Культурно-историческая психология
2014. Том 10. № 4. С. 12–26
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Опыт социально-психологического анализа понимания морально-нравственного конфликта мультфильма
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: кадр , сюжет, морально-нравственный конфликт, механизм идентификации, процесс смыслообразования, личностные конструкты, защитные механизмы
Рубрика издания: Возрастная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Собкин В.С. Опыт социально-психологического анализа понимания морально-нравственного конфликта мультфильма // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 4. С. 12–26.
Фрагмент статьи
Статья подготовлена по материалам двух экспериментальных исследований, проведенных в 1985 и 2006 гг. Эмпирический материал в 1985 г. был собран и обработан совместно с О.А. Колмановской, а в 2006 г. с — П.Л. Душацкой. Основная проблематика работы связана с вопросами смыслообразования в процессе восприятия художественного произведения.
Литература
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 c.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. 470 с.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. 527 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934. 362 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.
- Грачева А.М., Нистратов А.А., Петренко В.Ф., Собкин В.С. Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры поведения киноперсонажа // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 123—131.
- Кнебель М.О., Лурия А.Р. Пути и средства кодирования смысла // Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 77—83.
- Козлова И.Н. Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли // Системы исследования: Ежегодник. 1975. С. 128—146.
- Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллин: «Александра», 1992. С. 76—89.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: МГУ, 1975. 253 с.
- Пазолини П. Поэтическое кино // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана: сб. статей / Ред. Н. Осколкова и 3. Федотова. М.: Радуга, 1984. С. 45—66.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: МГУ, 1983. 177 с.
- Собкин В.С. К исследованию поэтики текстов Л.С. Выготского // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. Тезисы докладов Всесоюзной конференции (Москва, 23—25 июня 1981 г.). М.: ВНИИТЭ, 1981. С. 143—145.
- Собкин B.C. К определению понятия идентификация // Виды и функции речевой деятельности. М.: Изд-во Института языкознания АН СССР, 1977. С. 115—122.
- Собкин B.C. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в общении // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Отв. ред. А.А. Бодалев. Краснодар: КубГУ, 1975. С. 34—39.
- Собкин В.С. Мультфильм как средство социальнопсихологического анализа морально-нравственного развития ребенка (по материалам исследования 1985— 2006 гг.) // Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. М.: Центр социологии образования РАО, 2006. С. 73—102.
- Собкин B.C. Психологические аспекты вопроса о моделировании смыслового поля партнера по общению // Национальная культура и общение. Тезисы конференции. М., 1977. С. 69—71.
- Собкин В.С., Колмановская О.А. Особенности понимания конфликтной ситуации фильма в младшем школь ном возрасте как показатель социальной активности /
- Формирование социальной активности младших школьников в процессе обучения и воспитания: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1990. С. 64—72.
- Собкин В.С., Маркина О.С. Фильм «Чучело» глазами современных школьников. Труды по социологии образования. Т. XXIV. Вып. XXV. М.: Институт социологии образования РАО, 2010. 152 с.
- Собкин В.С., Шмелев А.Г. Психосемантическое исследование актуализации социально-ролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 124—136.
- Собкин В.С., Шмелев А.Г. Сценическое перевоплощение как экспериментальная модель семантической перестройки «Я-образа» в группе // Экспериментальные методы исследования личности в коллективе (Тезисы конференции). Ч.1. Даугавпилс, 1985.. С. 79—81.
- Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 336 с.
- Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. 225 с.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: МГУ, 1983. 157 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2792
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 1229
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4