Василюк Ф.Е. доктор психологических наук, Московского городского психолого-педагогического университета, профессор, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии, факультета консультативной и клинической психологии, старший научный сотрудник, председатель Ученого совета факультета, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
С 1990 г., когда отечественная психология после десятилетий атеистического пресса смогла вернуться к обсуждению религиозной проблематики, разгораются дискуссии о возможности «христианской психологии». Дискуссии вспыхивают до сих пор, а сама христианская психология за четверть века разрослась в целое поле многообразных и разноплановых исследований, об- разовательных программ, психологических служб. Возникла необходимость методологической рефлексии этой области, осмысления ее «истории» (этапов развития) и «географии» (карты предметно-тематических зон). Первая статья исследования была посвящена периодизации новейшей истории отечественной христианской психологии. Задача же данной, второй статьи — «географическая»: предпринимается попытка методологической разметки поля христианской психологии. В нем выявляется несколько разнородных зон, каждой из которых соответствует особый тип исследовательских и прак- тических проектов. Хотя эти зоны находятся в напряженных философско- методологических отношениях между собой, но именно их совокупность и образует предметное поле христианской психологии.
В первой статье данного исследования было выдвинуто предположение, что
новейшую историю отечественной христианской психологии можно условно разделить
на три этапа («вдохновения и энтузиазма», «институционализации» и
«конституирования»), каждый из которых решает специфические задачи [Василюк
2015].
Литература
Авдеев Д.А. Депрессия как страсть. Депрессия как болезнь. М.:
Русский хроно- граф, 2001. 64 с.
БобганМ.,БобганД. Конец «христианской»
психологии. СПб.: Шандал, 2005. 296 с.
Братусь Б.С. «Психика» и «личность» в отсутствии «души» и «духа» //
Консуль- тативная психология и психотерапия. 2014. № 5. С. 118—138.
Братусь Б.С. и др. Начала христианской психологии. М.: Наука, 1995.
236 с.
Братусь Б.С. Психология — наука о психике или учение о душе? //
Человек.
2000. № 4. С. 30—38.
Братусь Б.С., Инина Н.В. Вера как общепсихологический феномен
сознания человека // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология.
2011. № 1. С. 25—39.
Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. М.: Смысл, 2005. 191 с.
Василюк Ф.Е. Христианския психология: «история» и «география».
Статья 1. Опыт периодизации // Консультативная психология и психотерапия. 2015.
№ 5. С. 49—63.
ВоробьевС.Л. Онтологические образы психологии // Живая вода:
научный альманах. Калуга: Калужский гос. ин-т модернизации образования, 2012.
Вып. 2. С. 94—120. ГавриловаТ.П. Природа переживания гнева в
научно-психологической и свято- отеческой литературе // Консультативная
психология и психотерапия. 2011. № 3. С. 24—46.
Глаголев В.С. Христианские и секулярные аспекты
социально-психологической категории «терпение» // Христианская культура на
пороге третьего тысяче- летия. СПб: Санкт-Петербургское философское общество,
2000. С. 15—18.
ГрошеваЛ. Н. Социальные страхи и их преодоление у верующих и
атеистов: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. 432
с.
Димитриевич В. В плену герметического круга: о психологии Карла Юнга
и про- зе Германа Гессе // Церковь и образование. Пермь: Православное общество
«Панагия», 2001. Вып. 7. С. 14—78.
ДроновМ.,прот. Отец психоанализа против святых
отцов: Учение о человеке в христианстве и во фрейдизме // Православная беседа.
1998. № 4. С. 37—41.
Дубова Е.Т. Психология религии и религиозная психология: опыт
философского анализа: дис. ... канд. филос. наук. М:, 1999.
Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. Спб.:
Речь, 2007. 912 с.
Зенько Ю.М. Психология религии. СПб.: Речь, 2009. 552 с.
Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга,
1995. 348 с.
Инина Н.В. Фанатизм как деструктивная форма веры // Консультативная
психо- логия и психотерапия. 2014. № 5. С. 89—102.
Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Святоотеческий
курс вра- чевания души. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004.
Кричевец А.Н. О месте христианской психологии в системе наук //
Московский психотерапевтический журнал. 2007. № 3. С. 14—23.
Лысюк Л.Г. Христианская модель семьи как основа семейного
консультирова- ния // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 4. С.
65—78.
Медведев М., Калашникова Т. Аналитическая психология Карла Юнга:
взгляд с позиций святоотеческого учения о спасении души // Церковь и
образование. Пермь: Православное общество «Панагия», 2001. Вып. 7. С.
79—124.
Слободчиков В.И. О перспективах построения христиански-ориентирован-
ной психологии // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 4. С.
5—17.
ТобаловЮ.П. Совладение с трудными жизненными ситуациями у
верующих: На материале православных христиан и мусульман: автореф. дис. ...
канд. пси- хол. наук. М., 2004.
ФилоникМ.С. Психологический анализ феноменов искажений
религиозного опы- та // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 5.
С. 107—122.
Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.: Институт
психологии АН СССР, 1991. 244 с.
Флоренский П.А., свящ. Столп и утверждение истины. М.: Т-во
Типографии А.И. Мамонтова, 1914. 816 с.
Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Фрейд З. Избранное. Т. 1. Лондон,
1969. С. 187—233.
Хабермас Ю. «Постсекулярное» общество — что это? // Российская
философская газета / пер. с нем. М. Кронауэр. 2008. № 4 (18). С. 1—2. URL:
http://www. philgazeta.ru/pdf/2008/2008_04.pdf (дата
обращения: 03.03.2013).
Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во гуманитарной
литературы, 1998. 352 с.
Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. М.: Институт
философии, те- ологии и истории св. Фомы, 2005. 408с.
Хоружий С.С. Постсекуляризм и антропология // Человек.RU.
Гуманитарный альманах. 2012. № 8. С. 15—35.
Шаньков Ф.М. Духовное и религиозное совладание: обзор западных
исследова- ний // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 5. С.
123—152.
Шмеман А., прот. Дневники. 1973—1983. М.: Русский путь, 2013. 734
с.
Штёкль К. К определению «постсекулярного» // Человек.RU.
Гуманитарный альманах. 2012. № 8. С. 51—67.
Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного. СПб: Изд-во Янус, 2004.
672 с.
Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность
личности. М.: Смысл, 2004. 446 с.
Watson P.J. Babel of Rationalities: Christian Psychology,
Incommensurability, and the Important Role of Empirical Research // Christian
Psychology Around The World. 2014. № 5. P. 21—29.