Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9739Новости 1907Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Культурно-историческая психология - №3 / 2020 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Зона ближайшего развития, скаффолдинг и деятельность учителя 1536

|

Марголис А.А.
кандидат психологических наук, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122
e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Аннотация

В статье рассматривается понятие зоны ближайшего развития (ЗБР) с точки зрения возможностей его реализации в деятельности педагогов. Дан сопоставительный анализ понятия «скаффолдинг» (scaffolding), введенного Д. Брунером; показано сходство и отличие этого понятия от ЗБР. В контексте возможной операционализации в педагогической деятельности автор рассматривает описанное Л.С. Выготским сложное взаимодействие спонтанных (житейских) понятий, сформированных до начала школьного обучения, и научных (теоретических) понятий, формируемых в ходе обучения в школе как ключевое содержание понятия ЗБР. Основная идея Л.С. Выготского о ведущей роли научных понятий в перестройке ранее сформированных спонтанных представлений и развитии всего целостного мышления ребенка позволяет сделать вывод о том, что наряду с этим возможен и непосредственный способ воздействия на спонтанные представления с помощью организации коллективно-распределенных форм учебной деятельности и метода сократического диалога. Ведущими психологическими процессами, обеспечивающими при этом развитие спонтанных представлений путем их большего обобщения и осознанности, являются процессы экстериоризации исходных представлений, рефлексии и последующей интериоризации коллективно построенного понятия. Деятельность педагога по построению ЗБР предполагает, таким образом, организацию условий для распределения индивидуальных операций в рамках совместного учебного действия или организацию полилога, обеспечивающих эффективное функционирование указанных психологических процессов в рамках специально организованной учебной деятельности учащихся.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика