Опыт социально-психологического анализа понимания морально-нравственного конфликта мультфильма

1229

Аннотация

В статье представлен психологический анализ особенностей развития киноповествования в мультипликационном фильме «Старая игрушка», который выступил в качестве экспозиционного материала для экспериментального психологического исследования особенностей восприятия и понимания фильма младшими школьниками. При анализе фильма учитываются особенности киноязыка (построение кадра, монтаж, развитие сюжета, действенный анализ поведения персонажа, драматургический конфликт и др.).

Общая информация

Ключевые слова: кадр , сюжет, морально-нравственный конфликт, механизм идентификации, процесс смыслообразования, личностные конструкты, защитные механизмы

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Собкин В.С. Опыт социально-психологического анализа понимания морально-нравственного конфликта мультфильма // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 4. С. 12–26.

Фрагмент статьи

Статья подготовлена по материалам двух экспери­ментальных исследований, проведенных в 1985 и 2006 гг. Эмпирический материал в 1985 г. был со­бран и обработан совместно с О.А. Колмановской, а в 2006 г. с — П.Л. Душацкой. Основная проблемати­ка работы связана с вопросами смыслообразования в процессе восприятия художественного произведе­ния.

Литература

  1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 c.
  2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. 470 с.
  3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художествен­ная литература, 1965. 527 с.
  4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934. 362 с.
  6. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусст­во, 1968. 576 с.
  7. Грачева А.М., Нистратов А.А., Петренко В.Ф., Соб­кин В.С. Психосемантический анализ понимания мотива­ционной структуры поведения киноперсонажа // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 123—131.
  8. Кнебель М.О., Лурия А.Р. Пути и средства кодиро­вания смысла // Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 77—83.
  9. Козлова И.Н. Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж. Кел­ли // Системы исследования: Ежегодник. 1975. С. 128—146.
  10. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в си­стеме культуры // Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллин: «Александра», 1992. С. 76—89.
  11. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: МГУ, 1975. 253 с.
  12. Пазолини П. Поэтическое кино // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана: сб. статей / Ред. Н. Осколкова и 3. Федотова. М.: Радуга, 1984. С. 45—66.
  13. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную пси­хосемантику: Исследование форм репрезентации в обы­денном сознании. М.: МГУ, 1983. 177 с.
  14. Собкин В.С. К исследованию поэтики текстов Л.С. Выготского // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. Тезисы докладов Всесоюзной конференции (Москва, 23—25 июня 1981 г.). М.: ВНИИ­ТЭ, 1981. С. 143—145.
  15. Собкин B.C. К определению понятия идентифика­ция // Виды и функции речевой деятельности. М.: Изд-во Института языкознания АН СССР, 1977. С. 115—122.
  16. Собкин B.C. К формированию представлений о ме­ханизмах процесса идентификации в общении // Теорети­ческие и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Отв. ред. А.А. Бодалев. Краснодар: КубГУ, 1975. С. 34—39.
  17. Собкин В.С. Мультфильм как средство социально­психологического анализа морально-нравственного разви­тия ребенка (по материалам исследования 1985— 2006 гг.) // Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. М.: Центр со­циологии образования РАО, 2006. С. 73—102.
  18. Собкин B.C. Психологические аспекты вопроса о моделировании смыслового поля партнера по общению // Национальная культура и общение. Тезисы конференции. М., 1977. С. 69—71.
  19. Собкин В.С., Колмановская О.А. Особенности пони­мания конфликтной ситуации фильма в младшем школь ном возрасте как показатель социальной активности /
  20. Формирование социальной активности младших школь­ников в процессе обучения и воспитания: Межвуз. сб. на­уч. тр. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1990. С. 64—72.
  21. Собкин В.С., Маркина О.С. Фильм «Чучело» глаза­ми современных школьников. Труды по социологии обра­зования. Т. XXIV. Вып. XXV. М.: Институт социологии образования РАО, 2010. 152 с.
  22. Собкин В.С., Шмелев А.Г. Психосемантическое ис­следование актуализации социально-ролевых стереоти­пов // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 124—136.
  23. Собкин В.С., Шмелев А.Г. Сценическое перевопло­щение как экспериментальная модель семантической пе­рестройки «Я-образа» в группе // Экспериментальные ме­тоды исследования личности в коллективе (Тезисы кон­ференции). Ч.1. Даугавпилс, 1985.. С. 79—81.
  24. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 336 с.
  25. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. 225 с.
  26. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психо­семантику: Теоретико-методологические основания и пси­ходиагностические возможности. М.: МГУ, 1983. 157 с.

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2792
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1229
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4