Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1822Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 19 место — направление «Психология» 0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,064 — двухлетний импакт-фактор Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: https://doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология Зона ближайшего развития, скаффолдинг и деятельность учителя 698Марголис А.А. АннотацияВ статье рассматривается понятие зоны ближайшего развития (ЗБР) с точки зрения возможностей его реализации в деятельности педагогов. Дан сопоставительный анализ понятия «скаффолдинг» (scaffolding), введенного Д. Брунером; показано сходство и отличие этого понятия от ЗБР. В контексте возможной операционализации в педагогической деятельности автор рассматривает описанное Л.С. Выготским сложное взаимодействие спонтанных (житейских) понятий, сформированных до начала школьного обучения, и научных (теоретических) понятий, формируемых в ходе обучения в школе как ключевое содержание понятия ЗБР. Основная идея Л.С. Выготского о ведущей роли научных понятий в перестройке ранее сформированных спонтанных представлений и развитии всего целостного мышления ребенка позволяет сделать вывод о том, что наряду с этим возможен и непосредственный способ воздействия на спонтанные представления с помощью организации коллективно-распределенных форм учебной деятельности и метода сократического диалога. Ведущими психологическими процессами, обеспечивающими при этом развитие спонтанных представлений путем их большего обобщения и осознанности, являются процессы экстериоризации исходных представлений, рефлексии и последующей интериоризации коллективно построенного понятия. Деятельность педагога по построению ЗБР предполагает, таким образом, организацию условий для распределения индивидуальных операций в рамках совместного учебного действия или организацию полилога, обеспечивающих эффективное функционирование указанных психологических процессов в рамках специально организованной учебной деятельности учащихся. Ключевые слова: зона ближайшего развития, скаффолдинг, культурно-историческая психология, Выготский Л.С., педагогическая деятельность Рубрика: Культурно-историческая психология: традиции и инновации Тип: научная статья Статьи по теме
Психология образования | Исаев Е.И. Деятельностный подход в педагогическом образовании: становление и реализация Педагогическое образование, Психология образования | Зарецкий В.К. Живая жизнь без комментариев, Психология личности | Кудрявцев В.Т., Рубцов В.В. Психология личности, Психология развития | Бажан Т.М., Шоманбаева А.О. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|