Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

23 место — направление «Психология»

1,006 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,484 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К новой картографии психотерапевтического поля 1185

Цапкин В.Н.
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедры мировой психотерапии факультета психологическиго консультирования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

Статья представляет собой опыт компаративного исследования, цель которого – построение картографии поля мировой психотерапии. Автор не пытается представить свой анализ как объективное исследование, а, наоборот, подчеркивает его пристрастность, эксплицируя свою методологическую позицию как позицию психоаналитика лакановской ориентации. Под этим углом зрения выявлены основные системообразующие структуры конфликтного многообразия психотерапевтического опыта. Они же выступают как единицы картографического анализа. В центре аннализа – ряд основопополагающих вопросов. Что такое психотерапия? Возможна ли общая теория психотерапевтического поля? Можно ли создать картографию психотерапевтического мира? Что такое история мировой психотерапии? Чем отличается психоанализ Фрейда от нео- фрейдизма? Чем отличается психотерапия от психоанализа, с одной стороны, и от психокоррекции, с другой? Каково отношение мировой психотерапии к этике, науке, знанию, истине, мифу? В итоге, в многообразии психотерапевтического опыта автор выявляет три отчетливые структурные единства, которые он обозначает как: фрейдово поле, поле психокоррекции и поле психотерапии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Новая картография… Новая для кого и новая в отношении чего?

Новая – для меня и новая в отношении моих прежних попыток осмыслить «единство и многообразие психотерапевтического опыта» (см.: Цапкин, 1992). Резюмируя смысловую устремленность моих прежних исследований, можно сказать, что они представляли собой попытку использовать психотерапевтические средства по отношению к самой психотерапии. В качестве отправной точки служил следующий тезис: если современная психотерапия, расщепленная на массу враждующих школ и направлений, подобна невротику с диссоциированными субличностями, слепыми и глухими по отношению друг к другу и пытающимися узурпировать всю полноту власти, то она сама нуждается в психотерапии. Каков же путь к ис-целению?

Казалось, что путь к исцелению психотерапии лежит через диалог школ, результатом которого явилось бы создание мета-интегративной теории, то есть некой полифонической, или спектральной метатеории. Имплицитной моделью такого упования, как очевидно, и служит то самое уподобление мировой психотерапии диссоциированному невротику, к которому мы прибегли выше. В таком случае суть его исцеления сводится к формуле интеграции диссоциированных частей (субличностей), каждая из которых говорит свою правду, однако не всю правду, но лишь часть ее. Путь к истине – исчисление интегральной суммы этих частичных истин.

Занимает ли автор предложенной методологии психотерапевтическую метапозицию? Методология ассимиляции (интеграции) диссоциированных субличностей, с одной стороны, действительно является психотерапевтической универсалией, но это отнюдь не метапозиция по отношению ко всему полю мировой психотерапии. Автор в этом случае принимает юнгианско-гештальтистскую позицию за метапозицию, за Истину всего поля мировой психотерапии.

Важной задачей разработки новой картографии поля мировой психотерапии является, на мой взгляд, преодоление методологических неточностей и двусмысленностей, рефлексия аксиологических предпосылок прежних (в первую очередь, собственных) исканий в области изучения мировой психотерапии. Другими словами, это методологическая самокритика.

В первую очередь, эта критика касается попытки отстаивания систематической метапозиции по отношению к многообразию психотерапевтических школ и направлений, которая нерефлексивна по отношению к своим собственным основаниям – к тому, что любая «метапозиция» есть, так или иначе, позиция – не более, чем одна из, но никак не «мета-». Отправным пунктом для методологической реконцептуализации является лакановский тезис о том, что «не существует такой вещи, как метаязык», «не существует Другого Другого». Таким образом, новизна данного исследования связана, прежде всего, с методологическим разоблачением возможности занимать по отношению к полю мировой психотерапии позицию вненаходимости. Новая картография разрабатывается с учетом четко рефлексируемой позиции интерпретатора. И в данном случае это позиция психоаналитика – психоаналитика лакановской ориентации.

Кроме того, для меня принципиальная новизна данного исследования состоит в попытке использовать культурно-историческое значение учения Жака Лакана для осмысления поля мировой психотерапии, а именно опыт лакановского «Возвращения к Фрейду», его особого – диалогического – прочтения Фрейда.

Литература
  1. Бахтин М.М. В большом времени. В кн.: Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб.: Алетейя, 1995.
  2. Братусь Б.С. Аномалии личности. Москва: “Мысль”, 1988.
  3. Братусь Б.С., Розовский И.Я., Цапкин В.Е. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. Москва: Издательство МГУ, 1988.
  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Москва: Издательство МГУ, 1984.
  5. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. Москва: Гнозис, 1994.
  6. Выготский Л.С. Собр. соч., т. I, Москва: Педагогика, 1982.
  7. Капра Фр. Уроки мудрости. Москва: Издательство трансперсонального института, 1996.
  8. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. Москва: Наука, 1980.
  9. Кузанский Н. Об ученом незнании // Кузанский Н. Сочинения в двух томах. Москва: Мысль, том 1, 1979.
  10. Лакан Ж. Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа, Москва: Гнозис / Логос, 1998.
  11. Лакан Ж. Семинары: книга XI. Москва: Гнозис /Логос, 2004.
  12. Лакан Ж. Телевидение, Москва: “Гнозис”, 2000.
  13. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. Москва: Гнозис, 1995.
  14. Лакан Ж. Якобсону // Метафизические исследования, № XIV, 2000.
  15. Миллер Ж-А. Семинар в Барселоне, посвященный лекции Фрейда “Die Wege der Symptombildung” // Московский психотерапевтический журнал, № 4, 2004.
  16. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. // Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психогогика. Москва: Смысл, 2005.
  17. Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания. Москва: Издательство “Ермак”, 2004.
  18. Притц А. (ред.). Психотерапия: Новая наука о человеке. Москва: Академический проект, 1999.
  19. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. Москва: Наука, 1989.
  20. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. Пути образования симптомов. Гл. XXIII. Москва, 1989. 
  21. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб.: Алетейя, 1998.
  22. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта. // Московский психотерапевтический журнал, 1992, № 2, с.5-40.
  23. Freud S. Studies on Hysteria by Joseph Breur and Sigmund Freud // S.E., vol.2, London: Hogarth Press, 1955.
  24. Jung C.G. The Collected Works of C.G.Jung. New York: Pantheon Books, 1953-1967, vol.10.
  25. Lacan J. The Seminar of Jacques Lacan. Book XI: The Four Fundamental Concepts of Psychoanalysis, ed. J.-A.Miller. New York: Norton, 1978.
  26. Lacan, J. The Seminar of Jacques Lacan. Book XVII: The Other Side of Psychoanalysis.New York: Norton, 2007.
  27. Lasry P. (director). The Myths of Mental Illness, National Film Board of Canada (NFB), 1988.
  28. Маslоw A. Tоward a Psychology of Being. New York, 1968.
  29. Meier C.A. (Ed.). Atom and Archetype: The Pauli / Jung Letters, 1932-1958. Princeton University Press, 2001.
  30. Milner J.-C. Lacan and the Ideal of Science // Leupin A. (ed.) Lacan and the Human Sciences. The University of Nebraska Press, 1991.
  31. Ragland E. and Milovanovic D. Lacan: Topologically Speaking. New York: The Other Press, 2004.
  32. Roudinesco E. Jacque Lacan. New York: Columbia University Press, 1997.
  33. Whitehead A.N.  Process and Reality. New York, 1969.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика