Культурно-историческая психология
2010. Том 6. № 1. С. 119–121
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Психологические причины школьной неуспеваемости
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Критика и библиография
Тип материала: рецензия
Для цитаты: Зарецкий В.К. Психологические причины школьной неуспеваемости // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 1. С. 119–121.
Полный текст
Дети, отстающие в учебе и развитии, — проблема для психологии и педагогики во все времена, но в последние два десятилетия для России она становится особенно острой. Попытки ее решения отражаются в организационных шагах, предпринимаемых в системе образования в эти годы. Это создание системы дифференцированного обучения, расширение системы специальных учреждений (включая, например, недавно возникшие школы для детей с девиантным поведением), организация школьных психологических служб, а также различного рода центров, в которых проводится диагностика и коррекция причин учебных трудностей и школьной неуспеваемости. Однако эти и другие организационные инновации пока что не привели к кардинальному решению проблемы школьной неуспеваемости. Более того, тенденция в этом вопросе такова, что впору говорить о том, что проблема скорее обостряется, чем решается. Это подтверждают, например, результаты сдачи ЕГЭ в 2009 г., свидетельствующие об общем низком уровне успеваемости российских школьников.
В этом контексте книга Натальи Петровны Локаловой, посвященная причинам школьной неуспеваемости, к тому же освещающая некоторые вопросы коррекции и профилактики отставания в учебе, приобретает особую ценность, вооружая необходимыми знаниями как уже работающих учителей и психологов, так и тех специалистов, которые пока что только готовят себя к этой деятельности.
Сразу отметим, что книга совмещает в одном издании учебное пособие и хрестоматию, включающую тексты наиболее авторитетных в этих вопросах отечественных педагогов и психологов. Такое объединение, безусловно, еще более повышает ценность книги для студентов, которые могут не только получить информацию с точки зрения автора, но и прикоснуться к первоисточникам. Отметим также, что внушительная подборка текстов занимает почти половину книги, что дает возможность автору воспроизвести общую картину сложившейся в отечественной науке (психологии и педагогике) традиции исследования и понимания причин школьной неуспеваемости. Читатель может познакомиться с текстами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сухомлинского, А. П. Нечаева, Д. Б. Эльконина, К. М. Гуревича, Н. И. Чуприковой, Л. С. Славиной, З. И. Калмыковой и других ученых. Во внушительный «авторский коллектив» хрестоматии входит и Я. А. Коменский, автор «Великой дидактики» и той классно-урочной системы, которая является организационной основой российской школы по сей день и в которой не без основания усматривается часть причин школьной неуспеваемости…
Учебное пособие состоит из четырех разделов, в которых излагаются 15 тем.
Первый раздел посвящен факторам, влияющим на успешность обучения. В нем рассматриваются нейропсихологические, психолого-педагогические и психологические факторы. Здесь же дается характеристика основных подходов (педагогического, психологического, нейропсихологического) к диагностике и коррекции школьной неуспеваемости. Отмечается низкая эффективность педагогического подхода и более высокая эффективность психологического подхода в преодолении школьных трудностей. Психологический подход характеризуется автором как направленный на вскрытие причин конкретных учебных трудностей (которые могут быть весьма разнообразными), прежде всего недостатков в когнитивно-личностном развитии, и осуществление на основе этого целенаправленных коррекционно-развивающих воздействий на учащихся (с. 18).
В соответствии с данной логикой в центре внимания автора оказываются различные причины школьной неуспеваемости, а «главная задача пособия — в систематизации знаний о факторах, влияющих на успешность школьного обучения, о причинах разного рода трудностей, возникающих в обучении.., о способах выявления причин трудностей в обучении, их психологической коррекции и основных направлениях профилактики школьной неуспеваемости» (с. 8).
В первый раздел помимо характеристики подходов к анализу и коррекции причин школьной неуспеваемости включены также главы, посвященные трем группам психологических факторов: умственному развитию как фактору успешности обучения, психологической готовности ребенка к школьному обучению и темпераменту. Читателям будет интересно узнать, что проблема готовности к школе, которой посвящено множество современных исследований, проводимых, например, под руководством Н. И. Гуткиной, оказывается настолько традиционной, что в хрестоматийной части раздела она сопровождается текстами А. П. Нечаева и Я. А. Коменского.
Второй раздел, посвященный психологическим особенностям слабоуспевающих школьников, включает две главы, в одной из которых дается характеристика развития когнитивной сферы отстающих в учебе детей (куда входят «слабоуспевающие» и «средние»), а в другой — характеристика типов неуспевающих школьников и предлагаются пути индивидуального подхода к ним. Характеристика познавательной деятельности слабоуспевающих школьников дается традиционно по основным функциям (восприятие, внимание, память, мышление). Центральным понятием для характеристики всех групп слабоуспевающих, в том числе старшеклассников, оказывается «интеллектуальная пассивность», а единственным автором текстов, включенным в хрестоматию, — Л. С. Славина, работы которой, наверное, с учетом прошедшего времени и их непреходящей актуальности можно смело отнести к разряду классических. В двух небольших по объему текстах Л. С. Славиной содержится и краткая характеристика причин неуспеваемости, главной из которых ставится интеллектуальная пассивность, даются примеры ее преодоления, а также формулируются общие рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к преодолению школьной неуспеваемости.
Самым объемным (что согласуется с центральной проблемой, сформулированной автором) является третий раздел, посвященный причинам школьной неуспеваемости и способам их выявления и устранения, включающий 8 глав (всего в пособии 15 глав). Первые 5 глав посвящены психологическим причинам общего отставания в учении: недостаткам в развитии познавательной сферы, особенностям мотивационной, эмоциональной, произвольно-регуляторной и аффективно-потребностной сфер отстающих учеников. В главе, исследующей психолого-педагогические причины, центральным понятием является «недисциплинированность», в главе 13 подробно разбираются психологические причины трудностей при обучении письму, чтению и счету. В последней (14й) главе раздела, к сожалению, одной из самых коротких, описываются конкретные способы диагностики и коррекции трудностей, в частности, приводятся психограмма и психологические таблицы, разработанные автором. Пример такой таблицы дается на материале анализа трудностей при изучении русского языка. С помощью этого примера показано, как практически осуществляется выявление и коррекция причин учебных трудностей. Таблица содержит графы «внешнее проявление причин», «уровни причины» (педагогический, психологический, психофизиологический), типы заданий для диагностики и коррекции, рекомендации по устранению причин. По замыслу автора, таблица позволяет идентифицировать причину, стоящую за ее внешним проявлением, и установить, какой именно рекомендацией воспользоваться для ее устранения. За более подробной информацией автор отсылает читателя к собственной работе 2007 г.1, в которой подробно изложен метод психологических таблиц.
Заключительный раздел состоит из одной главы и посвящен вопросам профилактики школьной неуспеваемости. Это одна из самых коротких глав пособия, что объясняется, повидимому, в первой фразе, с которой начинается этот раздел: «Проблема школьной неуспеваемости — одна из “вечных” проблем педагогики и психологии. Корни этой проблемы лежат в форме организации учебного процесса — классно-урочной системе обучения, предложенной еще в середине XVI века Я. А. Коменским» (с. 330). Автора можно понять, так как говорить о профилактике применительно к «вечной» проблеме особенно трудно. Тем не менее Н. П. Локалова дает общую характеристику направлений психопрофилактики, выделяя: 1) оптимизацию процесса обучения; 2) систематическое психолого-педагогическое изучение школьников с целью своевременного обнаружения и устранения отставания в учебе; 3) организацию групп развития; 4) осуществление всестороннего психологического развития школьников. В хрестоматии автор размещает тексты, содержащие примеры разработанных и проведенных ею развивающих занятий с различными категориями учеников.
Таким образом, в пособии Н. П. Локаловой дается полное, систематическое описание причин школьной неуспеваемости, которые усматриваются в недостатках развития ученика и его особенностях, а также приводятся практически работающие «инструменты» выявления и коррекции подобных недостатков. Приводится и описание подходов к предупреждению причин школьной неуспеваемости, суть которых в их раннем выявлении и проведении психолого-педагогической работы, направленной на содействие развитию учеников группы «риска» по успеваемости.
Подчеркнем, что в соответствии с позицией, избранной автором, внимание как самого автора, так и читателей сосредоточивается именно на причинах, которые следует искать в самом ученике, в особенностях его развития. Однако, как отмечает автор книги, в процессе развития причины неуспеваемости могут носить системный характер. С этой точки зрения, одна причина может повлечь за собой другую, а та, в свою очередь, может вызвать к жизни факторы, которые будут вести к усилению и усугублению первой причины. Таким образом, получается «кольцо»: то, что было причиной, оказывается следствием того, причиной чего является. (Низкий уровень интереса к учению, являющийся следствием низкого уровня развития мышления и связанных с этим пробелов, становится причиной отрицательного отношения к учению, причиной прогулов, которые оказываются причиной еще более глубоких пробелов в знаниях, что становится причиной низкого уровня развития мышления). Примером могут служить описания слабоуспевающих учеников в текстах Л. С. Славиной. Процесс диагностики причин в жесткой причинно-следственной логике и со сложной системной картиной может происходить по-разному и вести к разным результатам и разным способам коррекционной работы.
Другим дискуссионным моментом книги является «роль учителя» в школьной неуспеваемости. Подчеркивая, что «недостатки в деятельности учителей» (с. 332) являются важнейшим фактором учебного процесса, который может влиять на успешность учения, автор оставляет этот аспект за границами своего рассмотрения, лишь отмечая его важность. Это нормально, так как любая работа имеет свои границы и не может осветить вопрос со всех точек зрения и во всех возможных аспектах. Тем не менее, учитывая, что это пособие ориентировано прежде всего на студентов (т. е. оно не просто несет определенную информацию, но и оказывает формирующее влияние на мировоззрение будущих профессионалов), важно четко очертить границы рассматриваемого предмета и тем самым показать, что остается за этими границами. Представляется, что таким — более сложным — образом заданная картина предмета рассмотрения позволила бы автору полнее донести до читателя смысл и пафос именно тех частей книги, которые посвящены вопросам коррекции и профилактики школьной неуспеваемости.
В целом, еще раз подчеркнем, книга Н. П. Локаловой — безусловно полезная и вполне заслуженно может претендовать на роль «настольной книги» школьного психолога.
1 – Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: Причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. М., 2007.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 7940
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 2551
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0