Переживание этапов кохлеарной имплантации матерями неслышащих детей

508

Аннотация

Представлены результаты качественного исследования переживания этапов кохлеарной имплантации матерями неслышащих детей: от момента подозрений на нарушение слуха до момента получения устойчивых результатов реабилитации. На каждом из этапов выделены ключевые характеристики переживания, а также факторы, затрудняющие (некорректное сообщение диагноза ребенка, страхи, связанные с опасением за здоровье ребенка в связи с оперативным вмешательством, отсутствие грамотного кураторства реабилитационного процесса, сверхожидания в рамках реабилитации и др.) и облегчающие (корректный способ сообщения диагноза ребенка, эмоциональная поддержка в семье, наличие адекватной реабилитационной помощи, успехи ребенка в рамках длительной реабилитации и др.) прохождение этапов. Показано, что ситуация «пере-живания» этапов кохлеарной имплантации является критической, требующей переоценки, изменения жизненных ценностей и смыслов матерей. Выявлена высокая степень травматизации родителей, проходящих этапы кохлеарной имплантации, особенно в отношении двух этапов: установления диагноза, связанного с идентификацией глубокого нарушения слуха у ребенка, и реабилитации, которая сопряжена с ожиданиями положительных результатов данного длительного процесса.

Общая информация

Ключевые слова: кохлеарная имплантация, критическая ситуация, переживание, этапы кохлеарной имплантации

Рубрика издания: Мастерская и методы

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270407

Для цитаты: Буданцов А.В., Молостова А.Н. Переживание этапов кохлеарной имплантации матерями неслышащих детей // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 4. С. 98–116. DOI: 10.17759/cpp.2019270407

Литература

 

1.        Альтман Я.А., Таварткиладзе Г.А. Руководство по аудиологии. М.: ДМК Пресс, 2003. 360 с.

2.        Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 423 с.

3.        Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Московский государственный университет, 1984. 202 с.

4.        Дети с кохлеарными имплантами / Под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. М.: Национальное образование, 2017. 208 с.

5.        Королева И.В. Кохлеарная имплантация детей и взрослых. СПб.: Каро, 2009. 752 с.

6.        Таварткиладзе Г.А., Шматко Н.Д. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни. М.: Полиграф-сервис, 2005. 98 с.

7.        Улановский А.М. Феноменологическая психология. Качественные исследования и работа с переживанием. М.: Смысл, 2016. 255 с.

8.        Шипицына Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе. СПб.: Речь, 2009. 203 с.

9.                   Anagnostou F., Crocker S. A preliminary study looking at parental emotions following cochlear implantation // Cochlear Implants International. 2017. Vol. 8 (2). P. 68— 86. doi:10.1179/cim.2007.8.2.68

10.                Bosteels S., Van Hove G., Vandenbroeck M. The rollercoaster of experiences: Becoming the parent of a deaf child // Disability & Society. 2012. Vol. 27 (7). P. 983—996. doi:10.1080/09687599.2012.705059

11.                Christiansen J.B., Leigh I.W. Cochlear Implants in Children: Ethics and Choices. Washington: Gallaudet University Press, 2002. 360 p.

12.                Ebrahimi H., Mohammadi E., Pirzadeh A., et al. Living with Worry: The Experience of Mothers with Deaf Child // International Journal of Pediatrics. 2017. Vol. 5 (6). P. 5183—5193. doi:10.22038/ijp.2017.22743.1914

13.                Feher-Prout T. Stress and Coping in Families with Deaf Children // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 1996. Vol. 1 (3). P. 155—166. doi:10.1093/ oxfordjournals.deafed.a014291

14.                Foroughan M., Movallali G., Salimi M., et al. The effectiveness of a group counseling program on the mental health of parents of hearing impaired children // Audiology. 2007. Vol. 15 (2). P. 53—60.

15.                Giorgi A., Giorgi B. The Descriptive phenomenological psychological method // Qualitative Research in Psychology: Explanding Perspectives in Methodology and Design / P.A. Camic, J.E. Rhodes, L. Yardly (eds.). Washington: American Psychological Association, 2003. P. 243—273.

16.                Ingber S., Al-Yagon M., Dromi E. Mothers’ Involvement in Early Intervention for Children with Hearing Loss: The Role of Maternal Characteristics and Context- Based Perception // Journal of Early Intervention. 2010. Vol. 32 (5). P. 351—369. doi:10.1177/1053815110387066

17.                Jamieson J. R., Zaidman-Zait A., Poon B. Family Support Needs as Perceived by Parents of Preadolescents and Adolescents who are Deaf or Hard of Hearing // Deafness & Education International. 2011. Vol. 13 (3). P. 110—130. doi:10.1179/15 57069X11Y.0000000005

18.                Kurtzer-White E., Luterman D. Families and children with hearing loss: Grief and coping // Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews. 2003. Vol. 9 (4). P. 232—235. doi:10.1002/mrdd.10085

19.                Leach D.P. A phenomenological study of the experiences of parents of a child or children diagnosed with deafness. Doctoral Dissertation (Doctor of Philosophy in Counselor Education). Columbia, University of South Carolina, 2015. 152 p.

20.                Meadow-Orlans K.P. Stress, Support, and Deafness Perceptions of Infants’ Mothers and Fathers // Journal of Early Intervention. 1994. Vol. 18 (1). P. 91—102. doi:10.1177/105381519401800108

21.                Pipp-Siegel S., Sedey A.L., Yoshinaga-Itano C. Predictors of parental stress in mothers of young children with hearing loss // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2002. Vol. 7 (1). P. 1—17. doi:10.1093/deafed/7.1.1

22.                Quittner A.L., Steck J.T., Pouiller R.L. Cochlear implants in children: A study of parental stress and adjustment // American Journal of Otology. 1991. Vol. 12. P. 95— 104.

23.                Zaidman-Zait A. Parenting a Child with a Cochlear Implant: Incident Study. // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2007. Vol. 12 (2). P. 221—241. doi:10.1093/deafed/enl032

Информация об авторах

Буданцов Алексей Викторович, магистр психологии, ведущий специалист, РБОО «Центр лечебной педагогики», Москва, Россия, e-mail: hesperion@mail.ru

Молостова Анна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии, групповой психотерапевт, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1138-943X, e-mail: Molostova.psychotherapy@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 773
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 508
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3