Биографический концепт как психологическое средство осмысления жизни

468

Аннотация

В статье рассмотрены биографические концепты как языковые знаки, выражающие обобщенное знание личности о смысле жизни в автобиографическом нарративе. В русле культурно-исторической психологии биографические концепты исследованы как психологические средства осознания смысла жизни. Гипотезой исследования является предположение о том, что уровень обобщенности биографических концептов взаимосвязан с уровнем осмысленности жизни и рефлексии личности в период взрослости. Выборку составили данные, полученные от 110 человек в возрасте от 17 до 57 лет. В исследовании измерялись показатели обобщенности биографического концепта автобиографического нарратива, а также показатели биографической рефлексии, осмысленности жизни и типа рефлексии. Мы обнаружили, что уровень обобщенности биографических концептов в период взрослости изменяется — от неупорядоченного множества признаков значения концепта (синкрет) через выделение формальных признаков, ассоциативно связанных с концептом (комплекс) к абстрагированию и обобщению значения концепта (понятие). В исследовании выявлено, что повышение с возрастом уровня обобщенности биографических концептов связано с повышением осмысленности жизни и уровнем рефлексивного развития личности.

Общая информация

Ключевые слова: биографический концепт, автобиографический нарратив, рефлексия, значение, смысл жизни

Рубрика издания: Эмпирические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150407

Для цитаты: Клементьева М.В. Биографический концепт как психологическое средство осмысления жизни // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 68–78. DOI: 10.17759/chp.2019150407

Литература

  1. Алмаев Н.А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: методические вопросы. М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2012. 167 с.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2004. 1136 с.
  3. Давыдов В. В., Божович Л.И., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. История одной конференции, рассказанная В.В. Давыдовым Жаку Карпею 13.06.94 // Культурно- историческая психология. 2005. № 1. С. 88—102.
  4. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010. 592 с.
  5. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия во взрослом возрасте: содержание, функции, генез: дисс. ... д-ра психол. наук. СПб., 2018. 530 с.
  6. Королева Н.Н. Психосемиотика субъективных реальностей личности: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. СПб., 2006. 36 с.
  7. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
  8. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2003. 487 с.
  9. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т 11. № 4. С. 110—135.
  10. Нуркова В.В. Жизнь — инструкция по применению: результаты графической экспликации Культурного Жизненного Сценария [Электронный ресурс] // Международный журнал исследований культуры. 2018. Т. 30. № 1. С. 55—73. doi:10.24411/2079- 1100-2018-00007
  11. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап) // Психологическая наука и образование. 2007. № 2. С. 61—72.
  12. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013. 760 с.
  13. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. 248 с.
  14. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 7—24. doi:10.17759/cpp.2015230402
  15. Хозиев В.Б., Васеничев С.А. Тема «жизни и смерти» в словесном творчестве подростков 14—16 лет // Культурно- историческая психология. 2015. Т. 11. № 4. С. 30—43. doi:10.17759/chp.2015110403
  16. Шалак В.И. Контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М.: Омега-Л, 2004. 270 с.
  17. Ardelt M. Disentangling the Relations Between Wisdom and Different Types of Well-being in Old Age: Findings from a Short-term Longitudinal Study // Journal of Happiness Studies. Vol. 17. № 5. P. 1963—1984.
  18. Arnett J.J. Emerging Adulthood: A Theory of Development from the Late Teens Through the Twenties // American Psychologist. Vol. 55. № 5. P. 469—480. doi: 10.1037//0003-066X.55.5.469
  19. Cordonnier A., Barnier J., John A., John S. Phenomenology in Autobiographical Thinking: Underlying Features of Prospection and Retrospection // Psychology of Consciousness: Theory, Research, and Practice. Vol. 5. № 3. P. 295—311. doi:10.1037/cns0000156.
  20. Habermas T. How to Tell a Life: The Development of the Cultural Concept of Biography across the Lifespan // Journal of Cognition and Development. № 8. P. 1—31. doi:10.1080/15248370709336991
  21. Kenyon G.M., Randall W.L. Restorying Our Lives: Personal Growth through Autobiographical Reflection. Westport, CT: Praeger, 1997. 208 p.
  22. Köber C., Kuhn M.M., Peters I., Habermas T. Mentalizing oneself: detecting reflective functioning in life narratives // Attachment & Human Development. Vol. 21. № 4. P. 313—331. doi:10.1080/14616734.2018.1473886
  23. Narrative and Identity: Studies in Autobiography, Self, and Culture / J. Brockmeier, D. Carbaugh (Eds.). Amsterdam: John Benjamins, 2001. 307 p.
  24. Narrative Thought and Narrative Language / B.K. Britton, A.D. Pellegrini (Eds.). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1990. 286 p.
  25. Reker G.T. Theoretical Perspective Dimensions and Measurement of Existential Meaning // Exploring Existential Meaning: Optimizing Human Development across the Life Span / G.T. Reker, K. Chamberlain (Eds). Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2000. P. 39—55.
  26. Remembering our Past: Studies in Autobiographical Memory / D. Rubin (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 460 p. doi:10.1017/CBO9780511527913.003
  27. Suddendorf T., Corballis M.C. Mental Time Travel and the Evolution of the Human Mind // Genetic, Social, and General Psychology Monographs. Vol. 123. № 2. P. 133—67.
  28. Understanding Autobiographical Memory: Theories and Approaches / D. Berntsen, D.C. Rubin (Eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 364 p. doi:10.1017/ CBO9781139021937

Информация об авторах

Клементьева Марина Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор, Департамент психологии и развития человеческого капитала, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8712-9282, e-mail: marinaklementyva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 957
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 468
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0