Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом

1997

Аннотация

Представлен сравнительный анализ двух близких подходов к психологической помощи при детском аутизме — стратегия floortime и эмоционально- смысловой подход, общей целью которых является возвращение ребенка в русло нормального психического и социального развития. Прослеживается, как общность и расхождения в теоретических установках данных подходов реализуются в их практике. Показано, что при единстве подходов в выделении основного направления усилий — помощь ребенку в аффективном развитии через развитие эмоциональных отношений с близкими — имеются существенные различия в постановке задач, разработке методов и приемов коррекционной работы. Рассмотрены сходства и различия в способах установления и развития эмоционального контакта с ребенком, средствах вовлечения в коммуникацию и взаимодействие, преодоления стереотипности и развития спонтанности и гибкости в поведении, формирования аффективного опыта, стимуляции и развития речевой коммуникации.

Общая информация

Ключевые слова: детский аутизм, психологическая помощь, стратегия Floortime, эмоционально-смысловой подход, игровое препятствие, эмоционально-смысловой комментарий, развитие речевой коммуникации

Рубрика издания: Мастерская и методы

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270109

Для цитаты: Никольская О.С., Баенская Е.Р., Гусева И.Е. Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 1. С. 140–152. DOI: 10.17759/cpp.2019270109

Фрагмент статьи

Предлагаемая статья продолжает сравнительный анализ двух подходов к коррекции детского аутизма (стратегии Floortime и эмоционально-смысловой подхода). Рассмотрим подробнее, как сходство и различия их концептуальных положений реализуются в постановке задач, выборе методов и приемов практической коррекционной работы.

Литература

  1. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом: пер. с англ. М.: Теревинф, 2013. 512 с.
  2. Никольская О.С. Психологическая классификация типов детского аутизма // Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 14—25.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Детский аутизм как системное нарушение психического развития ребенка // Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 17—28.
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода // Дефектология. 2014. № 4. С. 23—33.
  5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф, 1997. 342 с.

Информация об авторах

Никольская Ольга Сергеевна, доктор психологических наук, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия

Баенская Е.Р., кандидат психологических наук, сотрудник, ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», Москва, Россия

Гусева Ирина Евгеньевна, психолог, научный сотрудник, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва, Россия, e-mail: gusevaie@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2919
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 1997
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 17