Выготский и диалогическая педагогика

8196

Аннотация

В статье рассматриваются различия между понятиями «диалогический» и «диалектический» и следствия этих различий для педагогической практики. Вместе с этим предлагается более широкая трактовка представлений Выготского об опосредствовании в рамках учебных отношений. Модель взаимного влияния субъекта и социальной ситуации рассматривается как ключевой момент диалогической концепции обучения в педагогике, подразумевающей диалектический характер не только социальных отношений в школьной среде, но и процесса развития понятийного мышления. Утверждается, что реализация этой концепции на практике представляет определенные сложности для педагогов. Тем не менее, попытки избежать повышенных требований, предъявляемых концепцией обучения, и использовать педагогические практики, основанные на передаче знаний, умений и навыков, не могут рассматриваться как демократический способ решения проблемы массового образования. Известно, что некоторые ученики приходят в школу достаточно подготовленными для того, чтобы справляться с неэффективным обучением. Они могли бы существенно выиграть от вовлечения в диалог с учителем касательно устройства мира, а те, кто недостаточно подготовлен, открыли бы тем самым для себя новые пути для научения.

Общая информация

Ключевые слова: обучение, опосредствование, Выготский Л.С., диалогический , диалектический

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дэниелс Г. Выготский и диалогическая педагогика // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 3. С. 19–29.

Фрагмент статьи

The importance of the interplay between the scien­tific concepts derived in theoretical learning and the spontaneous concepts formed in empirical learning is central to this account of development. If the two forms do not 'connect' then true concept development does not take place. Thus theoretically driven content based teaching which is not designed to connect with learners' everyday empirical learning will remain inert and devel­opmentally ineffective.

Литература

  1. Abreu G., Elbers E. The social mediation of learning in multiethnic schools: Introduction. European Journal of Psychology of Education, 2005. Vol. 20. № 1. P. 3—11.
  2.  Alexander R. Towards Dialogic Teaching: Rethinking classroom talk. Cambridge: Dialogos, 2004. 60 p.
  3.  Alexandrov V.E. Biology, semiosis, and cultural differ­ence in Lotman's semiosphere. Comparative Literature, 2000. № 52. P. 399—423.
  4.  Bakhtin M.M. Art and Answerability: Early Philosophical Essays. Bakhtin M.M. (eds.). Texas: University of Texas Press, 1990. 256 p.
  5.  Bakhtin M.M. Speech Genres and Other Late Essays. Emerson C. (eds.). University of Texas Press Slavic Series 8. Austin: University of Texas Press, 1986. 208 р.
  6.  Bakhurst D. 'Lessons from Ilyenkov'. The Communica­tion Review, 1995. Vol. 1. № 2. P. 155—178.
  7.  Bakhurst D., Sypnowich C. Introduction. The Social Self. Inquiries in Social Construction, London: Sage, 1995. 192 p.
  8.  Best F. 'The metamorphoses of the term 'pedagogy'. Prospects, 1988, XVIII. № 2. P. 157—166.
  9.  Bruner J.S. Acts of meaning, Cambridge Mass: Harvard University Press, 1990. 208 p.
  10.  Cazden C.B. Vygotsky, Hymes and Bakhtin: 'From Word to Utterance and Voice'. In Forman E.A. (eds.) Contexts for learning: sociocultural dynamics in children's development. Oxford: Oxford University Press, 1993. P. 197—212.
  11.  Cheyne J.A.,Tarulli D. 'Dialogue, Difference, and the «Third Voice», in the Zone of Proximal Development'. Theory and Psychology, 1999. № 9. P. 5—28.
  12.  Cole M. Cultural Psychology: A once and future disci­pline. Cambridge Mass: Harvard University Press, 1996. 406 p.
  13.  Davies B. 'On the neglect of pedagogy in educational studies and its consequences', British Journal of In-Service Education, 1994. Vol. 20. № 1. P.17—34.
  14.  Davydov V.V. Problems of Developmental teaching: The experience of theoretical and experimental psychological-research­excerpts (part 1). Soviet Education. 1988. Vol. 30(8). 94 p.
  15.  Davydov V.V. The content and unsolved problems of activity theory. Perspectives on activity theory, 1999. P. 39—52.
  16.  Davydov V. 'The Influence of L.S.Vygotsky on Education Theory, Research and Practice. Educational Re­searcher, 1995. Vol. 24. P. 12—21.
  17.  Farmer F. Voice Reprised: Three Etudes for a Dialogic Understanding Rhetoric Review, 1995. Vol. 13. № 2. P. 304—320.
  18.  Gibson J.J. The ecological approach to visual perception. Boston: Houghton Mifflin, 1979. 332 p.
  19.  Hedegaard M. Situated Learning and Cognition: Theoretical Learning of Cognition'. Mind Culture and Activity, 1979. Vol. 5 (2). P. 114—126.
  20.  Hedegaard M., Chaiklin S. Review of Davydov V.V. (1986). Quarterly newsletter of the Laboratory of Comparative Human Cognition, October 1990. Vol. 12 (4). P. 153—154.
  21.  Hicks D. Self and other in Bakhtin's early philosophi­cal essays: Prelude to a theory of prose consciousness. Mind, Culture, and Activity. 2000. Vol. 7. № 3. P. 227—242.
  22.  Ivic I. 'Profiles of Educators: Lev S Vygotsky (1896— 1934)'. Prospects, 1989, XIX. P. 427—436.
  23.  Knox J. E., Stevens C. Vygotsky and Soviet Russian defectology. The collected works of LS Vygotsky. Springer US, 1993. P. 1—25.
  24. Kozulin A. Psychological Tools. A sociocultural approach to education, Harvard University Press. London, 1998. 192 p.
  25. Kozulin A. A literary model for psychology. In Hicks D. (ed.), Discourse, Learning, and Schooling. New York: Cambridge University Press, 1996. P. 145—164.
  26.  Kozulin A. Vygotsky's Psychology: A Biography of ideas. London: Harvester, 1990, 286p.
  27.  Leander K. Locating Latanya: The situated production of identity artifacts in classroom interaction. Research in the Teaching of English, 2002. № 37. P. 198—250.
  28.  Lotman Y. M. Universe of the mind. A semiotic theory of culture. (Shukman A. (ed.). Bloomington: Indiana Univer­sity Press? 1990, 288 p.
  29.  Lotman Y. Text within a text. Publications of the Modern Language Association, 1994. № 109. P. 377—384.
  30.  Maybin J. Framing and evaluation in 10—12 year old school children's use of appropriated speech, in relation to their induction into educational procedures and practices'. in TEXT, 1999. Vol. 19(4). P. 459—484.
  31.  Mercer N. Words and Minds: how we use language to thinking together.London: Routledge, 2000. 224 p.
  32.  Middleton D., Brown S.D. The Social Psychology of Experience: Studies in Remembering and Forgetting, Sage Publications, London, 2005. 264 p.
  33.  Minick N. 'The Development of Vygotsky's thought: an introduction'. In Rieber R.W. (eds.) The collected works of L.S. Vygotsky, 1, New York: Plenum Press, 1987. 396 p.
  34.  Moll L.C. 'Introduction' In Moll L.C. (ed.) Vygotsky and Education. Instructional Implications and Applications of Sociohistorical Psychology, Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 439 p.
  35.  Prawat R.S. 'Cognitive theory at the crossroads: Head fitting, head splitting, or somewhere in between?'. Human Development, 1999. Vol. 42. № 2. P. 59—77.
  36.  Riegel K.F. 'The Dialectics of Human Development'. American Psychologist, 1976, October. P. 689—700.
  37.  Sameroff A.J. 'Development and the Dialectic: the Need for a Systems Approach'. In Collins W.A. (ed.) The Concept of Development — Minnesota Symposia on Child Psychology, 1980. Vol. 15. P. 83—103.
  38.  Simon B. 'Why no pedagogy in England'. In Simon B. Does Education matter? London: Lawrence and Wishart, 1985. P. 77—105.
  39.  Sutton A. 'Backward Children in the USSR: an Unfamiliar Approach to a Familiar Problem'. In Brine J. (eds.) Home, School and Leisure in the Soviet Union. London: George Allen and Unwin, 1980. P. 160—191.
  40.  Van der Veer R., Valsiner J. Understanding Vygotsky: A quest for synthesis. Oxford: Blackwell, 1991. 450 p.
  41. Vygotsky L.S. The collected works of L.S. Vygotsky: The fundamentals of defectology: Abnormal psychology and learning disabilities. (Vol. 2). New York: Plenum Press. (Original work 1928—1933), 1993. 292 p.
  42.  Vygotsky L.S. Educational psychology. Boca Raton, FL: Saint Lucie Press. (Original work 1921—1923), 1997. 374 p.
  43.  Vygotsky L.S. The collected works of L.S. Vygotsky: Problems of general psychology. (Vol.1). New York: Plenum Press. (Original work 1933—1934), 1987. 396 p.
  44.  Vygotsky L.S. Mind in society: the development of higher psychological processes. Cole M. (eds.). Harvard Uni­versity Press, 1978. 176 p.
  45. Wartofsky M. Models. Dordecht: D.Reide, 1973. 209 p.
  46.  Wells G. Dialogic inquiry: Toward a sociocultural practice and theory of Education, Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 392 p.
  47.  Wertsch J.V. Mediation. In Daniels H. (eds.) The Cambridge Companion to Vygotsky. New York: Cambridge University Press, 2007. 476 p.
  48.  Wertsch J.V. Voices of the mind: A sociocultural approach to mediated action. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1991. 192 p.
  49.  Wertsch J.V. Mind as action. New York: Oxford University Press, 1998. 224 p.
  50.  Wertsch J.V. (ed.) Culture, communication, and cog­nition: Vigotskian perspectives. New York: Cambridge University Press, 1985a. P. 273—305.
  51.  Wertsch J.V. The semiotic mediation of mental life: L S Vygotsky and M.M. Bakhtin. In Semiotic Mediation: Sociocultural and Psychological Perspectives, Mertz E., Parmentier R. J. (Eds.) Academic Press, 1985. P. 49—71.
  52.  Wertsch J. V., Kazak S. Saying more than you know in instructional settings. Theories of learning and studies of instructional practice. Springer New York, 2011. P. 153—166.
  53.  Wertsch J. & Toma C. Discourse and learning in the classroom: A sociocultural approach. In L. Steffe & J. Gale (Eds.), Constructivism in education. Hillsdale, NJ: LEA, 1995. P. 159—174.
  54.  Wertsch J.V. Tulviste P. and Hagstrom F. 'A Sociocultural Approach to Agency', in E.A., Forman, N., Minick, and C.A. Stone, (eds.) Contexts for learning: sociocul­tural dynamics in children's development, Oxford: Oxford University Press, 1993. P. 336—356.
  55.  Wozniak R.H. 'A Dialectic Paradigm for Psychological Research: Implications Drawn from the History of Psychology in the Soviet Union', Human Development. 1975. Vol. 18. P. 18—34.

Информация об авторах

Дэниелс Гарри, PhD, профессор, научный сотрудник, факультет образования, колледж Грин Темплтон, Оксфорд, Великобритания, e-mail: harry.daniels@education.ox.ac.uk

Метрики

Просмотров

Всего: 2624
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 8196
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7