Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 19 место — направление «Психология» 0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,064 — двухлетний импакт-фактор Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: https://doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология Когнитивные и образовательные эффекты системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова: возможности и ограничения 79Гордеева Т.О. АннотацияСистема развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова прошла большой путь, от экспериментальной программы до широкого признания в начальных школах России. В статье анализируются исследования, посвященные доказательствам эффективности системы развивающего обучения по показателям когнитивного развития и сформированности учебной деятельности. Выделены четыре основных категории результатов, по которым были обнаружены публикации отечественных исследователей — различия детей из развивающих и так называемых традиционных классов по показателям теоретического мышления, общего познавательного развития и интеллекта, учебных стратегий и умения решать нестандартные задачи, традиционных учебных достижений. Проведенный анализ свидетельствует о значительном потенциале системы развивающего обучения в отношении развития теоретического мышления школьников, умения учиться самостоятельно и решать нестандартные задачи. Напротив, учащиеся из классов РО не отличаются от своих сверстников ТО-классов по уровню развития эмпирического мышления, а также по показателям обучения, связанным с решением стандартных задач и демонстрацией знаний и умений, требуемых школьной программой. Показаны ограничения большинства проанализированных исследований, обусловленные их срезовым, не лонгитюдным характером, отсутствием замеров до начала обучения, проведением большинства из них на материале школ-лабораторий, недостатками и пробелами в описании получаемых результатов. Обсуждаются возможные причины неоднородности полученных результатов. Несмотря на ограничения проведенных исследований, они дают достаточно большие основания считать, что система развивающего обучения предлагает научно апробированную педагогическую технологию, способствующую постепенному «взращиванию» у школьников теоретического мышления, умения учиться и самостоятельно думать. Ключевые слова: обучение, развитие, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова, познавательное развитие, образовательные результаты, умение учиться Рубрика: Теория и методология Тип: научная статья Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-013-00386. Фрагмент статьи
Идеи развивающего обучения вошли в российское образование. Развитие ребенка, его мышления и личности в процессе обучения стало важным ориентиром современного образования и нашло отражение в текущих образовательных стандартах (ФГОС). Литература
Статьи по теме
Психология развития, Социальная психология | Рубцов В.В. Два подхода к проблеме развития в контексте социальных взаимодействий: Л.С. Выготский vs Ж. Пиаже Математические методы в психологии и смежных науках, Педагогическое образование | Куланин Е.Д., Степанов М.Е., Нуркаева И.М. Педагогическое образование, Социальная психология | Поливанова К.Н. Психологическая диагностика, Психология личности | Корнилова Т.В., Павлова Е.М. Шкала интеллектуальной оценки риска и ее связь с готовностью к риску и эмоциональным интеллектом Психология личности, Социальная психология | Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д., Муртазина И.Р., Вартанян Г.А., Маневский Ф.С., Александрова Н.Х., Бабакова Л.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|