Достоевский, Флоренция и образы русской духовности. Размышления на выставке «От барокко до модерна» в музее В.А. Тропинина в Москве

53

Аннотация

Эссе посвящено осмыслению содержания выставки «От барокко до модерна», организованной в музее В.А. Тропинина в Москве в весенне-летнем сезоне 2022 года и отразившей попытки поиска особенностей русской духовности на фоне активного взаимодействия русского и европейского искусства в XVIII – XIX вв. Художественное наполнение экспозиции рассматривается во взаимосвязи с итальянскими впечатлениями Ф.М. Достоевского и идеями писателя о развитии русской культуры.

Общая информация

Ключевые слова: искусство, духовность, Ф.М. Достоевский, художественный образ, античность, Италия

Рубрика издания: Мировая литература. Текстология

Тип материала: эссе

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2022090304

Благодарности. Автор эссе выражает благодарность Музею В.А. Тропинина и московских художников его времени и лично директору музея Ольге Игоревне Журавлёвой и заместителю директора музея Анне Сергеевне Поповой за возможность работы над темой и вдохновение.

Получена: 01.09.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Байковская Н.А. Достоевский, Флоренция и образы русской духовности. Размышления на выставке «От барокко до модерна» в музее В.А. Тропинина в Москве [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2022. Том 9. № 3. С. 31–38. DOI: 10.17759/langt.2022090304

Полный текст

 «…Кроме того, во Флоренции слишком уж много бывает дождя;

но зато, когда солнце, — это почти что рай. Ничего представить нельзя лучше впечатления этого неба, воздуха и света…»

Ф.М. Достоевский. Из письма Софье Ивановой

от 25 января 1869 года

Сегодня с особой силой и глубиной звучит слово писателя о Красоте… о той, что «кабы добра была! Все было бы спасено!». Сохранилось множество исторических свидетельств путешествий Достоевского по Европе, его трепетного отношения к её «священным камням» и памятникам, попыток философского осмысления роли души и духовности русского человека в мире. Читая его письма и дневники, в особенности, итальянские, можно осмелиться предположить, что с большой вероятностью идея о спасающей мир Красоте родилась в восторге вдохновенных прогулок по флорентийским улочкам… или в воспаряющем душу созерцании навеки победивших время шедевров Уффици…

«Флоренция хороша, но уж очень мокра. Но розы до сих пор цветут в саду Boboli на открытом воздухе. А какие драгоценности в галереях! Боже, я просмотрел "Мадонну в креслах" в 63 – м году, смотрел неделю и только теперь увидел. Но и кроме нее сколько божественного. Но всё оставил до окончания романа. Теперь закупорился!»

Речь идёт о флорентийском периоде работы над романом «Идиот», вошедшем в сокровищницу мировой литературы и ставшем символом христианского психологизма русской души, с её природным потенциалом к преображению великой красоты и искусства в кроткую любовь и сострадание. Удивительным образом роман объединяет образы «земного рая» – прекрасной Италии, впечатления от европейских путешествий и размышления о русской ментальности, – идеи, которые стали лейтмотивом всего литературного и философского творчества Достоевского. Убеждённый славянофил и горячий патриот, писатель сформулировал идею об особом пути развития русской культуры, уникальным образом вобравшей и преобразовавшей в себе европейское, античное наследие; идею, которая и сегодня не только не потеряла своей актуальности, но продолжает с особой сердечностью звучать в устах современных мыслителей, отражаясь в самых разных жанрах искусства и художественных проектах.

Прогулка по выставке «От барокко до модерна…» в музее В.А. Тропинина в Москве приглашает к размышлению об отражении культурно-исторического развития идеалов национальной духовности – в эволюции художественных образов красоты в русском искусстве в XVIII-XIX вв. От бесплотной глубины иконописных ликов, до драматичности, академичности, античного языка светской живописи барокко, классицизма, романтизма, и изящной эмоциональности модерна.

Эстетика итальянского барокко и античности выступает в XVIII столетии величественным спутником сближения Российской Империи и Европы. Сближения в искусстве, канонах прекрасного, философии, науках.. Сближения, которое, обогатит русское искусство в образно-символическом, стилевом и жанровом плане, а в дальнейшем подарит миру «Золотой век русской культуры» – век XIX…

На выставке представлены замечательные работы кисти Владимира Лукича Боровиковского и художников его круга: «Царь во славе» (1780-е), «Три жестикулирующих апостола» (1780-е) и «Распятие» (кон. XVIII – нач. XIX вв.). Выбор тем, колорит произведений, их композиционный строй и эмоциональность – всё исполнено барочного драматизма и классической красоты античности.

 

Рис. 1. Владимир Боровиковский

Царь во славе.

Композиция на евангельскую тему

1780-е

Рис. 2. Неизвестный художник круга Владимира  Боровиковского

Три жестикулирующих апостола, идущие в левую сторону

1780-е

Рис. 3. Владимир Боровиковский Распятие

Конец XVIII – первая четверть XIX века

 

 

Героический язык древнеримского военного триумфа служит средством выражения красоты, мудрости и величия императорской власти в скульптурном портрете Екатерины II (кон. XVIII в.), золочёном бронзовом портрете Петра I (XVIII в.), костяных и медных медальонах русских монархов, подаривших России галантный и славный «просвещенья век».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Неизвестный скульптор Портрет Екатерины II в образе Минервы

Последн. четв. XVIII века

 

 

Рис. 5. Неизвестный скульптор круга Этьена М. Фальконе Портрет императора Петра I

XVIII век

Рис. 6. Медальон с профильным изображением Екатерины II

Вторая пол. XVIII века

Рис. 7. Тимофей Иванов

(1729-1803)

Портрет Елизаветы Петровны

 

Вблизи скульптуры Екатерины II – сдержанная красота стройного академизма портретов В.Л. Боровиковского начала XIX века. Античной поэзией дышит портрет Варавары Томиловой (1800-е)… изящный гребень в естественных кудрях и лёгкость ампирного платья «помпеянки» – предвестники романтизма и свидетели начала золотого века русской реалистической живописи…

 

Рис. 8. Владимир Боровиковский

Портрет Варвары Андреевны Томиловой

1800-е

Рис. 9. Александр Витберг

Античный художник

Первая пол. XIX века

Рис. 10. Василий Тропинин Полуобнажённая женщина

1810 год

 

…живописи, сформировавшейся в культурно-историческом диалоге России и Европы и запечатлевшей тончайшие грани духовной красоты нашего отечества: от трогательной чистоты Венециановских народных мотивов до глубины психологического портрета, «европейского» переосмысления евангельских сюжетов и морально-нравственной, национальной направленности передвижников.

 

Рис. 11. Неизвестный художник Мальчик, надевающий лапти. Копия картины А.Г. Венецианова

1840-е

Рис. 12. Василий Тропинин Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной в русском наряде и интерьере. Этюд. Около 1838 года

Рис. 13. Василий Худяков

Эскиз плафона Господь Саваоф с ангелами

1850-е

Рис. 14. Неизвестный художник Молящаяся

XIX век  

 

Совершая прогулку по выставке, чувствуешь глубокую и тёплую благодарность ее создателям, которые с таким вниманием и любовью сложили изящный живописный аккорд – размышление об образах русской духовности в искусстве XVIII-XIX столетий… Останавливаешься у Рафаэлевского сюжета «Мадонны в креслах» во вдохновенном копийном исполнении неизвестного художника, тебя обволакивает мягкость колорита и гармония округлой композиции… и задумываешься вновь о чуде явления уникальной русской мысли и духовности, родившейся во многом из соприкосновения византийской православной традиции и глубокого философского переосмысления и преображения сокровищ европейской культуры. В сознании оживают, дошедшие до наших дней, воспоминания Ф.М. Достоевского о том, как, сидя на балконе во Флоренции, с бокалом Кьянти, Фёдор Михайлович рассказывал товарищу Николаю Страхову, как юношей 16-ти лет, начитавшись западных книг, мечтал когда-то убежать в этот великий город, и продолжал, оставаясь верным своим юношеским убеждениям: «Европа нам тоже мать, как и Россия, вторая мать наша, мы много взяли от нее, и опять возьмем...».

Рис. 15. Неизвестный русский художник

Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем

1873 год

Продолжением этой мысли звучат и прекрасные слова: «...Пусть бы я и ничего не сделал в Европе, пусть я ехал только скитаться (да я и знал, что еду только скитаться), но довольно и того, что я ехал с моею мыслью и с моим сознанием. Я повез туда мою русскую тоску... Русскому Европа так же драгоценна, как Россия: каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же была отечеством нашим, как и Россия. О, более!.. О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого Божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!» (из романа «Подросток»).

Литература

  1. Дергачева И.В. Образы Италии в художественном наследии Достоевского [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2019. Том 6. № 4. С. 16–23. URL: https://psyjournals.ru/files/111894/langt_2019_n4_Dergacheva.pdf (дата обращения: 16.07.2022).
  2. Дергачева И.В., Достоевский А.Д., Литвин Е.А., Махмудова С.М., Михайлова М.В., Талалай М.Г., Шварц Н.В. Достоевский и Италия. 2021. СПб.: Алетейя, 454 с.
  3. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и письма: В 30 т. Т. 13. 1975-1986. Л.: Наука, 456 с.
  4. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений и письма: В 30 т. Т. 27. 1975-1986. Л.: Наука, 463 с.
  5. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений и письма: В 30 т. Т. 28. 1975-1986. Л.: Наука, 572 с.
  6. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений и письма: В 30 т. Т. 29. 1975-1986. Л.: Наука, 573 с.
  7. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти  XVIII века. Проблемы становления художественных принципов Нового времени. 1987. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 296 с.
  8. Ильина Т. В. На переломе. Русское искусство середины XVIII века. 2010. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 240 c.
  9. Нилова А.Ю., Скоропадская А.А., Агапитова Е.К. Достоевский и античность: коллективная монография. 2021. СПб.: Изд-во РХГА, 472 с.
  10. Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. 1981. М.: Искусство, 552 с.

Информация об авторах

Байковская Наталия Андреевна, Психолог, арт-терапевт, художник, Педагог-психолог, ГБОУ СОШ №1411 с углублённым изучением английского языка; руководитель отдела по международным связям, МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4206-4953, e-mail: baykovskaya@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 191
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 53
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0