Автобиографирование как процесс cамодетерминации личности*

2792

Аннотация

Представлен авторский анализ процесса автобиографирования, описаны его социальный и ментальный планы, аргументировано срединное положение автобиографического текста между нарративами и ментативами. Рассмотрены основные процессы автобиографирования: осознание цели повествования, создание самодостаточного речевого сообщения, использование индивидуального смыслового биографического тезауруса, ориентировка на индивидуально отобранные прецеденты, построение приватного ментального пространства личности. Введены понятия сюжетной схемы и жизненного (экзистенциального) модуса автобиографирования. Выдвинута и обоснована гипотеза о связи основных сюжетных схем и жизненных модусов с ведущими человеческими экзистенциалами. Выделены и с помощью авторской полупроективной методики «Модусы жизни» эмпирически изучены 12 модусов (жизнь как долг, жизнь как утрата, жизнь как геройство, жизнь как трикстерство, жизнь как авантюра и др.). Приведены обобщенные результаты авторского исследования предпочитаемых жизненных модусов и сюжетных схем в группах молодых (18—25 лет) и взрослых (40—52 лет) респондентов.

Общая информация

* Статья подготовлена в 2011 г. при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 10-06-00152 а).

Ключевые слова: автобиографирование, нарратив, ментатив, социальный и ментальный планы автобиографии, сюжетная схема, жизненный (экзистенциальный) модус, семантическое пространство автобиографического текста, самодетерминация, идентичность, приватность

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс cамодетерминации личности // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 2. С. 37–51.

Фрагмент статьи

Биографии людей часто бывали
интереснее, чем они сами…
И. Бродский

Науки о человеке пережили не один методологиче­ский «поворот», но, пожалуй, для современной психологии одним из наиболее значимых можно счи­тать «лингвистический (интерпретативный) поворот» (поворот к «текстово-лингвистической парадигме») — тенденции анализировать факты как «репрезентации» дискурсивных механизмов [11]. Изначально связыва­емый с именами Г. Фреге, Б. Рассела, Дж. Мура, Л. Витгенштейна, он отразил давний исследователь­ский интерес к проникновению «за» язык, к раскры­тию через язык сущностных характеристик человека [15; 16; 17]. В рамках этого поворота было содержа­тельно расширено и даже в каком-то смысле психоло­гизировано понимание традиционно принадлежащих лингвистике терминов «язык», «текст», «сюжет», «дискурс», «знаковая система», «значение», «кон­цепт», «метафора», «мотив» и др., и сегодня модный тренд «linguisticity» («лингвистичность») обнаружи­вается в разнообразных исследованиях по философии, социологии, психологии, культурологии, этнологии.

Совмещение контекстов рассмотрения законов произ­водства значений, построения высказываний в языке и законов функционирования человеческого сознания открыло новые перспективы их анализа, создало воз­можности для развития таких междисциплинарных областей, как психолингвистика, психосемиотика, психогерменевтика, психосемантика, когнитивная лингвистика, нарративная психология и др.

<...>

Литература

  1. Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: Взлет и па­дение метафоры. М., 2009.
  2. Бабина Н. А. Истоки и черты структурализма Х. Уай­та // Интеллектуальная культура исторической эпохи: Материалы II Всероссийской научной конференции. Ека­теринбург, 2007.
  3. Барт Р. Введение в структурный анализ повествова­тельных текстов // Зарубежная эстетика и теория литера­туры ХIХ—ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.
  4. Барт Р. Camera lucida. М., 1997.
  5. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельнос­ти. Проблема отношения автора к герою // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. М., 2003.
  6. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умо­зрения. М., 1994.
  7. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Л. С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. Научное наследст­во. М., 1984.
  8. Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. Минск, 1997.
  9. Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые модели­рующие семиотические системы (древний период). М., 1965.
  10. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  11. Копосов Н. Е. Замкнутая вселенная символов: к ис­тории лингвистической парадигмы // Социологический журнал. 1997. № 4.
  12. Кубрякова Е. С. О тексте и критериях его определе­ния // Текст. Структура и семантика. Т. 1. М., 2001.
  13. Кузнецов И. В., Максимова Н. В. Текст в становле­нии: оппозиция «нарратив-ментатив» // Критика и семи­отика. Вып. 11. Новосибирск, 2007.
  14. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: что категории языка говорят нам о мышлении. М., 2004.
  15. Леонтьев А. А. Деятельный ум. (Деятельность. Знак. Личность.) М., 2001.
  16. Леонтьев А. А. Язык как социальное явление (К оп­ределению объекта языкознания) // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. Т. 35. Вып. 4. М., 1976.
  17. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
  18. Леонтьев Д. А. Жизнетворчество как практика рас­ширения жизненного мира // 1-я Всероссийская научно­практическая конференция по экзистенциальной психоло­гии: Материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. С. Мазур, А. И. Сосланда. М., 2001.
  19. Лосев А. Ф. Самое само // Лосев А. Ф. Миф — Чис­ло — Сущность. М., 1994.
  20. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992.
  21. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М., 2000.
  22. Низовских Н. А. Человек как автор самого себя. Пси­хосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. М., 2007.
  23. Олейников А. А. История: событие и рассказ. Крити­ческий анализ философии нарративной формы. Дисс. ... канд. филос. наук. М., 1999.
  24. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  25. Польти Ж. 36 драматических ситуаций. Наиболее известная система построения сюжетов. Электронный ре­сурс: http://www.kinocafe.ru/theory/?tid=51701 28.12.2010
  26. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исто­рические корни волшебной сказки. М., 1998.
  27. Седаков Н. Э. Архетипы бытия и символы культуры (Карл Густав Юнг и Мирча Элиаде): Дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.03. М., 2004.
  28. Силантьев И. В. Поэтика мотива. М., 2004.
  29. Скребцова Т. Г. Языковые бленды в теории концеп­туальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера // Respectus Philologicus. 2002.
  30. Собчик Л. Н. Модифицированная методика Сонди: (тест восьми влечений): Метод портретных выборов — адап­тированный тест Сонди. Методическое пособие. СПб., 2007.
  31. Сонди Л. Судьбоанализ. М., 2007.
  32. Степанов С. С. Мифы и тупики поп-психологии. Дубна, 2006.
  33. Тульчинский Г. Л. Возможное как сущее // Эп­штейн М. Н. Философия возможного. СПб., 2001.
  34. Франц М., Хендерсон Дж. Л., Юнг К. Г. Человек и его символы. М., 2006.
  35. Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика. М., 2000.
  36. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследо­вания. М., 1980.
  37. Эпштейн М. Н. Жизнь как тезаурус // Московский психотерапевтический журнал: теоретико-аналитическое издание / Т. В. Снегирева, Ф. Е. Василюк, В. В. Архангель­ская. М., 2007. № 4 (55).
  38. Эпштейн М. Н. Философия возможного. СПб., 2001.
  39. Booker Ch. The Seven Basic Plots. Why We Tell Stories. London, N. Y., 2004.
  40. Bourdieu P. L'illusion biographique // Actes de la Recherche en Sciences sociales. 1986. № 62—63.
  41. Czarniawska B. Narratives in Social Science Research. L., 2004.
  42. Mink L. History and Fiction as Modes of Comprehension // New Literary History. 1970. Vol. 1.
  43. Strawson G. Against Narrativity // Ratio (new series). 2004. Т. XVII. № 4.

Информация об авторах

Сапогова Елена Евгеньевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии образования, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Профессор, член редколлегии журнала «Культурно-историческая психология»., Москва, Россия, e-mail: esapogova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3117
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 2792
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 11