Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9264Новости 1835Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 19 место — направление «Психология» 0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,064 — двухлетний импакт-фактор Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: https://doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология Субъектность профессионального самоопределения подростков с особыми социальными ситуациями развития 1033Арон И.С. АннотацияВ статье обосновывается значимость субъектности профессионального самоопределения как осознанного, самостоятельного, активного, ответственного профессионального выбора, которая актуализируется в современных условиях развития общества. В качестве интегрального показателя субъектности профессионального самоопределения обозначается психологическая готовность к его осуществлению, включающая когнитивный, деятельностный, мотивационный, личностный компоненты. Приводятся данные исследования специфики психологической готовности к профессиональному самоопределению у подростков с особыми социальными ситуациями развития. Были обследовано 211 подростков, в том числе — подростки-сироты, подростки с девиантным поведением, подростки с признаками одаренности. Использовался комплекс методик, включающий пять стандартизированных методик и авторский опросник. На основании полученных результатов делается вывод о том, что для всех исследованных групп подростков характерна недостаточная готовность к профессиональному самоопределению: для подростков-сирот и подростков с девиантным поведением – по всем четырем компонентам готовности; для одаренных подростков – по деятельностному и личностному компонентам. Использование результатов исследования позволит разработать дифференцированные, личностно-ориентированные технологии активизации субъектности профессионального самоопределения у подростков с особыми социальными ситуациями развития. Перспективы дальнейшей работы автор связывает с изучением позитивных характеристик психологической готовности подростков с особыми социальными ситуациями развития к профессиональному самоопределению, которые могут служить компенсирующим и развивающим потенциалом субъектности профессионального самоопределения в условиях специфических социальных контекстов и ограниченности субъектных ресурсов профессионального самоопределения. Ключевые слова: подросток, социальная ситуация развития, особая социальная ситуация развития, профессиональное самоопределение, субъектность, психологическая готовность к профессиональному самоопределению Рубрика: Эмпирические исследования Тип: научная статья Фрагмент статьи
Во многом негативные влияния социально-экономических и политических изменений современного общества, усугубляющие кризисные явления подросткового возраста, актуализируют необходимость активизации внутренних психологических ресурсов подростков, позволяющих занять субъектную позицию в отношении внешних средовых воздействий при принятии жизненно важных решений. К числу таких решений, принимаемых в подростковом возрасте, относятся, в первую очередь, решения, связанные с профессиональным самоопределением и профессиональной самореализацией. Литература
Статьи по теме
Психология образования | Захарова У.С., Вилкова К.А. Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей Социальная психология, Теория и методология | Воронин А.Н., Кубрак Т.А. Психология образования, Психология развития | Юдина Т.А. Клиническая психология, Психология личности | Гаранян Н.Г., Шарапова А.В., Сорокова М.Г., Микита О.Ю., Бойко С.Л. Психологическая диагностика, Психология личности | Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Гришина Н.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|