Современное состояние и перспективы развития научной школы Л.И. Божович

361

Аннотация

В статье приведены результаты исследования, проведенного в рамках исследовательского проекта ФГБОУ ВО МГППУ «Анализ современного состояния научной школы Л.И. Божович». Проанализировано развитие научной школы Л.И. Божович в конце ХХ — начале XXI в., выявлена тенденция к увеличению интереса психологов к научному наследию Л.И. Божович и возрастание числа работ, направленных на получение новых данных для уточнения ее концепции в современных условиях и на теоретическую проработку понятий и схем, содержащихся в ее концепции. Подробно проанализированы содержание и итоги международной научно-практической конференции «Научное наследие Л.И. Божович и современная психология образования» (24—25 сентября 2018 г. ФГБОУ ВО МГППУ совместно с ФГБНУ «Психологический институт РАО»), выделены наиболее существенные характеристики современного состояния научной школы Л.И. Божович, намечены перспективы ее развития.

Общая информация

Ключевые слова: Л.И. Божович, научная школа, история развития, современное состояние, перспективы развития

Рубрика издания: Памятные даты

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150209

Финансирование. Работа выполнена при поддержке исследовательского проекта ФГБОУ ВО МГППУ «Анализ современного состояния научной школы Л.И. Божович».

Для цитаты: Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Современное состояние и перспективы развития научной школы Л.И. Божович // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 2. С. 79–84. DOI: 10.17759/chp.2019150209

Полный текст

 
 

Живой интерес к научному наследию выдающегося психолога, ученицы и последователя Л.С. Вы­готского, создателя культурно-исторической концепции развития личности в детском и подростковом возрасте, доктора психологических наук, профессора Л.И. Божович за последние десятилетия не убывал, а в последние двадцать лет существенно возрастал, что особенно заметно с начала 2000-х гг. В конце ХХ — начале XXI в. были проведены исследования, в которых осуществлена частичная или полная репликация исследований Л.И. Божович [2; 4; 12], опубликованы работы, в которых проведен глубокий анализ концепции Л.И. Божович, истории и перспектив развития ее научной школы [5; 6; 7; 13; 15; 18; 19], операционализа- ция некоторых базовых понятий ее концепции [9; 11]. За последние годы появилось немало исследований, в которых понятие внутренней позиции применялось для изучения личности обучающегося (Л.Г. Бор­тникова, А.В. Булыгина, М.С. Гринева, В.С. Лукина, Ф.В. Мальчинский, О.Н. Финогенова, О.А. Щербини­на и др.), причем не только применительно к личности младшего школьника, но и по отношению к обучающимся на всех уровнях общего образования, а также применительно к личности студентов.

Примерно с начала 2000-х гг. становится все больше публикаций, посвященных теоретическому анализу понятия внутренней позиции (А.Д. Андре­ева, Н.И. Гуткина, Д.В. Лубовский, К.Н. Поливано­ва, Е.О. Смирнова и А.Е. Лагутина, Н.Г. Салмина и И.Г. Тиханова, Г.А. Цукерман и др.), а также диссертационных исследований, в которых понятие внутренней позиции поставлено во главу угла при изучении личности обучающегося. Последователи Л.И. Божович продолжали разрабатывать ее теоретическое наследие, открывая эвристические возможности созданной ею концепции для решения различных задач психологии развития и образования. Так, Е.Д. Божович [3] убедительно показала возможности применения идей Л.И. Божович в области психолингвистики и для изучения субъектности обучающегося. В.Э. Чудновский [16; 17] убедительно показал перспективы применения концепции в области психологии воспитания. Значительным шагом в освоении научного наследия Л.И. Божович стала публикация статьи Н.Н. Толстых «Возможность свободы» [14], посвященная анализу концепции Л.И. Божович как экзистенциальной психологии детства и отрочества, в которой процесс овладения ребенком или подростком своим поведением рассматривается как становление внутренней свободы личности.

Концепция развития личности, созданная Л.И. Бо­жович, стала применяться к анализу развития личности в пожилом возрасте. Так, Н.Х. Александрова [1] показала возможности разработки субъектного подхода к проблемам пожилого возраста. Значительные изменения в образовательной ситуации и во всей системе социальных практик обучения и развития детей, произошедшие за последнее десятилетие, а также широкое распространение в отечественной психологии теорий и подходов, альтернативных концепции Л.И. Божович, создали необходимость анализа современного состояния научной школы Л.И. Божович и перспектив ее развития. Прежде всего, возникла необходимость оценки концепции Л.И. Божович с точки зрения возможностей ее применения в современной практической психологии образования для формирования личностных образовательных результатов обучающихся. Помимо этого, имелась необходимость сравнительного анализа концепции Л.И. Божович и других широко распространенных в современной психологии теорий, концепций и подходов.

Для изучения современного состояния научной школы Л.И. Божович и оценки перспектив ее развития 24—25 сентября 2018 г. ФГБОУ ВО МГППУ совместно с ФГБНУ «Психологический институт РАО» провели международную научно-практическую конференцию «Научное наследие Л.И. Божо­вич и современная психология образования» [11]. Данное мероприятие было центральным в рамках настоящего научно-исследовательского проекта. В ходе работы конференции «Научное наследие Л.И. Божо­вич и современная психология образования» был проведен анализ ее научного наследия, прежде всего, с точки зрения практических задач современной психологии образования.

Основной целью конференции было изучение современного состояния научных исследований и практических разработок в русле научной школы Л.И. Бо­жович и анализ перспектив развития ее научного наследия, а также интеграции намеченного ею подхода к развитию личности и современных теорий личности, прежде всего созданных в позитивной психологии.

Задачами проведения конференции были анализ современного состояния разработок в направлении, намеченном Л.И. Божович, оценка эвристического потенциала ее теоретического наследия и перспектив развития ее научной школы с учетом возможностей интеграции созданной ею теории и современных теорий, концепций, подходов, широко распространенных в современной психологии личности обучающегося.

Конференция стала своеобразной площадкой обмена информацией о применении теоретического наследия Л.И. Божович в исследованиях образования и в современной практической психологии образования. Участники конференции в докладах и статьях уделили много внимания выявлению эвристического потенциала концепции и анализу направлений ее развития с учетом возможностей взаимодействия с современными теориями и подходами и, прежде всего, позитивной психологией (Э. Диси, Р. Райан, М. Селигман, М. Чиксентмихайи и др.).

В конференции приняли участие ведущие отечественные и зарубежные исследователи в области психологии образования, психологии развития, психологии личности. В мероприятии приняли участие около 100 российских и зарубежных ученых в области психологии образования и развития. В рамках конференции были проведены пленарное заседание, три тематические секции, круглый стол «Живая память об Л.И. Божович».

Пленарное заседание убедительно показало широкий спектр возможностей применения концепции Л.И. Божович в решении теоретических проблем современной психологии. Так, Е.Д. Божович (ПИ РАО, Москва) убедительно показала возможность применения концепции Л.И. Божович для решения проблемы гармонической личности и для теоретического обоснования проективной техники незавершенных рассказов, примененной в исследовании внутренней гармонии личности подростков. И.В. Ду­бровина (МГППУ, Москва) сосредоточилась на возможностях применения концепции Л.И. Божович в решении проблем воспитания обучающихся. В докладах на пленарном заседании О.А. Карабанова (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва), В.А. Гуружапов (МГППУ, Москва), в присланной на конференцию статье Г.В. Акопов (СГСПУ, Самара) убедительно показали значительные возможности применения научного наследия Л.И. Божович в изучении социальной ситуации развития детей и подростков. Участники конференции уделили внимание разработке на основе теоретического наследия Л.И. Божович новых методик исследования личности. Так, Д.А. Леонтьев (НИУ ВШЭ, Москва) представил созданный им новый опросник жизненной позиции, основой для которого послужили представления о внутренней позиции личности, разработанные Л.И. Божович. М.А. Сафронова (МГППУ, Москва) показала возможность создания техник, направленных на исследование совместной деятельности школьников, на основе парной методики, разработанной Л.И. Божович и Л.С. Славиной еще в конце 1920-х гг.

На пленарном заседании были представлены доклады, посвященные теоретическому анализу концепции Л.И. Божович. Большой интерес участников конференции вызвал доклад А.Г. Асмолова (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва), посвященный преемственности этико-философских взглядов в основе понимания личности от Л.С. Выготского к Л.И. Бо­жович. В докладах Н.Н. Толстых, М.В. Ермолаевой, Д.В. Лубовского (МГППУ, Москва) проанализирована версия субъектного подхода, предложенная Л.И. Божович в рамках ее концепции. Докладчики показали трудности теоретического анализа, связанные с тем, что Л.И. Божович не использовала категорию субъекта, и выявили содержательное сходство ее концепции как с субъектным подходом в современной российской психологии, так и с положениями позитивной психологии. Проблема единства аффекта и интеллекта в формировании личности дошкольника рассмотрена в докладе Е.О. Смирновой (МГППУ, Москва). Н.И. Гуткина в статье, присланной на конференцию, убедительно показала, что Л.И. Божович была ярким представителем культурно-исторической школы Л.С. Выготского, поскольку его теория развития высших психических функций была творчески переосмыслена ею применительно к формированию личности как психологической системы.

Концепция Л.И. Божович в контексте наиболее известных теорий личности второй половины ХХ в. и в современной психологии была рассмотрена в докладе В.К. Василева и Р.И. Стаматова (Пловдивский университет «Паисий Хилендарски», Пловдив, Болгария). Болгарские коллеги убедительно показали, что концепция Л.И. Божович относится к интегративным теориям и концепциям личности и предвосхищает положения позитивной психологии, сформулированные позднее.

Много информации для анализа современного состояния научной школы Л.И. Божович дали секционные заседания. Так, на секции «Актуальные вопросы психологии образования в контексте теории Л.И. Божович» (модераторы В.А. Гуружапов, Д.В. Лубовский, МГППУ, Москва) широко обсуждались проблемы формирования мотивов учебной и учебно-профессиональной деятельности и их связь с культурно-историческим контекстом (А.Д. Андре­ева, Е.Е. Данилова, ПИ РАО, Москва; А.П. Авдеева, МГТУ имени Н.Э. Баумана, Москва; Н.С. Денисен­кова, О.Л. Бобкова, МГППУ, Москва). В.Э. Пахальян (МГППУ, Москва) показал в своем выступлении возможности подготовки практических психологов образования в контексте идей Л.И. Божович. На секцию были представлены доклады в форме статей М.Н. Зыковой (КОИРО, г. Калининград, Россия) и Л.Б. Шнейдер (РГГУ, Москва) о культурно-исторических основах содержания образования и Г.В. Слав- чевой-Андоновой (Пловдивский университет «Па­исий Хилендарски», Пловдив, Болгария) об идеях Л. Божович как факторе формирования профессиональной компетентности учителей в Болгарии.

Интернациональный состав участников отличал секцию «Проблемы личности в трудах Л.И. Божович и их современное развитие» (модераторы Н.Н. Толстых, И.Ю. Кулагина, МГППУ, Москва). Профессора и преподаватели Пловдивского университета «Па­исий Хилендарски» (Пловдив, Болгария) показали, как развитие научной школы Л.И. Божович продолжается в их стране. Доклад В.К. Василева и Р.И Стаматова был посвящен проблеме рефлексии в контексте культурно-исторической, позитивной психологии и в свете идей Л.И. Божович. С.Н. Сарийска (Пловдивский университет «Паисий Хилендарски», Пловдив, Болгария) рассмотрела благодарность в контексте благополучия и учебы. Ю.П. Янакиев, (Пловдивский университет «Паисий Хилендарски», Пловдив, Болгария) и Т.И. Денева (Медицинский университет, г. Пловдив, Болгария) провели сравнительную оценку выгорания у болгарских и греческих специалистов здравоохранения. В представленном на секцию докладе в форме статьи Я.Л. Коломинско- го и Е.В. Бондарчук (БГПУ имени М. Танка, Минск, Беларусь) показано развитие идей Л.И. Божович о личности в научной школе Я.Л. Коломинского.

Во многих докладах на данной секции рассматривались проблемы, поставленные еще в работах Л.И. Божович. Так, доклад А.К. Осницкого (ПИ РАО, Москва) был посвящен становлению личности и волевой регуляции; сообщение Е.В. Апасовой и И.Ю. Кулагиной (МГППУ, Москва) профессиональному самоопределению в юности. Е.И. Исаев (МГППУ, Москва) рассмотрел личность как антропологическую категорию в контексте концепции Л.И. Божович. Роль труда в личностном развитии подростков проанализирована в докладе О.А. Мо- сквитиной (ПИ РАО, Москва). Е.Ю. Патяева (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) рассмотрела поступок как категорию психологии личности, продолжив тему последней статьи Л.И. Божович.

Секция «Этапы формирования личности в онтогенезе» (модераторы И.В. Дубровина и М.В. Ермолаева, МГППУ, Москва) стала площадкой обсуждения возможностей применения теории личности Л.И. Божо­вич для анализа возрастного развития в современном обществе. Пловдивский университет «Паисий Хилен- дарски» представили на секции К.С. Тагарева с докладом о роли практического опыта в формировании первого личностного новообразования и И.И. Левкова с сообщением о родительских посланиях школьникам как факторе формирования личности. Современные подходы к самоопределению личности были проанализированы в докладе М.В. Ермолаевой, Л.В. Силаевой и Д.В. Лубовского (МГППУ, Москва). Л.А. Григорович (Московский институт психоанализа, Москва) рассмотрела моральные представления как компоненты личностного развития подростка; Т.А. Швец (МГППУ, Москва) выступила с сообщением о субъективном восприятии возраста современными младшими подростками. Представляли большой интерес присланные на секцию статьи Л.С. Акопян об эмоциональном профиле современных школьников и С.С. Мишиной о проблемах детско-родительских отношений в трудах Л.И. Божович (обе СГСПУ, Самара) , а также статья Н.А. Шоркиной (МГППУ, Москва) о проблеме личностного самоопределения юношей-мигрантов с позиции учения Л.И. Божович.

Во второй день конференции на круглом столе в Психологическом институте РАО с воспоминаниями об Л.И. Божович выступили И.В. Дубровина, Е.Д. Бо­жович, Н.Н. Толстых, А.Д. Андреева. Перед участниками конференции предстал яркий образ мудрого, проницательного, мужественного, креативного ученого, человека большой и щедрой души. В.К. Василев рассказал о значении работ Л.И. Божович для подготовки педагогов и психологов в Болгарии и передал в дар лаборатории научных основ детской практической психологии учебник по психологии школьников, изданный в Болгарии в начале 1980-х гг.; теоретической основой учебника выступила прежде всего концепция Л.И. Божович. В выступлении М.В. Ермолаевой был подчеркнут вклад в отечественную возрастную психологию Л.И. Божович, которая задала нравственные ориентиры для других поколений психологов, как своей концепцией развития личности в онтогенезе, так и своей жизнью ученого.

Конференция также помогла выявить некоторые проблемы в развитии научной школы Л.И. Божович. Прежде всего, в ряде докладов была показана необходимость дальнейшей теоретической проработки понятий и положений ее концепции, несмотря на заметный шаг в разработке ее теоретического наследия, отраженный в докладах Е.Д. Божович, М.В. Ермола­евой, Д.В. Лубовского, Е.Ю. Патяевой, Н.Н. Толстых и др. Во-вторых, в дискуссии на секции «Актуальные вопросы психологии образования в контексте теории Л.И. Божович» обсуждена одна из важнейших проблем научной школы Л.И. Божович, а именно, преимущественная направленность исследований на решение фундаментальных проблем психологии и меньшее внимание к решению прикладных проблем. Были также обсуждены возможности применения научного наследия Л.И. Божович в разработке программ психолого-педагогического сопровождения и развивающих занятий, направленных на формирование личностных образовательных результатов обучающихся.

По результатам конференции на завершающем заседании было принято заключение, в котором намечены основные вопросы развития научного наследия Л.И. Божович в современной психологии образования. Были констатированы:

•     потребность в более основательном изучении научного наследия Л.И. Божович студентами в рамках программ высшего профессионального психологического и психолого-педагогического образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), наряду с теориями Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.;

•     необходимость переиздания избранных экспериментальных исследований Л.И. Божович и ее коллег-единомышленников (Л.С. Славиной, М.С. Ней- марк, Л.В. Благонадеждиной и др.);

•     необходимость публикации в журнале «Социальная психология и общество» журнального варианта работ Л.И. Божович и Т.Е. Конниковой «Возрастной подход в работе пионерской организации» и «Нравственное формирование личности школьника в коллективе» как крайне актуальных для современной практической психологии образования.

В связи со значительным эвристическим потенциалом теоретического наследия Л.И. Божович отмечена также перспективность развития ее научной школы и выделено несколько перспективных направлений ее развития. Во-первых, в связи с возможностями интеграции ее подхода с современными теориями развития человека (с субъектным подходом, с современной позитивной психологией) требуется теоретический анализ, необходимый для оценки возможностей разработки методик исследования личности. Во-вторых, в связи с тем, что многие экспериментальные методики исследования, созданные по инициативе Л.И. Бо­жович, обладают значительным психотехническим потенциалом, необходима оценка возможностей для разработки на их основе приемов и техник формирования мотивации учения, развития взаимоотношений между школьниками, оптимальных для формирования учебной деятельности, и средств психолого-педагогической поддержки формирования личностных образовательных результатов обучающихся.

Таким образом, проведение конференции стало важным событием в развитии научной школы Л.И. Божович. Доклады участников конференции и дискуссии на заседаниях позволили дать оценку современного состояния научной школы, показали ее известность за рубежом, помогли выявить области, требующие дальнейшей проработки, и перспективы ее развития в будущем.

 

Финансирование

Работа выполнена при поддержке исследовательского проекта ФГБОУ ВО МГППУ «Анализ современного состояния научной школы Л.И. Божович».

Funding

This work was supported by research project of the Moscow State University of Psychology & Education “The Scientific School of L.I. Bozhovich: Analyzing the Current Situation".

Литература

  1. Александрова, НХ. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 31 с.
  2. Андреева А.Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников: дисс. … канд. психол. наук. М., 1989. 256 с.
  3. Божович Е.Д. Проблемы развития речи и обучения языку в научном творчестве Л.И. Божович // Формирование личности в онтогенезе / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия педагогических наук СССР, 1991. С. 19—29.
  4. Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) // Культурно- историческая психология. 2007. № 2. С. 62—74.
  5. Гуткина Н.И. Лидия Ильинична Божович: биографический очерк // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 12—17.
  6. Гуткина Н.И. Научная школа Лидии Ильиничны Божович: история и современность // Культурно- историческая психология. 2008. № 4. С. 18—33.
  7. Гуткина Н.И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 116—128. doi:10.17759/chp.2018140213
  8. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. С. 2—8.
  9. Лубовский Д.В. Внутренняя позиция личности в поздней юности и зрелости // Горизонты зрелости: сб. науч. статей // Ред. Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. М.: МГППУ, 2015. С. 39—46.
  10. Научное наследие Л.И. Божович и современная психология образования: сб. материалов конференции / Под ред. Г.В. Акопова, М.В. Ермолаевой, Д.В. Лубовского. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 171 с.
  11. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Интересная психология»: Л.С. Выготский и Л.И. Божович // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 63—71.
  12. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: сб. науч. статей [III всероссийской научно-практической конференции 23—25.11.2011] / Под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Корепановой. М.: Московский городской психолого- педагогический университет, 2011. С. 14—22.
  13. Современные проблемы психологии личности: теория и практика / Материалы Международной научно- практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.И. Божович. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2008. 342 с.
  14. Толстых Н.Н. Возможность свободы // Культурно- историческая психология. 2007. № 1. С. 19—28.
  15. Формирование личности в онтогенезе / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия педагогических наук СССР, 1991. 160 с.
  16. Чудновский В.Э. Вклад Л.И. Божович в развитие психологии воспитания // Формирование личности в онтогенезе / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия педагогических наук СССР, 1991. С. 9—19.
  17. Чудновский В.Э. Концепция развития личности в трудах Л.И. Божович // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 117—123.
  18. Чудновский В.Э. Лидия Ильинична Божович: основные вехи научного пути // Журнал практического психолога. 2008. № 5. С. 44—65.
  19. Чудновский В.Э. Л.И. Божович: человек, личность, ученый // Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 9—32.

Информация об авторах

Ермолаева Марина Валерьевна, доктор психологических наук, профессор, кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1645-5136, e-mail: mar-erm@mail.ru

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1541
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 361
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1