Шерягина Е.В. доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4840-8297 e-mail: sheryagina@gmail.com
В статье рассматриваются феномены профессиональной и непрофессиональной («житейской») помощи, анализируются основные подходы к из- учению стратегий и форм помощи, связываемых с эмпатией, утешением, поддержкой. Предлагаются подходы к описанию, анализу и классифика- ции таких форм помощи. Изложены результаты пилотажного исследования стратегий утешения на материале проективной методики «Ситуации утешения».
В трудной жизненной ситуации человек может нуждаться в профессиональной
помощи психолога, но по опыту известно, что непрофессиональная помощь друга,
родственника, который вовремя и тактично поддержал, утешил, оказывается порой
не менее эффективной помощь, чем психотерапевта. Обращаясь к психотерапевту,
люди также ищут поддержки и участия. Их ожидания открывают перед психологией
широкое поле для исследований — изучения психологической культуры утешения.
Литература
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423
с.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических
си- туаций. М.: Издательство Московского университета, 1984. 191 с.
Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии.
2007. № 1. C. 3—14.
Василюк Ф.Е. Молитва и переживание в контексте душепопечения //
Москов- ский психотерапевтический журнал. 2003. № 3. С. 114—129.
ГрановскаяР.М.,Никольская И.М. Психологическая
защита у детей. СПб: Речь, 2010. 352 с.
Демидова Л.Ю., Шерягина Е.В. Возможности и перспективы изучения
эмпатии у лиц с аномалиями сексуального влечения [Электронный ресурс] // Психо-
логия и право. 2013. № 3. URL:
https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n3/63784.
shtml (дата обращения: 2.03.2016).
Донец В.В., Федунина Н.Ю., Шерягина Е.В. Мотив утешения у
передвижни- ков // Консультативная психология и психотерапия. 2007. № 3. C.
104—109.
Донец В.В., Федунина Н.Ю. Тема утешения в русском классицизме XVIII
века // Консультативная психология и психотерапия. 2008. № 2. C. 183—186.
Карягина Т.Д., Иванова А.В. Эмпатия как способность: структура и
развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная
психология и психотерапия. 2013. № 4. С. 182—207.
Квале С. Исследовательское интервью. 2-е изд. М.: Смысл, 2009.
301с.
Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии
лич- ности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20—30.
Немец Н.Г. Утешение как механизм изменения структуры самосознания
лич- ности: автореферат дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2007. 25 с.
Федунина Н.Ю. «Горе» и «утешение» в русской языковой картине мира //
Консультативная психология и психотерапия. 2008. № 4. С. 124—137.
Федунина Н.Ю. Речевые формулы утешения // Консультативная психология
и психотерапия. 2009. № 4. С. 98—123.
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / Пер. Р. Гинзбурга.
М.: Пе- дагогика, 1993. 144 с.
Ханский А.О. Коммуникативные стратегии вербального утешения: дисс. …
канд. филол. наук. Тверь, 2002. 126 с.
Холмогорова А.Б., Московская М.С., Шерягина Е.В. Алекситимия и
способ- ность к оказанию разных видов социальной поддержки // Консультативная
психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 4. С. 115—129.
ХолмогороваА.Б.,ГаранянН.Г.,ПетроваГ.А. Социальная поддержка как пред- мет научного изучения и ее нарушения
у больных с расстройствами аффектив- ного спектра // Социальная и клиническая
психиатрия. 2003. № 2. С. 15—23.
Холмогорова А.Б., Петрова Г.А. Методы диагностики социальной
поддерж- ки при расстройствах аффективного спектра. Медицинская технология. М.:
МНИИ психиатрии Росздрава, 2007. 24 с.
Шерягина Е.В. Переживание и утешение в психологической практике //
Ма- териалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и
студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчи- нения
«Молодые ученые — московскому образованию». М.: МГППУ, 2006. С. 289—290.
Шерягина Е.В. Проективная методика исследования стратегий утешения
// Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 212—224.
BarbeeA.R.,CunninghamM.R. An experimental
approach to social support: interactive coping in close relationships //
Communicative Yearbook. 1995. Vol. 18. Р. 381—413.
Burleson B.R., Liu M., Liu Y. et al. Chinese evaluations of
emotional support skills, goals, and behaviors // Communication Research. 2006.
Vol. 33 (1). P. 38—63.
BurlesonB.R. Explaining recipient responses to supportive
messages: develop- ment and tests of a Dual-Process theory // New directions in
interpersonal com- munication research / S.W. Smith, S.R. Wilson (ed.). Sage
Publications, 2009. P. 159—179.
Gordon T. Parent effectiveness training: The proven program for
raising responsible children. N.Y.: Three Rivers Press., 2000. 365 p.
JonesS.M. Attachment style differences and similarities in
evaluations of af- fective communication skills and person-centered comforting
messages // Western Journal of Communication. 2005. Vol. 69 (3). P. 233—249.
doi: 10.1080/10570310500202405
Lazarus R.S. Coping theory and research: past, present and future //
Psychosomatic Medicine. 1993. Vol. 55 (3). P. 237—247. doi:
10.1097/00006842-199305000-00002
Sommer G. Fydrich T. Soziale Unterstützung — Konzepte, Diagnostik,
F-SOZU. Tübingen: Deutsche Gesellschaft für Verhaltenstherapie, 1989. 60
p.
TruaxC.B., Carkhuff R.R. Toward effective counseling
and psychotherapy: Training and practice. Transaction Publishers, 2007. 430
p.