Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9134Новости 1807Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Опыт психологического анализа конфликтов в студенческом общежитии 2560

Мещерякова И.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии МГППУ факультета психологии образования, Москва, Россия
e-mail: iam_for_stud@mail.ru

Погодина Е.Н.
ассистент и аспирант кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна», Москва, Россия
e-mail: elenka_p@list.ru

Аннотация

Статья посвящена особой категории студентов – иногородним студентам, проживающим во время обучения в общежитиях университета. Речь пойдет об адаптации студентов-первокурсников к жизни в студенческом общежитии, а также о конфликтах между соседями по комнате, которые рассматриваются как показатели адаптации к общежитию. В статье кратко освещаются результаты двухмесячного лонгитюдинального исследования, в котором приняли участие студенты первого курса университета «Дубна», проводится психологический анализ конфликтов в комнате студенческого общежития. Показано, что среднее количество конфликтов нелинейно меняется от недели к неделе, достигая максимума на третьей-четвертой неделях, причем различие между крайними двухнедельными периодами (1-я – 2-я неделя versus 7-я – 8-я неделя) было статистически не значимым. Мы предполагаем, что обнаруженное снижение количества конфликтов в конце второго месяца может служить показателем успешной адаптации, хотя говорить о полном ее завершении не приходится.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Авторы, исследующие студентов и феномен студенчества, делают попытки охарактеризовать студента как человека «определенного возраста и как личность» с различных сторон: 1) социальной, в которой воплощаются общественные отношения (сюда же относится принадлежность студента к определенному классу, национальности, группе); 2) психологической, характеризующей студента как целостную личность; 3) биологической, предопределенной в основном наследственностью и врожденными задатками [15]. Заметим, что характеристика личностных особенностей «студента вообще» базируется на основных, существенных характеристиках возраста. Большинство современных авторов отмечают, что 18—20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических качеств, становления и стабилизации характера, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, общественно-политических, профессионально-трудовых, что во многом связано с наступлением совершеннолетия; в это время происходит преобразование мотивации, системы ценностных ориентаций (см., напр.: [7]).

Для многих студентов-первокурсников, вчерашних школьников, переход к студенческой жизни не прост, поскольку им необходимо приспособиться не только к новым особенностям учебного процесса, но и вообще к новой социальной ситуации. Именно поэтому, по мнению многих авторов, для молодых людей, оказавшихся после поступления в вуз в новой социальной среде, особенно актуальна проблема адаптации [17; 22], и к этой проблеме обращаются в своих исследованиях многие психологи. Так, Б. Г. Мещеряков и Г. И. Соболев, развивая представление Л. С. Выготского о природе и роли переживаний, рассматривают в качестве показателя социально-психологической адаптации первокурсников снижение остроты переживаний и уменьшение числа проблем. Ими разработан оригинальный опросник студенческих проблем и предложены процедуры, позволяющие достаточно четко проследить ход социально-психологической адаптации студентов [11]. В свою очередь, Р. В. Богданов отмечает, что многие первокурсники на первых порах обучения испытывают трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы: им сложно конспектировать лекции, анализировать информацию большого объема, четко излагать свои мысли. Кроме того, в ходе первого года обучения могут возникнуть переживания по поводу правильности выбора будущей профессии [2]. Достаточно распространенное явление, когда через некоторое время после поступления в вуз студент понимает, что сделал неверный выбор. Многим студентам, приезжающим учиться в другие города, приходится также адаптироваться к новой для них жизни в общежитии.

В «Большом психологическом словаре» адаптация определяется как приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям, которое рассматривается в двух аспектах — биологическом и психологическом. Первый из них является общим для человека и животных и подразумевает приспособление к условиям природной внешней среды. Второй, психологический, аспект свойственен только человеку и понимается как приспособление человека (личности) к существованию в обществе с учетом требований общества и собственных потребностей и интересов [3], с чем, в принципе, согласны многие авторы (см., напр.: [4; 9; 18; 22]). В нашей работе мы изучаем только одну из граней психологической адаптации студентов, а именно приспособление студента к жизни в общежитии (новой для него жизненной среде). Это непростой и длительный процесс, успешность которого зависит от множества условий. Так, при заселении в новую для себя среду — общежитие человеку следует отождествлять себя с той группой, в которой оказался, принять «дисциплину группы». В противном случае он рискует остаться посторонним и будет окружен атмосферой враждебности (или, по меньшей мере, безразличия); его отношения с другими членами группы не будут приятными; его, вероятно, будут критиковать или сторониться, а значит, конфликтов с соседями по комнате избежать не удастся.

Литература
  1. Бартоломей А., Немировский М., Новикова А. Внеучебное время - воспитанию студентов // Высшее образование в России. 1995. № 1.
  2. Богданов Р. В. Адаптация студентов к учебному процессу как результат внеучебной работы // library.krasu.ru
  3. Большой психологический словарь. 4-е изд, расширенное / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб., 2009.
  4. Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы воспитания молодёжи.  Вып. 3. Саратов. 1997.
  5. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. СПб., 2004.
  6. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2006.
  7. Дьяченко М. И. и др. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. Мн., 2006.
  8. Королев С. Студенческое общежитие периода застоя: технологии дисциплины // www.sergeikorolev.sitecity.ru
  9. Лисовский В. Т., Дмитриев А, В. Личность студента. – Л., 1974.
  10. Лисовский В. Т. Советское студенчество. М., 1990.
  11. Мещеряков Б. Г., Соболев Г. И. Операционализация социально-психологической адаптации студентов через понятие переживания. // Культурно-историческая психология,  2010, №1.
  12. Мещерякова И. А., Иванова А. В. Проблемное поле и переживания студентов. // Психологическая наука и образование. 2004. №2.
  13. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. / Под ред. Булановой-Топорковой М. В. Ростов на Дону, 2002
  14. Петровский А. В., Абраменкова В. В., Зеленова М. Е. и др. Социальная психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. М., 1987.
  15. Петровский А. В., Ковалева В. М., Крашенинников А. А. Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986.
  16. Погодина Е. Н. Адаптация к студенческой жизни: анализ частоты и причин конфликтов в общежитии.// www.psyanima.ru
  17. Саржвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой.// www.psyperm.narod.ru
  18. Сафонова М. Каждый должен побыть иногородним (образовательная миграция: освоение нового социального пространства).// www.eavest.ru
  19. Сущенко С. А. Социальная психология / С. А. Сущенко. Ростов-на-Дону, 2005.
  20. Терц Абрам (Синявский А.) Квартиранты// Терц Абрам (Синявский А.). Соб.соч. в двух томах. Т.1. М., 1992.
  21. Утехин И. Очерки коммунального быта. М., 2001.
  22. Dunnewind Stephanie. Dormitory detente: Roommate conflicts are a growing part of the college experience.// www.accessmylibrary.com
  23. Greenberg Scott. Tips for first year college students.// www.sideroad.com
  24. Fee Susan. Three’s a crowd.// www.sideroad.com
  25. Fee Susan. College roommate problems – solve them with contracts.// www.sideroad.com
  26. Fee Susan. Do best friends make best college roommates?// www.sideroad.com
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика