Адаптация Шкалы самоидентификации глухих и слабослышащих людей (DIDS)

118

Аннотация

Одним из препятствий в понимании глухоты как культурного различия между людьми является отсутствие в России на сегодняшний день моделей и методик, которые изучали бы аккультурацию или идентичность глухих людей. Апробация и валидизация Шкалы самоидентификации глухих и слабослышащих (DIDS), основанная на модели развития культурной идентичности Гликмана, могла бы внести свой вклад в изучение самоидентификации глухих людей в России, создав надежный методический инструмент для практических психологов системы специального среднего и высшего профессионального образования. Целью данной статьи является представление материалов поэтапной психометрической проверки опросника DIDS, полученных на выборке глухих и слабослышащих студентов, обучающихся в разных институциональных условиях в возрасте от 17 до 41 года (N = 420; M = 21,88; SD = 5,24). Конфирматорный факторный анализ (КФА) показал, что все шкалы независимы друг от друга. Для проверки согласованности шкал использовался коэффициент Кронбаха, продемонстрировавший высокую согласованность каждой шкалы на общей выборке (α-Кронбаха от 0,704 до 0,767), а также на подвыборках мужчин и женщин (α-Кронбаха от 0,629 до 0,801) и у разных возрастных групп (α-Кронбаха от 0,687 до 0,862). Для проверки устойчивости шкал также проводился анализ на подвыборках лиц с разной степенью потери слуха со слуховым аппаратом (α-Кронбаха от 0,653 до 0,832) и без него (α-Кронбаха от 0,688 до 0,801). Внутренняя согласованность опросника подтверждается корреляционными связями между шкалами. Дискриминативность пунктов внутри шкал также проверялась с помощью корреляционного анализа. Полученные результаты подтвердили соответствие рассматриваемого конструкта. В результате российская адаптация американской шкалы DIDS сокращена на 20 утверждений, что увеличило внутреннюю согласованность и надежность методики. Анализ психометрических свойств шкалы DIDS подтвердил возможность его использования у глухих и слабослышащих россиян.

Общая информация

Ключевые слова: идентификация, глухота, аккультурация, бикультурализм, маргинальность

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.305

Финансирование. Исследование поддержано грантом РФФИ № 19-013-00406.

Для цитаты: Михайлова Н.Ф., Краско А.С., Фаттахова М.Э., Миронова М.А., Вячеславова Е.В. Адаптация Шкалы самоидентификации глухих и слабослышащих людей (DIDS) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 3. С. 309–330. DOI: 10.21638/spbu16.2022.305

Литература

Anderson, G., Rosten, E. (1985). Towards evaluating process variables in counseling deaf people: A crosscultural perspective. In: G. Anderson, D. Watson (eds), Counseling deaf people: Research and practice. Arkansas, Arkansas Rehabilitation Research and Training Center on Deafness and Hearing Impairment, pp. 162–182.

Bat-Chava, Y. (1994). Group identification and self-esteem in deaf adults. Personality and Social Psychology Bulletin, 20, 494–502.

Bat-Chava, Y. (2000). Diversity of deaf identities. American Annals of the Deaf, 145, 420–427.

Birman, D. (1994). Acculturation and human diversity in a multicultural society. In: E. Trickett, R. Watts, D. Birman (eds), Human diversity: Perspectives on people in context. San Francisco, CA. Jossey-Bass Publishers, pp. 261–284.

Fisher, L., McWhirter, J. (2001). The Deaf Identity Development Scale: A revision and validation. Journal of Counseling Psychology, July, vol. 3, pp. 355–358.

Glickman, N. (1986). Cultural identity, deafness and mental health. Journal of Rehabilitation of the Deaf, 20 (2), 1–10.

Glickman, N. (2001). Deaf identity development: Construction and validation of a theoretical model (Unpublished doctoral dissertation). University of Massachusetts, Amherst, MA — 1993. Journal of Counseling Psychology. July, 48, 3, 355–358. https://doi.org/12.1037/0022-0167.48.3.355

Glickman, N., Zitter, S. (1989). On establishing a culturally affirmative psychiatric inpatient program for deaf people. Journal of the American Deafness and Rehabilitation Association, 23 (2), 46–59.

Glickman, N., Carey J. (1993). Measuring deaf cultural identities: A preliminary investigation. Rehabilitation psychology, 38 (4), 275–283.

Higgins, P. (1980). Outsiders in a hearing world: A sociology of deafness. New York, Wiley.

Jambor, E., Elliott, M. (2005). Self-esteem and coping strategies among deaf students. Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 10 (1), 63–81.

Johnson, R. E., Erting, C. (1989). Ethnicity and socialization in a classroom for deaf children. In: C. Lucas (ed.), The sociolinguistics of the Deaf community (pp. 41–83). New York, Academic Press.

Kannapell, B. (1989). Inside the deaf community. In: S. Wilcox (ed.), American deaf culture: An anthology (pp. 21–28). Silver Spring, MD, Linstock Press.

Landrine, H., Klonoff, E. (1994). The African American acculturation scale: Development, reliability and validity. Journal of Black Psychology, 20, 104–127.

Lane, H., Hoffmeister, R., Bahan B. A journey into the deaf world. San Diego, Dawn Sign Press, 1996.

Leigh, I. (1999). Inclusive education and personal development. Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 3, 236–245.

Leigh, I., Marcus, A., Dobosh, P., Allen, T. (1998). Deaf/hearing identity paradigms: Modification of the Deaf Identity Development Scale. Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 3, 330–338.

Maxwell-McCaw, D. (2001). Acculturation and psychological well-being in deaf and hard-of-hearing people, unpublished doctoral dissertation. Washington, DC: George Washington University.

Maxwell-McCaw, D., Zea, M. (1998). The Deaf Acculturation Scale (DAS): Development, reliability and validity. Poster session presented at the 106th Annual Convention on the American Psychological Association San Francisco, CA. San Fransisco.

Maxwell-McCaw, D., Zea, M. (2011). The Deaf Acculturation Scale (DAS): Development and Validation of a 58-Item Measure. Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 16 (3), 325–342. Available at: http://jdsde.oxfordjournals.org/ at New York University on May 10, 2015.

Mikhailova, N., Fattahova, M., Mironova, M., Vyacheslavova, E. (2019). Psychological adaptation of deaf and hard-of-hearing students. Future Academy. The European proceedings of social and behavioral sciences — EpSBS, PSYRGGU 2019: Psychology of subculture: Phenomenology and Contemporary Tendencies of Development, vol. LXIV, 398–405. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.52

Nikolaraizi, M., Hadjikakou, K. (2006). The role of educational experiences in the development of deaf identity. Journal of deaf Studies and Deaf Education, 11, 477–492.

Schein, J., Delk, M. (1974). The deaf population of the United States. Silver Spring, MD, National Association of the Deaf.

Sen, A. (2006). Identity and Violence: The illusion of destiny. New York, W. W. Norton & Company.

Wald, R., Knutsen, J. (2000). Deaf cultural identity of adolescents with and without cochlear implants. Annals of Otology, Rhinology & Laryngology, 12 (Suppl. 185), 87–89.

Yasin, M. I. (2016). The attitude of the deaf and hard of hearing to inclusive education. Modern education, 3, 94–100. (In Russian)

Yasin, M. I. (2019). Deaf and hard of hearing students in inclusive higher education: Opportunities and barriers. Journal of Social Policy Research, 17 (4), 601–614. (In Russian)

Информация об авторах

Михайлова Надежда Федоровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4183-8171, e-mail: mail.mikhailova@gmail.com

Краско Анастасия Сергеевна, Ассистент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3985-5060, e-mail: krskanastasia@gmail.com

Фаттахова Маргарита Эдуардовна, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева, Казань, Россия, e-mail: rita.stroka@mail.ru

Миронова Маргарита Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева, Казань, Россия, e-mail: margomir1971@gmail.com

Вячеславова Екатерина Васильевна, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: katifonya@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 143
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 118
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 16