Карягина Т.Д. кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, руководитель магистерской программы «Консультативная психология», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: kartan18@rambler.ru
Придачук М.А. руководитель проектов, ООО «Центр недвижимости от Сбербанка» e-mail: Marina.pridachuk@gmail.com
Рассмотрены теоретические вопросы и эмпирические исследования, связанные с эмпатически обусловленным дистрессом. Эмпатический дистресс определен как результат работы функциональных механизмов эмпатии, а трансформация переживания такого дистресса, по сути, представляет собой продуктивное развитие эмпатии как понимания, отношения и фактора моти- вации просоциального поведения. Обсуждаются нейронаучные данные, касающиеся природы и возможных причин патологического развития личного дистресса. Дифференцируются понятия и стоящие за ними феномены: «эмпатически обусловленный дистресс», «личный дистресс», «параллельные эмпатически обусловленные чувства», «реактивные эмпатически обусловленные чувства». Проанализированы возможности и недостатки шкалы личного дистресса теста эмпатии М. Дэвиса — на данный момент основного, общепринятого средства его диагностики. Приводятся результаты исследований с ее использованием относительно связи личного дистресса и показателей эмоционального интеллекта, особенностей психологических защитных механизмов и стратегий совладания, личностных факторов личного дистресса.
Несмотря на значительный прогресс последних лет,
терминологические проблемы по-прежнему остаются весьма существенным «тормозом»
развития исследований в психологии эмпатии. В данной статье мы хотим обратиться
к проблематике, редко исследуемой в отечественной психологии, для которой
отсутствуют общепринятые термины обозначения.
Литература
Будаговская Н.А., Дубровская С.В., Карягина Т.Д. Адаптация
многофакторно- го опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и
психоте- рапия. 2013. № 1. С. 202—227.
Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю.,
Но- вожилова М.Ю., Вукс А.Я. Методика для психологической диагностики спо-
собов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. СПб.:
Изд-во Санкт-Петербургского научно-исследовательского психонев- рологического
института им. В. М. Бехтерева, 2009. 39 с.
ГавриловаТ.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и
среднего школьного возраста: Автореф. дис…канд.психол.наук. М., 1977. 23
с.
ГребеньН.Ф. Психологические тесты для профессионалов. Минск:
Совре- менная школа, 2007. 496 с.
ЕреськоД.Б.,ИсуринаГ.Л.,КайдановскаяЕ.В.,КарвасарскийБ.Д.,КарповаЭ.Б.,КорепановаТ.Г.,КрыловаГ.С.,ТарханА.У.,ЧехлатыйЕ.И.,ШифринВ.Б. Алек-
ситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических рас-
стройствах. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского научно-исследовательского
психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 2005. 25 с.
Исаева М.А. Становление профессиональных аспектов эмпатии на началь-
ных ступенях обучения психологическому консультированию. Выпускная
квалификационная работа. М., МГППУ. 2015.
Карягина Т.Д. Проблема формирования эмпатии // Консультативная
психо- логия и психотерапия. 2010. № 1. С. 38—54.
Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дис. … канд.
пси- хол. наук. М., 2013. 175 с.
КарягинаТ.Д. Эмпатия как метод: философский взгляд //
Консультативная пси- хология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 5. С. 205—234.
doi:10.17759/cpp.2015230510
Карягина Т.Д., Иванова А.В. Эмпатия как способность: структура и
развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная
психология и психотерапия. 2013. № 4. С. 182—207.
Карягина Т.Д., Кухтова Н.В. Тест эмпатии М. Дэвиса: адаптация
в межкуль- турном контексте // Консультативная психология и психотерапия. 2016.
Т. 24. № 4. С. 33—61. doi:10.17759/cpp.2016240403
Карягина Т.Д., Кухтова Н.В., Олифирович Н.И., Шермазанян Л.Г.
Професси- онализация эмпатии и предикторы выгорания помогающих специалистов //
Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 2. С. 39—58. doi:
10.17759/cpp.2017250203
КухтоваН.В. Адаптация методики «Межличностный индекс
реактивности» (М. Дэвис) // Научные труды Республиканского института высшей
школы. Выпуск 11. Часть 2. / Под ред. В.Ф. Беркова. Минск: РИВШ, 2011. С.
211—218.
Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психоме-
трические данные // Социальный и эмоциональный интеллект / под. ред. Люсина
Д.В., Ушакова Д.В. М: ИП РАН, 2009. С. 264—278.
Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д.
Карузо «Эмо- циональный интеллект» (MSCEIT v.2.0). Руководство. М.: Институт
психо- логии РАН, 2010. 176 с.
Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М., Кочетков Я.А., Ялтонская
А.В. Психодиагностика эмоциональных схем: результаты апробации русско-
язычной краткой версии шкалы эмоциональных схем Р. Лихи // Обозрение психиатрии
и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2016. № 1. С. 66—71.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая
диа- гностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психоте-
рапии, 2002. 490 с.
Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности. Курган: Изд-во
Курганско- го гос. университета, 2000. 23 с.
Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми
других, чтобы понять себя!: пер. с англ. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 256
с.
Baron-Cohen S., Wheelwriht S. The Empathy Quotient: An investigation
of adults with Asperger Syndrome or high functioning autism, and normal sex
differences // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2004. Vol. 34. №
2. P. 163—175. doi:10.1023/B:JADD.0000022607.19833.00
Batson C.D. Self-other merging and the empathy-altruism hypothesis:
Reply to Neuberg et al. (1997) // Journal of Personality and Social Psychology.
1997. Vol. 73. P. 517—522. doi:10.1037/0022-3514.73.3.517
Batson C.D., Dyck J.L., Brandt J.G, Powell A.L., McMaster M.R., Griffitt
С. Five studies testing two new egoistic alternatives to the
empathy-altruism hypothe- sis // Journal of Personality and Social Psychology.
1988. Vol. 55 (1). P. 52—77. doi:10.1037/0022-3514.55.1.52
Batson C.D., Early S., Salvarani G. Perspective taking:
Imagining how another feels versus how you would feel // Personality and Social
Psychology Bulletin. 1997. Vol. 22. P. 751—758.
doi:10.1177/0146167297237008
Batson C.D., Fultz J., Schoenrade P.A. Distress and empathy: two
qualitatively dis- tinct vicarious emotions with different motivational
consequences // Journal of per- sonality. 1987. Vol. 55 (1). P. 19—40.
doi:10.1111/j.1467-6494.1987.tb00426.x
M.J. Negative-state relief and the empathy-altruism hypothesis //
Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56 (6). P. 922—933.
doi:10.1037/0022-3514.56.6.922
CialdiniR.B.,NeubergS.L,BrownC.L.,SagarinB.J.,LewisB.P. Does empathy
lead to anything more than superficial helping? Comment on Batson et al. //
Journal of Personal- ity and Social Psychology. 1997. Vol. 73 (3). P. 510—516.
doi:10.1037/0022-3514.73.3.510
Davis M.H. A multidimensional approach to individual differences in
empathy // JSAS Catalog of selected documents in psychology. 1980. Vol. 10. P.
85.
Diego M.A., Jones N.A. Neonatal antecedents for empathy // Empathy
in mental illness / T.F.D. Farrow, P.W.R. Woodruff (eds.). New York: Cambridge
University Press, 2007. P. 145—168. doi:10.1017/CBO9780511543753.010
Decety J., Svetlova M. Putting together phylogenetic and ontogenetic
perspectives on empathy // Developmental Cognitive Neuroscience. 2012. Vol. 2.
P. 1—24. doi:10.1016/j.dcn.2011.05.003
Empathy and its development / N. Eisenberg, J. Strayer (eds.). Cambridge,
New York: Cambridge University Press, 1987.
Empathy in mental illness / T.F.D. Farrow, P.W.R. Woodruff (eds.). New
York: Cambridge University Press, 2007. 506 p.
Gallese V. The shared manifold hypothesis: embodied simulation and
its role in empathy and social cognition // Empathy in mental illness / ed. by
T.F.D. Farrow and P.W.R. Woodruff. New York: Cambridge University Press, 2007.
P. 448—472. doi:10.1017/CBO9780511543753.025
Gillespie S.M., McCleery J.P., Oberman L.M. Spontaneous versus
deliberate vicari- ous representations: different routes to empathy in
psychopathy and autism // Brain. 2014. Vol. 137. P. e272.
doi:10.1093/brain/awt364
Hoffman M.L. Empathy and moral development: Implications for caring
and justice. New York: Cambridge University Press, 2000. 342 p.
James R., Blair J.R. Empathic dysfunction in psychopathic
individuals // Empathy in mental illness / T.F.D. Farrow, P.W.R. Woodruff
(eds.). New York: Cambridge University Press, 2007. P. 3—16.
doi:10.1017/CBO9780511543753.002
Keysers K., Meffert H., Gazzola V. Reply: Spontaneous versus
deliberate vicarious representations: different routes to empathy in
psychopathy and autism // Brain. 2014. Vol. 137. P. e273.
doi:10.1093/brain/awt376
Koller I., Lamm C. Item Response Model Investigation of the (German)
Inter- personal Reactivity Index Empathy Questionnaire Implications for
Analyses of Group Differences // European Journal of Psychological Assessment.
2014. Vol. 31. P. 211—221. doi:10.1027/1015-5759/a000227
Lamm C., Batson C.D., Decety J. The neural substrate of human
empathy: effects of perspective taking and emotion regulation // Journal of
Cognitive Neuroscience. 2004. Vol. 19. № 1. P. 42—58.
doi:10.1162/jocn.2007.19.1.42
Lamm C., Majdandzic J. The role of shared neural activations, mirror
neurons, and morality in empathy — A critical comment // Neuroscience Research.
2015. Vol. 90. P. 15—24. doi:10.1016/j.neures.2014.10.008
Markram H, Markram K. The Intense World Syndrome — an alternative
hypoth- esis for autism // Frontiers in Neuroscience. 2007. Vol. 1. P. 77—96.
doi:10.3389/ neuro.01.1.1.006.2007
Meffert H, Gazzola V., Den Boer J.A., Bartels A.A., Keysers K.
Reduced spontaneous but relatively normal deliberate vicarious representations
in psychopathy // Brain. 2013. Vol. 136. P. 2550—2562.
doi:10.1093/brain/awt190
Pérez-AlbénizА.,dePaúlJ.,EtxeberríaJ.,MontesP.M., TorresE.
Adaptación de Inter- personal Reactivity Index (IRI) al español
// Psicothema. 2003. Vol. 15. № 2. P. 267— 272.
Preston S.D., de Waal F.B.M. Empathy: its ultimate and proximate
bases // Behav- ioral and brain sciences. 2002. Vol. 25. P. 1—72.
doi:10.1017/S0140525X02000018
SmithA. The empathy imbalance hypothesis of autism: a
theoretical approach to cognitive and emotional empathy in autistic development
// The Psychological Re- cord. 2009. Vol. 59. P. 489—510.
Stein E. On the problem of empathy. Washington, DC: ICS
Publications, 1989.
Svetlova M., Nichols S., Brownell C. Toddlers’ prosocial behavior:
from instrumental to empathic to altruistic helping // Child Development. 2010.
Vol. 81. P. 1814— 1827. doi:10.1111/j.1467-8624.2010.01512.x
TaylorZ.E., Eisenberg N., Spinrad T.L, Eggum N.D., Sulik
M.J. The relations of Ego-resiliency and emotion socialization to the
development of empathy and pro- social behavior across early childhood //
Emotion. 2013. Vol. 13. No. 5. P. 822—831. doi:10.1037/a0032894
The social neuroscience of empathy / J. Decety, W. Ickes (eds.). Cambridge,
Lon- don: A Bradford Book, 2009. 272 p.
doi:10.7551/mitpress/9780262012973.001.0001
Rhee S.H., Boeldt D.L., Friedman N.P., Corley R.P., Hewitt J.K., Knafo
A., Wald- man I.D., Young S.E., Robinson J., Van Hulle C.A., Zahn-Waxler C.
The role of lan- guage in concern and disregard for others in the first years
of life // Developmental Psychology. 2013. Vol. 49. № 2. P. 197—214.
doi:10.1037/a0028318
VanBaardewijk Y., Stegge H., Bushman B.J., Vermeiren
R. Psychopathic traits, vic- tim distress and aggression in children //
Journal of child psychology and psychiatry. 2009. Vol. 50. No. 6. P. 718—725.
doi:10.1111/j.1469-7610.2008.02023.x
Vignemont F., Singer T. The empathic brain: how, when and why? //
Trends in Cog- nitive Sciences. 2006. Vol. 10. № 10. P. 435—441.
doi:10.1016/j.tics.2006.08.008
Vreeke G. J., van der Mark L. Empathy, an integrative model // New
Ideas of Psy- chology. 2003. Vol. 21 (3). P. 177—207.
doi:10.1016/j.newideapsych.2003.09.003
Zahn-WaxlerC., Knafo A., Van Hulle C.A., Robinson J., Rhee
S.H. The developmen- tal origins of a disposition toward empathy: genetic
and environmental contribu- tions // Emotion. 2008. Vol. 8. № 6. P.737—752.
doi:10.1037/a0014179