Консультативная психология и психотерапия
2018. Том 26. № 2. С. 104–124
doi:10.17759/cpp.2018260207
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Восстановление сознания сквозь призму психологии: психологическая работа с ребенком, перенесшим тяжелую травму головного мозга
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дети, угнетение сознания, глубокие измененные состояния сознания, клинический антропоцентризм
Рубрика издания: Мастерская и методы
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2018260207
Для цитаты: Быкова В.И., Харьковский А.Н., Фуфаева Е.В., Лукьянов В.И., Сиднева Ю.Г. Восстановление сознания сквозь призму психологии: психологическая работа с ребенком, перенесшим тяжелую травму головного мозга // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 2. С. 104–124. DOI: 10.17759/cpp.2018260207
Фрагмент статьи
В последние годы тема сознания и нарушенного сознания после тяжелых повреждений головного мозга стала предметом обширных междисциплинарных обсуждений на стыке медицины, микробиологии, психологии, философии, физики и других наук. Например, в американской литературе такие науки объединены в одну общую группу нейронаук.
Литература
-
Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 88 с.
-
Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. М.: Республика, 1995. С. 157—231.
-
Быкова В.И., Лукьянов В.И., Фуфаева Е.В. Диалог с пациентом при угнетении сознания после глубоких повреждений головного мозга // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 3. С. 9—31. doi:10.17759/ cpp.2015230302
-
Быкова В.И., Фуфаева Е.В., Львова Е.А., Валиуллина С.А. Особенности ранней психологической реабилитации при нарушении сознания у детей после ТЧМТ // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2013. № 5. С. 104—110.
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
-
Голдберг Э. Парадокс мудрости. Научное опровержение «старческого слабоумия»: пер. с англ. М.: Поколение, 2007. 384 с.
-
Гордеева О.В. Измененные состояния сознания и культура. Хрестоматия. СПб.: Когито-Центр, 2012. 430 с.
-
Горянина В.А. Психология общения. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
-
Жане П. Психологическая эволюция личности: пер. с фр. М.: Академический проект, 2010. 398 c.
-
Зайцев О.С. Психопатология тяжелой черепно-мозговой травмы. М.: МЕДпресс-информ, 2011. 336 с.
-
Закрепина А.В. Педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с тяжелой черепно-мозговой травмой. М.: ПАРАДИГМА, 2012. 302 с.
-
Как построить свое «я» / Под ред. В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. 136 с.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
-
Максакова О.А. Реабилитационная команда — путь к интеграции // Основы частной медицинской реабилитологии и восстановительной неврологии / Под ред. Д.Д. Панкова. М.: Колос. 1997. С. 107—115.
-
Максакова О.А. Командная работа как путь к возвращению сознания // Вопросы нейрохирургии. 2014. № 1. С. 57—68.
-
Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.
-
Метцингер Т. Наука о мозге и миф о своем Я. Тоннель эго: пер. с англ. М: Издательство АСТ, 2017. 413 с.
-
Минделл А. Кома: ключ к пробуждению. Самостоятельная работа над собой: Внутренняя работа со сновидящим телом: пер. с англ. М.: АСТ., 2005. 284 с.
-
Психология сознания / Под ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. 480 с.
-
Семенова Ж.Б. Этапы оказания помощи детям с черепно-мозговой травмой. Задачи нейрохирурга // Неврология и нейрохирургия детского возраста. 2012. № 2—3. С. 105—112.
-
Системный подход в ранней реабилитации детей с тяжелой черепно-мозговой травмой. Часть 1. (методические рекомендации № 48). М.: Правительство Москвы Департамент здравоохранения города Москвы, 2014.
-
Тарт Ч. Измененные состояния сознания: пер. с англ. М.: Экcмо, 2003. 285 c.
-
Фуфаева Е.В., Лукьянов В.И., Быкова В.И., Семенова Ж.Б., Валиуллина С.А. Раннее нейропсихологическое сопровождение детей с тяжелой черепно- мозговой травмой // Нейрохирургия и неврология детского возраста. 2012. № 4 (34). С. 61—75.
-
Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного: пер. с англ. М.: Когито- Центр, 2010. 352 с.
-
Bykova V.I., Lukianov V.I., Fufaeva E.V. Communicative activity of children in the state of suppressed consciousness after severe traumatic brain injury // Аcta neuropsychologica. 2014. Vol. 12 (4). Р. 417—431.
-
Laureys S., Tononi G. The Neurology of Consciousness: Cognitive Neuroscience and Neuropathology. Amsterdam; London: Academic Press, 2009. 423 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2379
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1055
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4