Современная христианская психология и антропология в России

2055

Аннотация

В работе дается описание основных событий, конференций, семинаров и других мероприятий последних лет, связанных с развитием отечественной христианской психологии и антропологии. Приводятся сведения об основных участниках этого процесса и их публикациях (с аннотацией содержания и подробным библиографическим описанием). Делается вывод о реальном существовании христианской психологии как комплексного междисциплинарного направления, связанного и с на-учной психологией, и с христианским душепопечением.

Общая информация

Рубрика издания: События и даты

Для цитаты: Зенько Ю.М. Современная христианская психология и антропология в России // Консультативная психология и психотерапия. 2008. Том 16. № 3. С. 145–188.

Фрагмент статьи

Вначале нужно сказать несколько слов о названии настоящей работы и, соответственно, о ее содержании: это касается включения антропологической проблематики в рассмотрение христианской психологии, которая, казалось бы, и без этого достаточно объемна и сложна. Многие современные академические психологи в подобной ситуации постарались бы сузить «тему исследования» и были бы совершенно не правы: дело в том, что любая психология невозможна без ее связи с базовым антропологическим знанием.

Доказательству и разъяснению этого важнейшего положения посвятил свои труды и, можно сказать, всю свою жизнь Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), основатель факультета психологии Ленинградского университета и самой ленинградской психологической школы. Ратуя за комплексный и антропологический подход в психологии, Борис Герасимович, фактически, пытался восстановить должное отношение между психологией и антропологией – по принципу соответствующего отношения психологического и антропологического знания внутри христианства. Понятно, что по идеологическим причинам в советское время об этом невозможно было говорить свободно, и глубинная подоплека идей Ананьева так и осталась скрытой, как при жизни, так и после смерти Бориса Герасимовича, но логика фактов – вещь упрямая и говорит сама за себя.

Таким образом, реализуя комплексный подход к современной христианской психологии, мы опишем ее в контексте взаимодействия и взаимосвязи ее с современной христианской антропологией, которая, в свою очередь, неразрывно связана с христианским богословием. Поэтому мы будем приводить работы не только психологов (по образованию и профессиональному статусу), но и христианских богословов и священнослужителей. Основным принципом изложения материала будет описание событий, персоналий и источников с такой степенью библиографической подробности, чтобы читатели могли бы затем самостоятельно найти заинтересовавшие их работы.

Главной и практически единственной предшествующей работой подобного рода является статья Л.П.Мордвинцевой «Новейшие отечественные публикации по христианской психологии» (Человек: образ и сущность. Сборник. – М., 1997, с.108-120). Дополним и продолжим данный обзор, по возможности делая краткие аннотации работ и обращая внимание не только на московских, но и на петербургских и других авторов.

Сначала остановимся в хронологическом порядке на основных событиях – конференциях и других мероприятиях, связанных с христианской психологией и антропологией. Потом перейдем к отдельным персоналиям и публикациям.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 1113
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 2055
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6