Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2023. Том 13. № 2. С. 261–278
doi:10.21638/spbu16.2023.209
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя
Аннотация
Высокий уровень конфликтогенности образовательной среды, увеличение объективных и субъективных причин возникновения конфликтов обусловливают необходимость формирования и развития конфликтной компетентности у руководителей образовательных учреждений. Актуальность исследований в данном направлении обусловлена определенным противоречием между запросами практики по предупреждению и разрешению конфликтов и реальным отсутствием описания и теоретического обоснования закономерностей структурно-уровневой организации конфликтной компетентности. Отправным пунктом выступает позиция научной школы В.Д.Шадрикова, согласно которой реализация метасистемного подхода в русле теории системогенеза позволяет объяснить особенности развития и функционирования сложноорганизованных систем, а также их структурно-уровневую организацию. Данный подход является развитием и трансформацией системного подхода и описывает качественно иные свойства сложноорганизованных психологических систем, к которым относится конфликтная компетентность. Цель исследования — выявление сущностных свойств и особенностей проявления структурно-уровневой организации конфликтной компетентности руководителя. В процессе исследования использовалась методика «Комплексный опросник метакогнитивного потенциала» (А.А.Карпов). Для установления базовых качеств конфликтной компетентности руководителя применялись следующие методики: «Диагностика ведущего типа реагирования (М.М.Кашапов, Т.Г.Киселева); «Конфликтная компетентность» (М.В.Башкин, В.А.Горшкова, А.М.Воскресенский). Исследование осуществлялось на выборке 240 директоров образовательных организаций. Впервые обнаружены сущностные свойства и особенности функционального содержания подсистем конфликтной компетентности, выявлены взаимосвязи состава структурно-функциональных компонентов конфликтной компетентности на субсистемном уровне ее организации, охарактеризованы закономерные отношения выраженности ведущего типа реагирования в конфликтной ситуации и подсистем метакогнитивного потенциала, а также определены особенности общесистемного уровня структурной организации конфликтной компетентности. Учет полученных результатов способствует разработке мер поддержки руководителей образовательных учреждений в целях психопрофилактики их профессиональных деструкций.
Общая информация
Ключевые слова: конфликтная компетентность, уровневая организация, системный подход, управленческая деятельность, модель, потенциал
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.209
Получена: 16.10.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Кашапов М.М., Лукина А.С., Махновец С.Н. Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 2. С. 261–278. DOI: 10.21638/spbu16.2023.209
Литература
Бабинцева Л. Н. Изучение стиля поведения в конфликте у педагогов ДОО // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4, № 1. С. 236–239.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 167
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 85
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3