Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8583Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

15 место — направление «Психология»

1,086 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,034 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Опыт социально-психологического анализа понимания морально-нравственного конфликта мультфильма 1328

Собкин В.С., доктор психологических наук, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия, sobkin@mail.ru

Аннотация

В статье представлен психологический анализ особенностей развития киноповествования в мультипликационном фильме «Старая игрушка», который выступил в качестве экспозиционного материала для экспериментального психологического исследования особенностей восприятия и понимания фильма младшими школьниками. При анализе фильма учитываются особенности киноязыка (построение кадра, монтаж, развитие сюжета, действенный анализ поведения персонажа, драматургический конфликт и др.).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Статья подготовлена по материалам двух экспери­ментальных исследований, проведенных в 1985 и 2006 гг. Эмпирический материал в 1985 г. был со­бран и обработан совместно с О.А. Колмановской, а в 2006 г. с — П.Л. Душацкой. Основная проблемати­ка работы связана с вопросами смыслообразования в процессе восприятия художественного произведе­ния.

Литература
  1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 c.
  2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. 470 с.
  3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художествен­ная литература, 1965. 527 с.
  4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934. 362 с.
  6. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусст­во, 1968. 576 с.
  7. Грачева А.М., Нистратов А.А., Петренко В.Ф., Соб­кин В.С. Психосемантический анализ понимания мотива­ционной структуры поведения киноперсонажа // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 123—131.
  8. Кнебель М.О., Лурия А.Р. Пути и средства кодиро­вания смысла // Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 77—83.
  9. Козлова И.Н. Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж. Кел­ли // Системы исследования: Ежегодник. 1975. С. 128—146.
  10. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в си­стеме культуры // Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллин: «Александра», 1992. С. 76—89.
  11. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: МГУ, 1975. 253 с.
  12. Пазолини П. Поэтическое кино // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана: сб. статей / Ред. Н. Осколкова и 3. Федотова. М.: Радуга, 1984. С. 45—66.
  13. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную пси­хосемантику: Исследование форм репрезентации в обы­денном сознании. М.: МГУ, 1983. 177 с.
  14. Собкин В.С. К исследованию поэтики текстов Л.С. Выготского // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. Тезисы докладов Всесоюзной конференции (Москва, 23—25 июня 1981 г.). М.: ВНИИ­ТЭ, 1981. С. 143—145.
  15. Собкин B.C. К определению понятия идентифика­ция // Виды и функции речевой деятельности. М.: Изд-во Института языкознания АН СССР, 1977. С. 115—122.
  16. Собкин B.C. К формированию представлений о ме­ханизмах процесса идентификации в общении // Теорети­ческие и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Отв. ред. А.А. Бодалев. Краснодар: КубГУ, 1975. С. 34—39.
  17. Собкин В.С. Мультфильм как средство социально­психологического анализа морально-нравственного разви­тия ребенка (по материалам исследования 1985— 2006 гг.) // Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. М.: Центр со­циологии образования РАО, 2006. С. 73—102.
  18. Собкин B.C. Психологические аспекты вопроса о моделировании смыслового поля партнера по общению // Национальная культура и общение. Тезисы конференции. М., 1977. С. 69—71.
  19. Собкин В.С., Колмановская О.А. Особенности пони­мания конфликтной ситуации фильма в младшем школь ном возрасте как показатель социальной активности /
  20. Формирование социальной активности младших школь­ников в процессе обучения и воспитания: Межвуз. сб. на­уч. тр. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1990. С. 64—72.
  21. Собкин В.С., Маркина О.С. Фильм «Чучело» глаза­ми современных школьников. Труды по социологии обра­зования. Т. XXIV. Вып. XXV. М.: Институт социологии образования РАО, 2010. 152 с.
  22. Собкин В.С., Шмелев А.Г. Психосемантическое ис­следование актуализации социально-ролевых стереоти­пов // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 124—136.
  23. Собкин В.С., Шмелев А.Г. Сценическое перевопло­щение как экспериментальная модель семантической пе­рестройки «Я-образа» в группе // Экспериментальные ме­тоды исследования личности в коллективе (Тезисы кон­ференции). Ч.1. Даугавпилс, 1985.. С. 79—81.
  24. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 336 с.
  25. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. 225 с.
  26. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психо­семантику: Теоретико-методологические основания и пси­ходиагностические возможности. М.: МГУ, 1983. 157 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика