Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 120Рубрики 53Авторы 9402Новости 1855Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Взаимодействие родителя с ребенком раннего возраста: структура и динамика родительской отзывчивости 173

|

Галасюк И.Н.
кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6333-8293
e-mail: igalas64@gmail.com

Митина О.В.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2237-4404
e-mail: omitina@inbox.ru

Аннотация

В статье представлено теоретическое обоснование понятия «родительская отзывчивость» (РО) с опорой на культурно-историческую концепцию, деятельностную парадигму и результаты эмпирического исследования, цель которого: операционализировать психологический конструкт родительской отзывчивости и построить объяснительную модель динамического функционирования родительской отзывчивости. В исследовании приняли участие 55 матерей с детьми в возрасте от 2,4 до 3,3 лет, развивающихся в рамках нормы. Применялась методика «Оценка детско-родительского взаимодействия» (Evaluation of child-parent interaction (ECPI), предусматривающая видеонаблюдение. Данные обрабатывались с помощью компьютерной программы «The Observer XT-14». Для выделения обобщающих категорий, характеризующих РО и позволяющих описать их вариации, использовался метод главных компонент (Principal component analyses) с ортогональным вращением Varimax. В результате были выделены 4 категории (шкалы), определяющие проявление родителем отзывчивости: Доминирование (Dominance), Апатичность (Apathy), Чуткость (Sensibility), Поддержка (Support). Была показана их устойчивость в процессе взаимодействия родителя с ребенком. Построен профиль родительской отзывчивости для каждого родителя, определяющий выраженность всех шкал при его взаимодействии с ребенком. Разработанная динамическая многомерная авторегрессионная модель родительской отзывчивости позволяет оценивать динамику родительского поведения и определять характер взаимосвязи между шкалами в течение сессии.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-513-92001 «Кросс-культурные особенности взаимодействия значимого взрослого и ребенка в России и Вьетнаме».

Благодарности

Авторы благодарят за помощь в кодировании кейсов программой «The Observer — XT 14» молодых ученых, клинических психологов кафедры нейро- и патопсихологии развития МГППУ В.В. Пак и А.Д. Гарифуллину.

Фрагмент статьи

Психологическое рождение человеческого младенца и психологическое развитие ребенка раннего возраста рассматриваются учеными с помощью различных концептуальных положений, но, так или иначе, в связи с детско-родительским взаимодействием. Взаимодействие родителя с ребенком есть набор поведений, которые можно наблюдать и измерять с помощью шкал, заполняемых в ходе наблюдения.

Литература
  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Воронеж, 2001. 350 с.
  2. Боулби Дж. Привязанность / Под ред. Г.В. Бурменской; пер. с англ. Н.Г. Григорьевой и Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2003. 447 с.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Перспектива, 2018. 224 с.
  4. Галасюк И.Н. Семейная психология: методика «Оценка детско-родительского взаимодействия» (ecpi- 2.0) / Под ред. И.Н. Галасюк, Т.В. Шининой. М.: Юрайт, 2019. 223 c.
  5. Галасюк И.Н., Шинина Т.В. «Оценка детско- родительского взаимодействия» (ECPI). М.: ИТД «Перспектива», 2017. 304 с.
  6. Галасюк И.Н., Шинина Т.В., Иргашев Н.Р., Морозова И.Г., Пасечник О.Н. Открытая профессиональная экспертиза методики детско-родительского взаимодействия: векторы развития психологического инструментария // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2018. № 3 (48). C. 5—24.
  7. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Под ред. Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. М.: МГППУ, 2002. 128 с.
  8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
  9. Малер М.С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. М.: Когито-центр, 2014. 413 с.
  10. Манске К. Учение как открытие. М.: Смысл, 2014. 263 с.
  11. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского университета, 2001. 288 с.
  12. Токарская Л.В., Лаврова М.А. Методики оценки раннего детско-родительского взаимодействия // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 2. С. 86—92. DOI:10.17759/chp.2018140209
  13. Токарская Л.В., Лаврова М.А., Бакушкина Н.И., Галасюк И.Н., Коряков Я.И., Пасечник О.Н., Пермякова М.Е., Хлыстова Е.В., Чегодаев Д.А., Шинина Т.В. Детско- родительское взаимодействие и развитие ребенка раннего возраста: коллективная монография / Под ред. Л.В. Токарской. Екб., 2019. 206 с.
  14. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. М., 1991.
  15. Шпиц Р.А. Первый год жизни / Пер. с англ. Л.Б. Сумм; под ред. А.М. Боковикова. М.: ГЕРРУС, 2000. 384 с.
  16. Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1955. 330 с.
  17. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. 186 с.
  18. Condon W., Sander L. Synchrony Demonstrated between Movements of the Neonate and Adult Speech // Child Development. 1975. Vol. 45. № 2. P. 456—462. DOI:10.2307/1127968
  19. Girolametto L., Weitzman E., Wiigs M., Pearce P.S. The Relationship Between Maternal Language Measures and Language Development in Toddlers With Expressive Vocabulary Delays // American Journal of Speech-Language Pathology. 1999. Vol. 8 (4). P. 364—374. DOI:10.1044/1058- 0360.0804.364
  20. Kasari C., Kaiser A., Goods K., Nietfeld J., Mathy P., Landa R., Murphy S., Almirall D. Communication interventions for minimally verbal children with autism: a sequential multiple assignment randomized trial // Journal of the American Academy of child and Adolescent Psychiatry. 2014. Vol. 53 (6). P. 635—546. DOI:10.1016/j.jaac.2014.01.019
  21. Landry S.H., Smith K.E., Swank P.R. Responsive parenting: establishing early foundations for social, communication, and independent problem-solving skills // Developmental Psychology. 2006. Vol. 42 (4). P. 627—642. DOI:10.1037/0012-1649.42.4.627
  22. Lieberman M., Lohmander A., Gustavsson L. Parents’ contingent responses in communication with 10-month-old children in a clinical group with typical or late babbling // Clinical Linguistics & Phonetics. 2019. Vol. 33. P. 1—13. DOI:1 0.1080/02699206.2019.1602848
  23. Pauli-Pott U., Schloß S., Becker K. Maternal Responsiveness as a Predictor of Self-Regulation Development and Attention-Deficit/Hyperactivity Symptoms Across Preschool Ages // Child Psychiatry and Human Development. 2018. Vol. 49(1). P. 42—52. DOI:10.1007/s10578-017-0726-z
  24. Perone S., Gartstein M.A. Relations between dynamics of parent-infant interactions and baseline EEG functional connectivity // Infant Behavior and Development. 2019. Vol. 57. 101344 p. DOI:10.1016/j.infbeh.2019.101344
  25. Poon J., Zeman J., Miller-Slough R., Sanders W., Crespo L. “Good enough” parental responsiveness to Children’s sadness: Links to psychosocial functioning // Journal of Applied Developmental Psychology. 2017. Vol. 48. P. 69—78. DOI:10.1016/j.appdev.2016.11.005
  26. Sheehan K.J., Pila S., Lauricella A.R., Wartella E.A. Parent-child interaction and children’s learning from a coding application // Computers and Education. 2019. Vol. 140. P. 69—78. DOI:10.1016/j.compedu.2019.103601
  27. Stern D.N. A Micro-Analysis of Mother-Infant Interaction: Behavior Regulating Social Contact Between a Mother and Three-And-Half-old twins // Journal of American Academy of Child Psychiatry. 1971. Vol. 10. P. 201—517. DOI:10.1016/s0002-7138(09)61752-0
  28. Studies in mother-infant interaction / In H.R. Schaffer (Ed.), 1977. 295 p.
  29. Tolleson A.M., Tone E.B., Schroth E.A., Robbins M.M. Mother and Child Facial Expression Labeling Skill Relates to Mutual Responsiveness During Emotional Conversations // Journal of Nonverbal Behavior. 2016. Vol. 40 (3). P. 205—219. DOI:10.1007/s10919-016-0232-1
  30. Valcan D.S., Davis H., Pino-Pasternak D. Parental Behaviours Predicting Early Childhood Executive Functions: a Meta-Analysis // Educational Psychology Review. 2018. Vol. 30 (3). P. 607—649. DOI:10.1007/s10648-017-9411-9
  31. Wade M., Jenkins J.M, Venkadasalam V.P., Binnoon- Erez N., Ganea P.A. The role of maternal responsiveness and linguistic input in pre-academic skill development: A longitudinal analysis of pathways // Cognitive Development. 2018. Vol. 45. P. 125—140. DOI:10.1016/j.cogdev.2018.01.005
  32. Walton K., Ingersoll B.R. The influence of maternal language responsiveness on the expressive speech production of children with autism spectrum disorders: A microanalysis of mother—child play interactions // Autism. 2015. Vol. 19. № 4. P. 421—432. DOI:10.1177/1362361314523144
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика