Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9086Новости 1793Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

20 место — направление «Психология»

0,577 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Свобода человека во Христе и без Христа 1615

Леонов В.
кандидат богословских наук, доцент кафедры общей педагогики факультета педагогики, ПСТГУ, Москва, Россия
e-mail: posad@inbox.ru

Аннотация

В статье дается полное представление о понимании свободы человека в православном вероучении и у отцов Церкви. Автор отмечает, что христианская православная антропология четко различает свободу личности и природную свободу. Он указывает на взаимосвязь свободы и ответственности, свободы и любви, на несовпадение свободы и выбора; раскрывает взаимоотношения свободы и воли, свободы и благодати.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Человек – свободное существо. В этом общеизвестном утверждении присутствует таинственная парадоксальность, послужившая основанием для бесчисленных недоумений, рассуждений и стремлений в человеческой истории. Каждый человек осознает себя свободным существом изначально, бездоказательно, согласно внутреннему ведению своего человеческого достоинства. Но при этом, будучи изначально свободным, и осознавая себя таковым, человек понимает, что он также и несвободное существо. Он привязан к земле, нуждается в пище, воздухе, сне, общении, он зависит от внешних впечатлений, ему нужен Бог… Человеческая свобода антиномична, и люди с древних времен ищут разгадку тайны свободы. В Божественном откровении она приоткрыта.

Истина о свободе человека в Священном Писании засвидетельствована сразу после создания мужчины и женщины: Бог дает им заповеди, указывает на их предназначение, и звучит Божественный призыв к их осуществлению [Быт. 1: 26-29]. Если бы человек не был свободным существом, то эти слова Бога были бы лишены смысла. И далее, во всей человеческой истории, Бог, вступая в общение с человеком, открывает Свою волю, призывает осуществить ее, говорит о последствиях, которые могут возникнуть, если люди пренебрегут Его словом, и предлагает им самоопределиться. Очевидно, что нельзя призывать к чему-либо предопределенное существо, оно способно исполнить лишь то, на что запрограммировано. Но в чем суть свободы человека – это вопрос непростой[1].

Адам сотворен по образу Божьему, и дар свободы (έλενθερία) – это одно из проявлений его богообразности. Свобода человека есть тварное подобие свободы Бога. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «человек сотворен по образу блаженного и пресущественного Божества, а Божие естество по природе имеет способность свободного выбора и хотения, – то, следовательно, и человек, как образ Его, по природе имеет способность свободного выбора и хотения» [св. Иоанн Дамаскин, 1913, с. 156]. Но что есть Божественная свобода?

Бог совершенно независим в Своем бытии и действиях от иных существ или иного бытия. В Нем нет ничего вынужденного. Он Сам является причиной и условием Своего существования. Однако Его абсолютная свобода не является хаотичным произволом. Он употребляет Свою свободу в соответствии со Своими благими целями. Бог, будучи абсолютным Благом, реализует Свои замыслы в тварном мире, и у Него нет препятствий в творении блага[2].

В соответствии со своим Создателем первозданный человек обладал богоподобной свободой. Имея непрестанное личное общение с Ним и ведение Его благой воли, Адам мог беспрепятственно осуществлять замысел Божий, приобщаться Истине и творить благо. Адам не имел никаких внутренних или внешних препятствий к доброделанию. В сотворенном мире ему не препятствовали ни силы природы, ни тление, ни смерть, ни пространство, ни стихии мира: «ни огонь его не преодолевал, ни вода не потопляла, ни зверь ему не вредил, ни ядоносное животное не могло оказать над ним своего действия» [св. Макарий Египетский, 1994, с. 384]. Когда Адам творил благо, его свобода была богоподобной.

Однако свобода человека, в отличие от абсолютной свободы Бога, является условной. Если человек сознательно и свободно стремится к осуществлению воли Божией, то он получает для этого и силы, и возможности; если же его выбор отклоняется в сторону, то и возможности для реализации уменьшаются в той мере, насколько намерение его противоречит воле Божией, вплоть до того, что оно может стать неосуществимым – Бог не допустит. Даже став богоборцем, человек своей свободы не утрачивает. Он всегда способен свободно и сознательно самоопределиться, но если он приступает к реализации своего намерения, то здесь сразу проявляется духовная сущность принятого решения, и он реализует его или с помощью Божией, или же пытается это сделать без нее, преодолевая сопротивления природы и пользуясь поддержкой диавола.



[1] Интересная богословская работа на эту тему принадлежит архимандриту Рафаилу (Карелину) [2003, с. 117-129]. Он пишет: «Свобода – это возможность и право человека принимать решения, исходя из внутренних побуждений, которые могут быть интеллектуальными, чувственными или грубо инстинктивными, то есть возможность осуществлять свои желания, реализовывать во внешнем мире свое «я»… Христианство указывает нам, в чем свобода. Она – в возможности человека следовать своему главному призванию и осуществлять вложенный в него потенциал – образ и подобие Божие» [Там же. С. 118-119].

[2] «Благо» – это не синоним субъективного «добро» или «хорошо». Абсолютное Благо – это Бог, поэтому для человека творить благо – это, значит, исполнять волю Господню. Часто субъективные представления о «добре» не соответствуют понятию «благо». В Священном Писании и истории Церкви Христовой тому есть множество свидетельств, например, жертвоприношение Авраамом своего сына Исаака. По человеческим понятиям этот поступок есть зло, но, по сути, он был истинным благом, ибо являлся исполнением воли Божией.

Литература
  1. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. СПб., 1913.
  2. Климент Александрийский, св. Строматы.
  3. Макарий Египетский, св. Духовные беседы. Слово 4, 3. ТСЛ: 1994.
  4. Максим Исповедник, св. Диалог с Пирром. PG XCI. col. 289, 292.
  5. Орлов И. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе // Историко-догматическое исследование. СПб, 1888.
  6. Рафаил (Карелин), архим. Векторы духовности. Свобода. М., 2003.
  7. Силуан, св. Жизнь и поучения. М., 1991.
  8. Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. М., 2000.
  9. Oper. S. Maximi. Tom. II. Disput. cum Pyrrh.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика