Медведев А.М. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоград, Россия e-mail: al.medvedeff2009@yandex.ru
Марокова М.В. старший преподаватель кафедры психологии Волгоградского
государственного педагогического университета e-mail: maro-marina@rambler.ru
В статье представлены результаты работы по организации зоны ближайшего развития (ЗБР) мыслительной функции планирования. Планирование рассматривается как высшая психическая функция, входящая, совместно с анализом и рефлексией, в состав новообразований ведущей деятельности младшего школьника — учебной деятельности, в том ее понимании, которое представлено в теории Эльконина—Давыдова. Описаны процедуры диагностики планирования, критерии и эмпирические показатели развития этой функции, ее неустойчивые переходные формы. По отношению к этим переходным формам авторами предложена коррекционная процедура, построенная по форме ЗБР. Организация ЗБР опирается на такие базовые понятия теории Л. С. Выготского, как интериоризация и знаковое опосредствование. В основу организации ЗБР положена поэтапность контролируемых переходов от совместно-распределенного взаимодействия взрослого и школьника к самостоятельному действию школьника. Эффективность методики подтверждена положительной динамикой функции планирования у большинства испытуемых.
Наше исследование связано с планирующей функцией мышления (в ранних работах
научной школы Эльконина—Давыдова именуемой внутренним планом действий, ВПД). Ее
изучение, начатое в 1960-е гг. работами Я. А. Пономарева [30], было продолжено
в 1970—1980-е гг. В. Х. Магкаевым [24], А. З. Заком [13; 14; 15], Е. И. Исаевым
[17], П. Г. Нежновым и А. М. Медведевым [26] и не прекращалось до настоящего
времени. (Одно из относительно недавних исследований выполнено И. Н. Федекиным
[35]). Выбор планирования определялся изученностью этой функции и выверенностью
эмпирических показателей ее сформированности, что позволило нам с определенной
уверенностью приступить к построению формирующей методики по форме ЗБР. При
этом функция планирования выступала в качестве материала нашего исследования,
его предметом была организация ЗБР этой функции.
Научно-исследовательский интерес к ЗБР — понятию, введенному Л. С. Выготским
[6; 7] в позднем, так называемом инструментальном периоде его научного
творчества (1932—1934)*, имеет еще более длительную историю как в
отечественной, так и в зарубежной психологии. С этим понятием связаны два
смежных контекста исследований — изучение развития в «норме» (контекст
возрастной психологии и психологии развития) и изучение отклоняющегося развития
(контекст дефектологии и специальной психологии). Начиная с работ самого Л. С.
Выготского, проводятся сравнительные исследования нормального и отклоняющегося
развития, что позволяет лучше понять общее и особенное в развитии высших
психических функций [11; 21].
Литература
Аршавина Л. И. Развитие аналитических компонентов мышления у
младших школьников при различных типах обучения: Автореф. дисс. ... канд.
психол. наук. Киев, 1982.
Белопольская И. Л. Компоненты зоны ближайшего развития у детей //
Вопросы психологии. 1997. № 1.
Берцфаи Л. В. Особенности формирования двигательного навыка в
условиях практической и учебной задачи // Тезисы докладов на II съезде общества
психологов.Вып. 2. Детская и педагогическая психология. М., 1963.
Божович Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения
ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая
психология.
2008. № 4.
Варданян Г. А. К вопросу о критерии оценки «зоны ближайшего
развития» // Научное творчество Л. С. Выготского и современность. М.,
1981.
Выготский Л. С. Проблемы общей психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т.
2. М., 1982.
Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка //Там же. Т. 6.
М., 1984.
Гильбух Ю. З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в
решении актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии. 1987.
№ 3.
Гинзбург М. Р. О возможной интерпретации понятия «зона ближайшего
развития» // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития
детей. М., 1981.
Громыко Ю. В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в
совместной деятельности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1982.
Корепанова И. А. Зона ближайшего развития как проблема современной
психологии. Сообщение 2 // Психологическая наука и образование. 2002. № 2.
Корепанова И. А. Структура и содержание зоны ближайшего развития
ребенка в процессе становления предметного действия: Автореф. дисс. ... канд.
психол. наук. М., 2004.
Корепанова И. А. Опыт исследования зоны ближайшего развития //
Психологическая наука и образование.2004. № 4.
Кравцова Е. Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего
развития // Психологический журнал.2001. Т. 22. № 4.
Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников.
М., 1968.
Магкаев В. Х. Экспериментальное изучение планирующей функции
мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1974. № 5.
Максимов Л. К. Зависимость развития математического мышления
школьников от характера обучения // Вопросы психологии. 1979. № 2.
Медведев А. М., Нежнов П. Г. Метод и результаты исследования
сформированности содержательного анализа как компонента рефлексивного мышления
// Развитие
основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под
ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск, 1995.
Носатов В. Т. Психологическая характеристика анализа как основы
теоретического обобщения // Вопросы психологии. 1978. № 4
Обухова Л. Ф., Корепанова И. А. Зона ближайшего
развития:пространственно-временная модель // Вопросы психологии. 2005. №
6.
Поливанова Н. И., Рубцов В. В., Семенова М. А. Рефлексия и ее роль
в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у
детей // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск,
1987.
Пономарев Я. А. Исследование внутреннего плана действий // Вопросы
психологии. 1964. № 6.
Ривина И. В. Зависимость развития учебно-познавательных действий
младших школьников от типа коллективной деятельности // Вопросы психологии.
1987. № 5.
Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в
процессе обучения. М., 1987.
Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии.
СПб., 2003
Сенющенков С. П. Типы интериоризации в теории Л. С. Выготского //
Вопросы психологии. 2006. № 5.
Федекин И. Н. Новый метод диагностики сформированности действия
планирования // Вестник Международной ассоциации «Развивающее обучение». Рига,
2000. № 7
Эльконин Б. Д. О способе опосредствования решения задач «на
соображение» // Вопросы психологии. 1981. № 1.
Эльконин Б. Д. Психология развития. М., 2001
Эльконин Б. Д. Л. С. Выготский — Д. Б. Эльконин:знаковое
опосредствование и совокупное действие // Вопросы психологии. 1996. № 5.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.М., 1989.
Эльконин Д. Б. Выдержки из научных дневников (1960—1962) //
Вопросы психологии. 2004. № 1.
Brown A. L., French L. A. The zone of potential development:
Implications for intelligence testing in the year 2000 //Intelligence. 1979.
3.
Brown A. L., Ferrara R. A. Diagnosing zones of proximal
development // Culture,Communication, and Cognition /Wertsch J. V. (еd.).
Cambridge, 1985.
Bruner J. S. Vygotskij's zone of proximal development.The hidden
agenda // Children's learning in the «Zone of proximal development» / Rogoff
В., Wertsch J. V. (еds.). San Francisco, 1984.Bruner J. S. Vygotskij: a
historical and conceptual perspective // Culture, Communication, and Cognition
/Wertsch J. V. (еd.). Cambridge, 1985.
Cole M. Current activity for the future: The zoped //Children's
learning in the «Zone of proximal development» /Rogoff B., Wertsch J. V.
(еds.). San Francisco, 1984.
Cole M. The zone of proximal development: Where culture and
cognition create each other // Culture,Communication, and Cognition / Wertsch
J. V. (еd.). Cambridge, 1985.
Wertsch J. V. The significance of dialogue in Vygotskij's account
of social, egocentric, and inner speech //Contemporary Educational Psychology.
1980. № 5.