Малыгин В.Л. доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический универ ситет имени А.И. Евдокимова» (ФГБОУ ВО «МГМСУ имени А.И. Евдокимова» Минздрава России), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0269-7361 e-mail: malyginvl@yandex.ru
Меркурьева Ю.А. преподаватель кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» (ФГБОУ ВО «МГМСУ имени А.И. Евдокимова» Минздрава России), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5545-6708 e-mail: juliamerkurieva@gmail.com
Рассмотрена проблема психологической коррекции интернет-зависимости у подростков. Проанализированы данные эмпирического исследования ведущих факторов формирования интернет-зависимости, выделены две группы зависимых с преобладанием биологического и психологического факторов формирования интернет-аддикции. На основе этих данных разработана и проведена программа коррекции интернет-зависимости у подростков. Приводятся результаты сравнения эффективности разработанной программы и программы коррекции коммуникативных навыков. Выявлена значимость первичной диагностики выраженности нейропсихологических особенностей и включения нейропсихологической коррекции в структуру работы с интернет-зависимыми подростками. Предложена схема отбора в коррекционные группы в соответствии с преобладанием различных факторов формирования аддикции.
Интернет-зависимость среди подростков и молодых людей в
странах Европы и Северной Америки составляет 1,5—8,2%. По данным российских
исследователей, распространенность интернет-зависимости среди подростков
достигает 22,6%.
Литература
Войскунский А.Е. Концепции зависимости и
присутствия применительно к поведению в Интернете [Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). URL: http://mprj.ru (дата
обращения: 02.06.2020).
Егоров А.Ю. Современные представления об
интернет-аддикциях и подходах к их коррекции [Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). URL: http://mprj.ru (дата
обращения: 02.06.2020).
Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы
диагностики: учебное пособие // Под ред. В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова, А.С.
Искандировой и др. М.: Изд-во МГМСУ, 2011. 32 с.
Кардашьян Р.А. Компьютерная игровая зависимость у
учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Изд-во РУДН, 2018. 286 с.
Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Искандирова А.Б. и
др. Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым
поведением [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2015. № 4
(33). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 11.07.2020).
Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Краснов И.О.
Нейропсихологические особенности как факторы риска формирования
интернет-зависимого поведения у подростков [Электронный ресурс] // Медицинская
психология в России. 2015. № 4 (33). URL: http://mprj.ru (дата обращения:
11.07.2020).
Осницкий А.К. Определение характеристик социальной
адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43—56.
Сибиль С.И., Подмазин Е.И. Как помочь подростку с
«трудным» характером. Киев: Перспектива, 1996. 160 с.
Симерницкая Э.Г. Методика экспресс-диагностики
«Лурия-90» М.: Знание, 1991. 48 с.
Тарабрина Н.В. Психология посттравматического
стресса. М.: ИП РАН, 2009. 302 с.
Тхостов А.Ш., Елшанский С.П. Методическое пособие
по применению теста «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений» для
исследования особенностей вербализации внутреннего опыта. М.: Изд-во МГУ, 2000.
67 с.
Brand M., Laier C., Young K. Internet Addiction:
Coping styles, expectancies, and treatment implications [Электронный ресурс] //
Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5. URL:
https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2014.01256/full (дата
обращения: 11.05.2020). DOI:10.3389/fpsyg.2014.01256
Cheng C., Li A.Y. Internet addiction prevalence and
quality of (real) life: A meta-analysis of 31 nations across seven world
regions // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2014. Vol. 17
(12). P. 755—760. DOI:10.1089/cyber.2014.0317
Cimino S., Cerniglia L.A. Longitudinal study for
the empirical validation of an etiopathogenetic model of internet addiction in
adolescence based on early emotion regulation // BioMed Research International.
2018. Vol. 2018. P. 135—143. DOI:10.1155/2018/4038541
Diamond A. Attention-deficit disorder
(attention-deficit hyperactivity disorder without hyperactivity): a
neurobiologically and behaviorally distinct disorder from ADHD
attention-deficit/hyperactivity disorder (with hyperactivity) // Development
& Psychopathology. 2005. Vol. 17. P. 807—825.
DOI:10.1017/S0954579405050388
Ha J.H., Yoo H.J., Cho I.H. Psychiatry comorbidity
assessed in Korean children and adolescents who screen positive for Internet
addiction // Journal of Clinical Psychiatry. 2006. Vol. 67 (5). P. 821—826.
DOI:10.4088/JCP.v67n0517
Hong S.B., Zalesky A., Cocchi L. et al. Decreased
functional brain connectivity in adolescents with internet addiction // PLoS
One. 2013. Vol. 8 (2). P. 65—69. DOI:10.1371/journal.pone.0057831
Internet addiction in children and adolescents: risk
factors, assessment, and treatment / K.S. Young, C.N. de Abreu (eds.). New
York: Springer Publishing Company, 2017. 305 p.
Kuss D.J., Griffiths M.D., Binder J.F. Internet
addiction in students: Prevalence and risk factors // Computers in Human
Behavior. 2013. Vol. 29 (3). P. 959—966. DOI:10.1016/j. chb.2012.12.024
Michal M., Duven E., Giralt S. et al. Prevalence
and correlates of depersonalization in students aged 12—18 years in Germany //
Social Psychiatry, Psychiatry, Epidemiology. 2015. Vol. 50 (6). P. 995—1003.
DOI:10.1007/S00127-014-0957-2
Torres-Rodríguez A., Griffiths M.D.,
Carbonell X. The treatment of Internet gaming disorder: A brief overview of
the PIPATIC program // International Journal of Mental Health and Addiction.
2018. Vol. 16 (4). P. 1000—1015. DOI:10.1007/s11469-017-9825