Консультативная психология и психотерапия
2020. Том 28. № 1. С. 180–183
doi:10.17759/cpp.2020280111
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Об учебнике С.М. Морозова «История психологии» (Москва, 2019)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: история психологии, учебник, образование, методология
Рубрика издания: События и даты
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280111
Для цитаты: Зарецкий В.К. Об учебнике С.М. Морозова «История психологии» (Москва, 2019) // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 1. С. 180–183. DOI: 10.17759/cpp.2020280111
Полный текст
В 2019 г. произошло важное событие, которого долго ждали студенты и преподаватели факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ. Профессор кафедры индивидуальной психологии и психотерапии Станислав Михайлович Морозов на основе своих лекций подготовил учебник «История психология», опубликованный издательством Московского психолого-социального университета, рекомендованный к печати редакционно-издательским советом Российской академии образования.
На первый взгляд, учебник как будто бы подготовлен в отечественной традиции подобных изданий по истории психологии (М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский, А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковская). Однако в связи с тем, что на рубеже ХХ и ХХI столетия психология, а следовательно, и ее история, стала меняться, по-видимому, возникла необходимость отразить эти изменения в осмыслении истории психологи.
Традиционно история психологии делилась на «донаучный» период, когда психологическое знание постепенно вызревало внутри философии, что продолжалось вплоть до середины ХIХ в., до появления первых экспериментальных исследований в психологии и создания Вундтом научной лаборатории. С.М. Морозов в своем учебнике называет этот период «психология как пневматология», подчеркивая ее связь с метафизикой. Далее в учебниках по истории психологии рассматривался второй период — период становления психологии как науки, сложный, драматичный, сопровождающийся борьбой различных школ, противостояния отечественной и «буржуазной» психологии (в советское время), борьбой за «сознание» и «личность» как предметы психологического исследования и т. д. Поскольку психология так и не достигла стадии парадигмального знания, по Т. Куну, то, видимо, она так и продолжает пребывать в периоде становления «как науки».
С.М. Морозов вводит еще одну важную линию в рассмотрение истории психологии. Поскольку во второй половине ХХ в. в различных странах мира, включая СССР, психология как наука включается в решение практических задач, а в последней четверти ХХ в. начинает рассматриваться как практика, а не только как наука, т. е. создает не только знание о человеке, его психике, здоровье, развитии и т. д., но также и знание о том, как специалисту, психологу-практику, с этим работать, С.М. Морозов обращается к корням возникновения идей психологии как практики и рассматривает становление психологи как движение по двум неразрывно связанным линиям: теоретико-экспериментальной и философско-практической. К философско-практической линии автор относит гуманистическую и экзистенциальную психологию, которые нередко рассматриваются как единое направление. Также кратко описаны новые направления, возникшие в зарубежной психологии на рубеже ХIХ и ХХ вв., и изменения в современной отечественной психологии.
Особый интерес представляет история отечественной психологии. В советских учебниках обычно говорилось, что до 1917 г. психологии в России не существовало. Но С.М. Морозов находит корни российской психологии в XVIII веке, и, насколько это возможно сделать на 100 страницах текста, подробно просматривает линии развития отечественной психологии вплоть до последних лет, уделяя внимание драматическим 1930-м годам (травля Л.С. Выготского, постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О педологических извращениях в системе наркомпросов», за которым последовали репрессии психологов) и послевоенному периоду (знаменитая Павловская сессия). Во второй половине ХХ в. имя Л.С. Выготского постепенно, благодаря усилиям его учеников и соратников, возвращается в психологию, и сейчас культурно-историческая психология, как направление синтезирующее обе линии развития психологии, как «неклассическая» наука, начинает оказывать существенное влияние на развитие мировой психологии. История не признает сослагательного наклонения, но невольно возникает вопрос, какой могла бы быть отечественная психологии в ряду основных направлений развития психологии в мире, если бы не 1930 и 1950 годы. Но, увы, эти годы нельзя вычеркнуть из истории.
Отвечая на вопрос, зачем нужен еще один учебник, автор отмечает, что хороших учебников много, но написаны они давно, поэтому в них не представлены новые направления в психологии, которая развивается весьма интенсивно. Во-вторых, не может быть «одного, единственно правильного» взгляда на историю науки. В этом смысле всякое изложение истории психологии субъективно и пристрастно, зависит от предпочтений автора и традиции, к которой оно само принадлежит.
Важной особенностью учебника является то, что историческое движение психологического знания персонифицированно, дополнено краткими биографическими сведениями о субъектах его развития. Это очень полезно для общей ориентировки во времени и персоналиях, а также для понимания того, что линии развития зависят от людей, которые задают историческое движение в соответствии со своими взглядами и своей волей.
Учебник будет интересен не только студентам-психологам разных форм обучения и их преподавателям, но и всем, кто интересуется познанием внутреннего мира человека, динамикой представлений о человеке, его понимании и видении мира, что постепенно выходит в центр внимания самых различных специалистов, занимающихся проблемой взаимоотношения человека с миром, влиянием человеческой деятельности на изменения в мире, в котором мы живем.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1186
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 321
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1