгое время в отечественной дефектологии и специальной психологии не было учебного пособия по психологии детей с множественными нарушениями в развитии. Публикация А. В. Ярмоленко «Очерки психологии слепоглухонемых» (1961) стала фундаментальной монографией и в течение десятилетий представляла собой важное учебное пособие для многих поколений психологов и дефектологов. В этой работе был представлен собственный эмпирический опыт автора, обретенный за долгие годы работы с детьми, имеющими нарушения зрения и слуха, а также анализ мировой клинико-психологический практики исследования слепоглухих детей.

Общая информация

Ключевые слова: нарушенное развитие, осязание, комплексный подход, логопатология, специальная психология, слепоглухота

Рубрика издания: История психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.406

Для цитаты: Сорокин В.М. Научное наследие А. В. Ярмоленко в пространстве современной дефектологии и психологии дизонтогенеза (к 120-летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Том 10. № 4. С. 450–456. DOI: 10.21638/spbu16.2020.406

Литература

Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л.: ЛГУ, 1961. 161 с. .

Мясищева В. Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. 427 с. .

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 379 с. .

Земцова М. И. Компенсация слепоты в процессе познания и труда. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 418 с.

Литвак А. Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. Л.: Изд-во Института им. А. И. Герцена, 1973. 215 с.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1970. 192 с.

Психология глухого школьника / под ред. И. М. Соловьева и др. М.: Изд-во Педагогика, 1972. 448 с.

Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский: в поисках новой психологии. М.: URSS, 2007. 304 с.

Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 5. С. 62–84.

Ярмоленко А. В. Обследование движений нормальных и аномальных детей. Л.: Учпедгиз, 162 с. .

Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. Часть вторая: методика исследования моторики. М.; Л.: Изд-во Госмедиздат, 1930. 174 с.

Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 263 с.

Информация об авторах

Сорокин Виктор Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3875-3687, e-mail: vombat54@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 367
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 60
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2