Психологический анализ условий и средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников

65

Аннотация

Цель данной работы — выделить и описать условия и средства обучения, формирующие зону ближайшего развития при усвоении элементарных математических представлений (ЭМП) в старшем дошкольном возрасте (в первую очередь представлений о величинах: длине, площади, массе, объеме и др.), а также проанализировать представленность этих условий и средств обучения в современных российских программах дошкольного образования, выстроенных на основе ФГОС ДО. Отбор программ осуществлялся на основе процедуры PRISMA, в результате чего из 43 было выбрано 8 программ для анализа по выделенным критериям. Было выделено три типа наиболее распространенных средств обучения в ситуациях введения новых ЭМП: образцы (наглядная или словесная инструкция, правило), модели (схематическая репрезентация существенных отношений между объектами) и символы (символическая репрезентация существенных отношений между объектами). В качестве основных условий обучения мы анализировали содержание и характеристики тех действий, в которых данные ЭМП усваиваются. Было показано, что при организации формирования представлений о величинах у старших дошкольников психологически более целесообразно подбирать условия, требующие осуществления действий подбора по величине, опосредованного сравнения, а также измерения с помощью условных мер — обязательно в ситуациях представленности средств моделирования или символизации. Полученные результаты анализа современных российских программ дошкольного образования свидетельствуют о том, что наиболее часто в них используется лишь одно средство — наглядный образец или инструкция, причем формирование представлений о величинах осуществляется исключительно на основе действия непосредственного сравнения. Проведенное исследование позволит дать психологически обоснованные рекомендации педагогам, воспитателям и администрации дошкольных образовательных учреждений по выбору и реализации программ обучения ЭМП.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольная образовательная среда, математические представления, средства обучения, образец, модель, символ

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.407

Финансирование. Исследование выполнено в рамках гранта РНФ № 21-18-00584 «Сравнительная эффективность различных средств формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста и их влияние на развитие когнитивных навыков».

Получена: 02.07.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Сиднева А.Н., Плотникова В.А., Соловьева Ю., Люцко Л.Н. Психологический анализ условий и средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 4. С. 389–408. DOI: 10.21638/spbu16.2021.407

Литература

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Комплексная образовательная программа дошкольно- го образования «Детство». СПб.: Детство-Пресс, 2019.

Информация об авторах

Сиднева Анастасия Николаевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9815-9049, e-mail: asidneva@yandex.ru

Плотникова Валерия Анндреевна, младший научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации, ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), аспирант, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1092-3290, e-mail: ler.shinelis@yandex.ru

Соловьева Юлия, кандидат психологических наук, руководитель магистерской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, Автономный Университет г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5610-1474, e-mail: yulia.solovieva@correo.buap.mx

Люцко Людмила Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и образования, Открытый университет Каталонии, Барселона, Испания, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2569-0760, e-mail: lliutsko@uoc.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 238
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 65
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0