Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя

106

Аннотация

Высокий уровень конфликтогенности образовательной среды, увеличение объективных и субъективных причин возникновения конфликтов обусловливают необходимость формирования и развития конфликтной компетентности у руководителей образовательных учреждений. Актуальность исследований в данном направлении обусловлена определенным противоречием между запросами практики по предупреждению и разрешению конфликтов и реальным отсутствием описания и теоретического обоснования закономерностей структурно-уровневой организации конфликтной компетентности. Отправным пунктом выступает позиция научной школы В.Д.Шадрикова, согласно которой реализация метасистемного подхода в русле теории системогенеза позволяет объяснить особенности развития и функционирования сложноорганизованных систем, а также их структурно-уровневую организацию. Данный подход является развитием и трансформацией системного подхода и описывает качественно иные свойства сложноорганизованных психологических систем, к которым относится конфликтная компетентность. Цель исследования — выявление сущностных свойств и особенностей проявления структурно-уровневой организации конфликтной компетентности руководителя. В процессе исследования использовалась методика «Комплексный опросник метакогнитивного потенциала» (А.А.Карпов). Для установления базовых качеств конфликтной компетентности руководителя применялись следующие методики: «Диагностика ведущего типа реагирования (М.М.Кашапов, Т.Г.Киселева); «Конфликтная компетентность» (М.В.Башкин, В.А.Горшкова, А.М.Воскресенский). Исследование осуществлялось на выборке 240 директоров образовательных организаций. Впервые обнаружены сущностные свойства и особенности функционального содержания подсистем конфликтной компетентности, выявлены взаимосвязи состава структурно-функциональных компонентов конфликтной компетентности на субсистемном уровне ее организации, охарактеризованы закономерные отношения выраженности ведущего типа реагирования в конфликтной ситуации и подсистем метакогнитивного потенциала, а также определены особенности общесистемного уровня структурной организации конфликтной компетентности. Учет полученных результатов способствует разработке мер поддержки руководителей образовательных учреждений в целях психопрофилактики их профессиональных деструкций.

Общая информация

Ключевые слова: конфликтная компетентность, уровневая организация, системный подход, управленческая деятельность, модель, потенциал

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.209

Получена: 16.10.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Кашапов М.М., Лукина А.С., Махновец С.Н. Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 2. С. 261–278. DOI: 10.21638/spbu16.2023.209

Литература

Бабинцева Л. Н.  Изучение стиля поведения в конфликте у педагогов ДОО // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4, № 1. С. 236–239.

Башкин М. В.  Когнитивные аспекты поведения в межличностном конфликте студентов с высоким уровнем выраженности внутриличностной конфликтности // Общение в эпоху конвергенции технологий. М., 2022. С. 303–305.

Блажилина А. С., Махновец С. Н.  Надситуативность мышления как фактор развития конфликтной компетентности педагога // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции / под ред. И. Д. Лельчицкого. Тверь, 2021. С. 140–145.

Гребельник З. С., Черномырдин С. В., Сидорова А. В., Демьянова А. И., Прохоров А. Д., Сидоренко В. Н.  Анализ современных методик управления конфликтами в организациях // Гуманитарный научный журнал. 2022. № 3. С. 31–33.

Гришина Н. В.  Изменения в научном дискурсе конфликта: к понятию конструктивной конфликтности // Психология конструктивной конфликтности личности / под ред. А. В. Карпова, М. М. Кашапова. Ярославль: Индиго, 2013. С. 11–26.

Гришина Н. В.  Ситуационный подход: исследовательские задачи и практические возможности // Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. № 1. С. 58–68.

Гришина Н. В., Костромина С. Н. Процессуальный подход: устойчивость и изменчивость как основания целостности личности // Психологический журнал. 2021. Т. 42, № 3. С. 39–51. https://doi.org/10.31857/ S020595920014166-8

Дубовицкая Т. Д., Щербакова О. И.  От конфликтологической компетентности к конфликтологической культуре личности // Социальный мир человека. Вып. 2: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России», 25–26 июня 2008 г. / под ред. Н. И. Леонова. Ижевск: ERGO, 2008. С. 269–270.

Зинова И. М., Краснова С. Н.  К вопросу о конфликтологической компетентности социальных работников // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 4. С. 88–103.

Карпов А. А.  Структура метакогнитивной регуляции управленческой деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 2018.

Карпов А. В.  Метасистемная организация индивидуальных качеств личности. М.: РАО, 2018.

Кашапов М. М.  Учет в медиации специфики типов реагирования на конфликт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2012. № 3. C. 31–41.

Куликова В. В., Грицай Д. А.  Диагностика конфликтов в организации // Карельский научный журнал. 2022. Т. 11, № 1 (38). С. 24–27.

Леонов Н. И.  Формирование конфликтной компетентности субъектов образовательного процесса // Конфликтология ХХI века. Пути и средства укрепления мира: Материалы II Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов, Санкт-Петербург, 3–4 октября 2014 г. СПб., 2014. С. 44–47.

Леонов Н. И.  Понятие «конфликт» в российской психологии конфликта // Социальный мир человека. Материалы VII Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация». Сер. Язык социального / под ред. Н. И. Леонова. Ижевск, 2018. С. 23–26.

Леонов Н. И.  Конфликтология: общая и прикладная: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019.

Литвин В. В., Таллибулина М. Т.  Стратегии поведения личности в конфликте и их связь с когнитивными установками и стилем принятия решений // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 32, № 3. С. 256–267.

Лоханина И. М., Кашапов М. М., Клюева Н. В. (ред.)  Активные методы обучения студентов: практическое руководство. Ярославль: ЯрГУ, 2005.

Лукина А. С.  Метакогнитивное обучение как средство развития конфликтной компетентности руководителя образовательной организации // Вестник ТвГУ. Сер. Педагогика и психология. 2019. Вып. 4 (49). С. 229–236.

Махновец С. Н., Воскресенская А. И.  Управление конфликтами в педагогическом коллективе общеобразовательной школы // Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования. Международный и российский опыт: сборник трудов X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тверь, 2020. С. 72–79.

Меженкова А. Е., Кудрявцев Д. И.  Конфликтные личности как участники конфликтного дискурса и стратегии взаимодействия с ними // Экономические проблемы России и региона: ученые записки. Ростов н/Д., 2022. С. 165–170.

Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под ред. М. М. Кашапова; ЯрГУ. Ярославль, 2012.

Нижегородцева Н. В.  Формирование конфликтной компетентности педагогов в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 27-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2022. С. 89–92.

Расторгуева П. А., Софьина В. Н., Лебедева М. Е., Сероштанов Д. А.  Способность к самоорганизации как основа организаторских способностей студентов, специалистов и руководителей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2022. № 2. С. 181–195.

Рудакова О. Ю.  Социально-психологические детерминанты конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2006.

Салова А. И.  Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте в юношеского возрасте в разных социально-экономических условиях // Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: материалы XI Международной научно-практической конференции. Владимир, 2022. С. 113–118.

Самохвалова А. Г.  Коммуникативные трудности ребенка в поликультурной социальной среде. Кострома: Костромской государственный университет, 2019.

Софьина В. Н.  Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности в проектной деятельности с использованием интерактивных технологий // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 4 (Ч. 1). С. 201–211.

Софьина В. Н., Габова М. П., Галченков А. С., Катушонок И. Ю.  Психолого-акмеологические технологии личностно-профессионального развития студентов и руководителей // Научное мнение. 2018. № 12. С. 48–53.

Софьина В. Н., Куликова Т. Н., Лебедева М. Е., Галченко А. С.  Исследование психологической безопасности профессиональной среды и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие руководителей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2021. № 2. С. 122–141.

Тылец В. Г., Краснянская Т. М., Иохвидов В. В.  Сценарии личной безопасности субъекта конфликтного взаимодействия // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 1. С. 159–173.

Филиппова О. В.  Конфликтологическая компетентность личности нотариуса, практическое обоснование необходимости организации конфликтологической службы как социально-коммуникативной технологии управления конфликтами и противоречиями в нотариальной деятельности // Нотариальный вестник. 2022. № 7. С. 49–62.

Цветкова Е. А., Прохорова М. В.  Становление конфликтоустойчивости корпоративного z-сотрудника // Мир коммуникаций: тенденции и перспективы: сборник статей. Нижний Новгород, 2022. С. 68–72.

Чураева М. С.  Регулирование конфликтных ситуаций в проектных командах в условиях цифровизации // Устойчивость экосистем в условиях цифровой нестабильности: сборник трудов международной научно-практической конференции. Симферополь, 2022. С. 684–686.

Шадриков В. Д., Карпов А. В.  Интегральная концепция системогенеза. М.: РАО, 2017.

Щербакова О. И.  Психотехнологии в процессе обучения конфликтологии // Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Третьего Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. СПб., 2019. С. 406–408.

Янголь Д. Ю., Гузенко А. Ю. О некоторых подходах к определению конфликта // Яковлевские чтения: сборник научных статей. I межведомственная научно-практическая конференция с международным участием. Новосибирск, 2022. С. 243–247.

Информация об авторах

Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии и педагогики, руководитель лаборатории профессионального и личностного развития Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, исполнительный директор Ярославского регионального отделения РПО, Ярославль, Россия

Лукина Анастасия Сергеевна, кандидат психологических наук, Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова (ФГБОУ ВО «ЯрГУ им. П.Г. Демидова»), Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-9149-2028, e-mail: lukina_as@mail.ru

Махновец Сергей Николаевич, доктор психологических наук, Тверской государственный университет, Тверь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-2714-1324, e-mail: makhnovets.sn@tversu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 193
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 106
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 4