Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 124Рубрики 53Авторы 9571Новости 1884Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Культурно-историческая психология - №4 / 2020 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности 453

|

Солдатова Г.У.
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заместитесь заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6690-7882
e-mail: soldatova.galina@gmail.com

Рассказова Е.И.
кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9648-5238
e-mail: e.i.rasskazova@gmail.com

Аннотация

В современном мире не только большинство взрослых людей, но и дети находятся «на связи», в Интернете и в смешанной реальности, значительную часть своей жизни. Интернет — уже признанный агент социализации детей и подростков, а ускорение процессов цифровой трансформации приводит к конвергенции онлайн и офлайн и определяет изменения в таких основополагающих процессах, связанных с проблемой безопасности в Сети детей и подростков, как использование Интернета, столкновение с онлайн-рисками и формирование цифровой компетентности. Цель данного исследования — сравнение пользовательской активности, столкновения с онлайн-рисками и цифровой компетентности у подростков и родителей по результатам трех исследований 2010 года, 2013 года и 2019 года. Данные 1219 родителей подростков 12— 17 лет и 1553 подростка 12—17 лет из 15 регионов России, отвечавших на вопросы исследования в 2019 году, сравнивались с ответами 1203 подростков 12—17 лет и 1209 родителей в 2013 году, а также ответами 685 пар «родитель—подросток 12—16 лет» в 2010 году. Было показано, что существенное повышение уровня интенсивности использования Интернета в 2019 году позволяет говорить о трансформации интернет-активности в переживание смешанной реальности, проявляющейся на объективном уровне в дополнении онлайн-активностью большинства круга привычных деятельностей, а на субъективном уровне — в переживании подростками реальности как смешанной, а не разделенной на онлайн и офлайн. По сравнению с 2010 годом, подростки значимо реже сталкиваются с сексуальным контентом и вирусными программами, но чаще — с киберагрессией и распространением личной информацией без их согласия. Общий уровень цифровой компетентности к 2019 году по сравнению с 2013 годом повысился и у подростков, и у родителей; при этом наибольшие изменения касаются ответственности и минимальные — мотивации к улучшению своих знаний.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 18-18-00365.

Фрагмент статьи

Повседневная жизнь стремительно меняется, и ее разделение на офлайн и онлайн, которое только недавно стало привычным в современном мире, на наших глазах теряет свою актуальность. Значительное количество людей находятся в Интернете, «на связи» и в постоянных переключениях между реальными и виртуальными мирами, уже большую часть своей жизни, а в некоторых случаях — практически постоянно.

Литература
  1. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71—80.
  2. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. С. 282—284.
  3. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. 3(31). С. 47—56.
  4. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков // Национальный психологический журнал. 2017. 1 (25). С. 3—14.
  5. Appel M., Stiglbauer B., Batinic B., Holtz P. Internet use and verbal aggression: The moderating role of parents and peers // Computers in Human Behavior. 2014. Т. 33. P. 235— 241.
  6. Baumgartner S.E., Weeda W.D., van der Heijden L.L., Huizinga M. The relationship between media multitasking and executive function in early adolescents // The Journal of Early Adolescence. 2014. Т. 34. №. 8. P. 1120—1144.
  7. Borca G., Bina M., Keller P.S., Gilbert L.R., Begotti T. Internet use and developmental tasks: Adolescents’ point of view // Computers in Human Behavior. 2015. Т. 52. P. 49—58.
  8. George M.J., Odgers C.L. Seven fears and the science of how mobile technologies may be influencing adolescents in the digital age // Perspectives on psychological science. 2015. Т. 10. №. 6. P. 832—851.
  9. Gilster P. Digital Literacy. N.Y.: Wiley Computer Publishing, 1997.
  10. Elsaesser C., Russell B., Ohannessian C.M., Patton D. Parenting in a digital age: A review of parents’ role in preventing adolescent cyberbullying // Aggression and Violent Behavior. 2017. Т. 35. P. 62—72.
  11. Fisher E.J.P., González Y.S., Caridad Martínez Tena А. Bringing the Virtual to Reality-How Virtual Reality Can Enhance People’s Health and Social Lives // Neurol Res Surg. 2019. 2(1). P. 1—10.
  12. Flavián C., Ibáñez-Sánchez S., Orús C. The impact of virtual, augmented and mixed reality technologies on the customer experience // Journal of Business Research. 2019. Т. 100. P. 547—560.
  13. Ilomäki L., Kantosalo A., Lakkala M. What is digital competence. Linked portal // Brussels: European Schoolnet (EUN). 2011. P. 1—12.
  14. Livingstone S., Haddon L., Görzig A., Ólafsson K. Risks and safety on the internet: The perspective of European children. Full Findings. LSE, London: EU Kids Online, 2011.
  15. Livingstone S., Smith P.K. Annual research review: Harms experienced by child users of online and mobile technologies: The nature, prevalence and management of sexual and aggressive risks in the digital age // Journal of child psychology and psychiatry. 2014. 55 (6). P. 635—654.
  16. Manago A.M. Identity development in the digital age: The case of social networking sites. The Oxford handbook of identity development. 2015. P. 508—524.
  17. Martin A., Madigan D. (Eds.). Digital literacies for learning. Facet Publishing. 2006.
  18. Milgram P., Kishino F. A taxonomy of mixed reality visual displays // IEICE TRANSACTIONS on Information and Systems. 1994. 77(12). P. 1321—1329.
  19. Mossberger K., Tolbert C.J., McNeal R.S. Digital citizenship: The Internet, society, and participation. MIt Press, 2007.
  20. Pells K., Portela M.J.O., Revollo P.E. Experiences of peer bullying among adolescents and associated effects on young adult outcomes: Longitudinal evidence from Ethiopia, India, Peru and Viet Nam. [Электронный ресурс] // UNICEF Office of Research-Innocenti, Florence, 2016. URL:https:// www.unicef-irc.org/publications/pdf/IDP_2016_03.pdf (дата обращения: 23.01.2020).
  21. Sherman L.E., Michikyan M., Greenfield P.M. The effects of text, audio, video, and in-person communication on bonding between friends. Cyberpsychology [Электронный ресурс] // Journal of Psychosocial research on cyberspace. 2013. 7(2). URL: http://www.cdmc.ucla.edu/PG_Media_biblio_files/ Sherman%20et%20al.pdf (дата обращения: 23.01.2020).
  22. Shin W., Lwin M.O. How does “talking about the Internet with others” affect teenagers’ experience of online risks? The role of active mediation by parents, peers, and school teachers // New Media & Society. 2017. 19(7). P. 1109—1126.
  23. Shin W., Kang H. Adolescents’ privacy concerns and information disclosure online: The role of parents and the Internet // Computers in Human Behavior. 2016. 54. P. 114— 123.
  24. Symons K., Ponnet K., Emmery K., Walrave M., Heirman W. Parental knowledge of adolescents’ online content and contact risks // Journal of youth and adolescence. 2017. 46 (2). P. 401—416.
  25. Soldatova,G., Rasskazova E., Zotova E., Lebesheva M., Geer M., Roggendorf P. Russian Kids Online Key findings of the EU Kids Online II survey in Russia // Moscow: Foundation for Internet Development, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lse.ac.uk/media@lse/research/EUKidsOnline/ ParticipatingCountries/PDFs/RU-RussianReport.pdf (дата обращения: 23.01.2020).
  26. Uncapher M.R., Thieu M.K., Wagner A.D. Media multitasking and memory: Differences in working memory and long-term memory // Psychonomic Bulletin & Review. 2016. 23 (2). С. 483—490.
  27. Yang X., Zhu L. Predictors of media multitasking in Chinese adolescents // International Journal of Psychology. 2016. 51 (6). P. 430—438.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика