Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2021. Том 11. № 2. С. 137–149
doi:10.21638/spbu16.2021.202
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Протективные и провокативные семейные факторы агрессивного поведения детей и подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: агрессия несовершеннолетних, агрессия, агрессивность, социализация, семейная система, профилактика агрессии, профилактика , позитивные психологические интервенции
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.202
Для цитаты: Реан А.А., Ставцев А.А. Протективные и провокативные семейные факторы агрессивного поведения детей и подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 2. С. 137–149. DOI: 10.21638/spbu16.2021.202
Литература
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1999. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60–72.
- Ениколопов С. Н. Методы исследования агрессии в клинической психологии // Диагностика в медицинской психологии: традиции и перспективы / под общ. ред. Н. В. Зверевой, И. Ф. Рощиной. М.: МГППУ, 2011. С. 82–100.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / пер. с нем. Г. Ф. Швейника. М.: Прогресс, 1994.
- Новикова М. А., Реан А. А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Psychological Science & Education. 2018. Т. 23, № 4. С. 138–161.
- Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 5. С. 3–18.
- Реан А. А. Психология личности. СПб.: Питер, 2016.
- Реан А. А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения // Национальный психологический журнал. 2015. № 1 (17). С. 3–8.
- Реан А. А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 3–12.
- Реан А. А., Новикова М. А. Буллинг в среде старшеклассников Российской Федерации: распространенность и влияние социоэкономических факторов // Мир психологии. 2019. № 1. С. 165–177.
- Реан А. А., Коновалов И. А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал. 2019. № 1 (33). С. 23–33.
- Реан А. А., Ставцев А. А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 37–59.
- Собкин В. С. и др. Подросток: нормы, риски, девиации. М.: Центр социологии образования РАО, 2005. (Труды по социологии образования. Т. X. Вып. XVII.)
- Собкин В. С., Смыслова М. М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросс-культурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5, № 2. С. 71–86.
- Axford S., Schepens R., Blyth K. Did introducing the Bounce Back Programme have an impact on resilience, connectedness and wellbeing of children and teachers in 16 primary schools in Perth and Kinross, Scotland // Educational Psychology. 2011. Vol. 12, no. 1. P. 2–5.
- Buss A. H., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility // Journal of consulting psychology. 1957. Vol. 21, no. 4. P. 343.
- Denckla C. A. et al. Psychological resilience: an update on definitions, a critical appraisal, and research recommendations // European Journal of Psychotraumatology. 2020. Vol. 11, no. 1. P. 1822064. https:// doi.org/10.1080/20008198.2020.1822064
- Etherton K. et al. Resilience effects on student performance and well-being: the role of self-efficacy, self-set goals, and anxiety // The Journal of General Psychology. 2020. Vol. 147. P. 1–20. https://doi.org/10.1080/00221309.2020.1835800
- Fink E. et al. Child- and school-level predictors of children’s bullying behavior: A multilevel analysis in 648 primary schools // Journal of educational psychology. 2018. Vol. 110, no. 1. P. 17. http://dx.doi.org/10.1037/edu0000204
- Fomby P., Sennott C. A. Family structure instability and mobility: The consequences for adolescents’ problem behavior // Social Science Research. 2013. Vol. 42, no. 1. P. 186–201. https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2012.08.016
- Hazler R. J. Breaking the cycle of violence: Interventions for bullying and victimization. London: Taylor & Francis, 1996.
- Lereya S. T., Samara M., Wolke D. Parenting behavior and the risk of becoming a victim and a bully/victim: A meta-analysis study // Child abuse & neglect. 2013. Vol. 37, no. 12. P. 1091–1108. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2013.03.001
- Martinelli A. et al. Hostile attribution bias and aggression in children and adolescents: A systematic literature review on the influence of aggression subtype and gender // Aggression and violent behavior. 2018. Vol. 39. P. 25–32. https://doi.org/10.1016/j.avb.2018.01.005
- Peña-López I. et al. What School Life Means for Students’ Lives. Paris: PISA 2018 Results. Vol. 3. 2019. https://doi.org/10.1787/acd78851-en
- Popovic N., Boniwell I. Personal Synthesis Program: bringing psychology to education // A. Delle Fave (ed.). Dimensions of Well-being: Research and Intervention. Milan: Franco Angeli, 2006. P. 274–293.
- Rashid T. et al. Flourish: A strengths-based approach to building student resilience // Positive psychology interventions in practice. Cham: Springer, 2017. P. 29–45.
- Rigby K., Slee P. T. Dimensions of interpersonal relation among Australian children and implications for psychological well-being // The Journal of social psychology. 1993. Vol. 133, no. 1. P. 33–42. https://doi.org/10.1080/00224545.1993.9712116
- Seligman M. E. P. et al. Positive education: Positive psychology and classroom interventions // Oxford review of education. 2009. Vol. 35, no. 3. P. 293–311. https://doi.org/10.1080/03054980902934563
- Schwartz D. et al. The early socialization of aggressive victims of bullying // Child development. 1997. Vol. 68, no. 4. P. 665–675. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.1997.tb04228.x
- Tejada-Gallardo C. et al. Effects of school-based multicomponent positive psychology interventions on wellbeing and distress in adolescents: a systematic review and meta-analysis // Journal of Youth and Adolescence. 2020. Vol. 49; no. 10. P. 1943–1960. https://doi.org/10.1007/s10964-020-01289-9
- Vries E. E. de et al. Like father, like child: early life family adversity and children’s bullying behaviors in elementary school // Journal of abnormal child psychology. 2018. Vol. 46, no. 7. P. 1481–1496. https:// doi.org/10.1007/s10802-017-0380-8
- Waters L., Loton D. SEARCH: A meta-framework and review of the field of positive education // International Journal of Applied Positive Psychology. 2019. Vol. 4, no. 1. P. 1–46. https://doi.org/10.1007/s41042-019-00017-4
Информация об авторах
Метрики
Просмотров HTML-версии за весь период: 438
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 16
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 13
Скачиваний PDF-версии за весь период: 359
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 5
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 2