Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 120Рубрики 53Авторы 9403Новости 1855Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Когнитивные и образовательные эффекты системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова: возможности и ограничения 123

|

Гордеева Т.О.
доктор психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3900-8678
e-mail: tamgordeeva@gmail.com

Аннотация

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова прошла большой путь, от экспериментальной программы до широкого признания в начальных школах России. В статье анализируются исследования, посвященные доказательствам эффективности системы развивающего обучения по показателям когнитивного развития и сформированности учебной деятельности. Выделены четыре основных категории результатов, по которым были обнаружены публикации отечественных исследователей — различия детей из развивающих и так называемых традиционных классов по показателям теоретического мышления, общего познавательного развития и интеллекта, учебных стратегий и умения решать нестандартные задачи, традиционных учебных достижений. Проведенный анализ свидетельствует о значительном потенциале системы развивающего обучения в отношении развития теоретического мышления школьников, умения учиться самостоятельно и решать нестандартные задачи. Напротив, учащиеся из классов РО не отличаются от своих сверстников ТО-классов по уровню развития эмпирического мышления, а также по показателям обучения, связанным с решением стандартных задач и демонстрацией знаний и умений, требуемых школьной программой. Показаны ограничения большинства проанализированных исследований, обусловленные их срезовым, не лонгитюдным характером, отсутствием замеров до начала обучения, проведением большинства из них на материале школ-лабораторий, недостатками и пробелами в описании получаемых результатов. Обсуждаются возможные причины неоднородности полученных результатов. Несмотря на ограничения проведенных исследований, они дают достаточно большие основания считать, что система развивающего обучения предлагает научно апробированную педагогическую технологию, способствующую постепенному «взращиванию» у школьников теоретического мышления, умения учиться и самостоятельно думать.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-013-00386.

Фрагмент статьи

Идеи развивающего обучения вошли в российское образование. Развитие ребенка, его мышления и личности в процессе обучения стало важным ориентиром современного образования и нашло отражение в текущих образовательных стандартах (ФГОС).

Литература
  1. Антохина В.А. Развивающее обучение в современной школьной практике: тенденции, противоречия, перспективы // Психологическая наука и образование. 2003. Т. 8. № 3. С. 58—67.
  2. Артемьева Т.В. Понимание переносных значений метафор и пословиц младшими школьниками в условиях традиционной и развивающей систем обучения: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Казань, 2004. 19 с.
  3. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах // Вопросы образования. 2008. № 3. C. 7—60.
  4. Васекина П.И., Котова М.С. Уровень развития абст- рактного мышления младших школьников в зависимости от программы обучения // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2019. № 2 (17). С. 65—68.
  5. Волочков А.А. Активность субъекта и развитие учащегося: теория, диагностика и проблемы развивающих технологий. Пермь, ПОИПКРО, 2003. 100 с.
  6. Воронкова И.В. Особенности учебной мотивации и интеллектуального развития старших подростков, обучающихся в разных дидактических системах // Психологическая наука и образование. 2003. № 4. С. 80—88.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991. 480 с.
  8. Выготский Л.C. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. 500 с.
  9. Городинская В.Ю. Опыт диагностических исследований процесса формирования учебной деятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997. Т. 2. № 2. C. 42—46.
  10. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико- психологические проблемы построения предметов). М.: Педагогика, 1972. 424 с.
  11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 c.
  12. Давыдов В.В., Пушкин В.Н., Пушкина А.Г. Зависимость развития мышления младших школьников от характера обучения // Вопросы психологии. 1972. № 6. С 124—132.
  13. Дорофеева Н.В. Психологические особенности решения текстовых математических задач учащимися третьих (пятых) классов в различных условиях обучения: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2002.
  14. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1982. № 3. С. 56—61.
  15. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 152 с.
  16. Истомина И.П. Особенности развития пространственного мышления у младших школьников различных систем обучения: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2005.
  17. Максимов Л.К. Зависимость развития математического мышления школьников от характера обучения. Вопросы психологии, 1979. № 2. С. 57—65.
  18. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Развивающее и традиционное образование: эффекты в личностном развитии старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 1. С. 42—54.
  19. Отложенные эффекты модели образования на когнитивное развитие школьников / А.А. Волочков [и др.] // Вестник Пермского Государственного Гуманитарно- педагогического университета. Сер. 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 69—80.
  20. Понимание противоречий: микроанализ задач теста PISA-2000 / Цукерман Г.А. [и др.] // Психологическая наука и образование. 2005. Т. 10. № 1. С. 51—63.
  21. Репкина Н.В. Память и особенности целеполагания в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 51—57.
  22. Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии, 1997. № 3. С. 40—51.
  23. Хэтти Д.А.С. Видимое обучение. Национальное образование, 2017. 496 с.
  24. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 68—81.
  25. Цукерман Г.А. Система Эльконина—Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников // Вопросы психологии. 2005. № 4. С—95.
  26. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М., ОИРО, 2010. 432 с.
  27. Цукерман Г.А., Ермакова И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова // Психологическая наука и образование. 2003. Т. 8. № 4. С. 56—73.
  28. Шадриков В.Д., Зиновьева Н.А., Кузнецова М.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / Под общ. ред. В.Д. Шадрикова. М.: Логос, 2012. 232 c.
  29. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., Знание, 1974. 315 с.
  30. Яворская И.Н. Влияние развивающего обучения на формирование логического мышления младших школьников // Психологическая наука и образование, 2004. № 2. С. 57—67.
  31. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Sidneva A.N., Pshenichniuk D.V. Academic Motivation of Elementary School Children in Two Educational Approaches — Innovative and Traditional // Psychology in Russia: State of the Art, 2018. Т. 11. № 4. P. 22—39. DOI: 10.11621/pir.2018.0402
  32. Sidneva A.N., Vysotskaya E.V., Korotaeva I.V., Mozharovsky I.L., Shinelis V.A. How Do Primary Schoolchildren Use Concept Definitions in Recognition Tasks? Orientation Towards Given Knowledge in Two Different Educational Systems // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Т. 13. № 2. P. 29—46. DOI: 10.11621/pir.2020.0203
  33. Zuckerman G. Developmental education. In A. Yasnitsky, R. Van der Veer, & M. Ferrari (Eds.), The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology (Cambridge Handbooks in Psychology). Cambridge: Cambridge University Press, 2014. P. 177—202. DOI:10.1017/ CBO9781139028097.011
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика