Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10443Новости 1993Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS
Консультативная психология и психотерапия - №4 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q3
SNIP: Q3
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ

ВАК

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические факторы травмоопасного поведения у детей 209

|

Захарчук Е.В.
ассистент кафедры неврологии с курсом нейрохирургии, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет», Тюмень, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1317-5219
e-mail: katgor@yandex.ru

Доценко Е.Л.
доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9651-0555
e-mail: dotsenko_e@bk.ru

Гаибов С.С.Х.
кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии с курсом нейрохирурги, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет», Тюмень, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5554-4588
e-mail: s-stavros@mail.ru

Аннотация

В статье приводятся данные изучения факторов, способствующих возникновению повторных непреднамеренных физических травм у детей в возрасте 5—10 лет. Предложена модель факторов риска повторного непреднамеренного травматизма у детей, которая может быть использована в практической деятельности не только врача, но и психолога. Изучались индивидуально-психологические особенности детей и особенности социальной ситуации их развития. Обнаружено, что сочетание указанных факторов может быть причиной повторных физических травм ребенка. В частности, выявлена особая роль условий в семье, а также существенная необходимость различать истинную и ложную гиперактивность у детей. Показано, что по каждому отдельному ребенку в случае травмы возможно определить лицо или лиц, на чью компетентность следует ориентироваться в случаях профилактической работы повторного непреднамеренного травматизма и определить степень возлагаемой на них ответственности. Обсуждаются возможности психолога-консультанта по диагностике факторов риска травм у детей и перспектив консультативной работы.

Ключевые слова: повторные непреднамеренные травмы у детей, травмоопасное поведение, факторы повторных физических травм, психологическое консультирование

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2021290402

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке в рамках гранта РФФИ «Психологические предпосылки повторных физических травм у детей (организационно-клиническое сопровождение»)» (проект № 19-313-90036).

Благодарности. Авторы выражают благодарность: за помощь в сборе данных для исследования студентке 6-го курса лечебного факультета Тюменского государственного медицинского университета Титовой Валерии Александровне; обработку данных исследования кандидату экономических наук, доценту кафедры алгебры и математической логики Института математики и компьютерных наук Тюменского государственного университета Вершининой Светлане Валерьевне; за перевод текстов доктору филологических наук, профессору кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации Института государства и права Тюменского государственного университета Хвесько Тамаре Владимировне.

Получена: 13.05.2020

Принята в печать: 31.10.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алипбаева С.Б., Бекболатова С.Р. Методы диагностики синдрома гиперактивности с дефицитом внимания в условиях психолого-медико- педагогической консультации // Медицина. Психиатрия. 2013. Т. 8. С. 64—66.
  2. Баиндурашвили А.Г., Маревская Н.Н., Соловьева К.С. Детский травматизм. Взгляд клинициста и страховщика // Педиатр. 2010. Т. 1. № 1. С. 96—180.
  3. Бернс Р.С., Кауфман Х.С. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, 2000. 160 с.
  4. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: дисс. … д-ра психол. наук. М.: МГУ, 1999. 23 с.
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: От рождения до школы. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
  6. Всемирный доклад о профилактике детского травматизма: резюме / Всемирная организация здравоохранения. Женева: ВОЗ, 2008. 39 с.
  7. Гулиева К.С. Социальные факторы риска травматизма у детей // Материалы молодежного научного форума «Естественные и медицинские науки» (г. Оренбург, 2017 г.). Оренбург, 2017. С. 24—28.
  8. Доклад о профилактике детского травматизма в Европе. Копенгаген: ЕРБ ВОЗ, 2009. 117 с.
  9. Дукаревич М.З. Рисунок несуществующего животного // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд- во Моск. гос. унт-та, 1990. 160 с.
  10. Ермакова Г.К. Психолого-педагогическая характеристика детей, получивших травмы // Профилактика и лечение травм у детей. Л.: Ленингр. н.-и. дет. ортопед. ин-т. имени Г.И. Турнера, 1983. С. 57—63.
  11. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2018. 274 с.
  12. Захарчук Е.В. Психологические аспекты работы с травмоопасным поведением детей // Материалы междунар. науч. конф. «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» (г. Красноярск, 2016 г.). Красноярск: Изд-во КрасГМУ, 2016. Т. 1. С. 17—26.
  13. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, 2007. 136 с.
  14. Меркулов В.Н., Дорохин А.И., Бухтин К.М. Детская травматология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. 256 с.
  15. Музыченко Г.Ф. Проективная методика «Несуществующее животное». СПб.: Речь, 2013. 555 с.
  16. Резапкина Г.В. Методика «Психологический портрет учителя» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психодиагностика в современном мире» (г. Екатеринбург, 25—26 мая 2012 г.). Екатеринбург: Рос. гос. проф. пед. ун-т, 2012. С. 112—129.
  17. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.
  18. Рупленение Ф.В. Детский травматизм в возрастном аспекте, его профилактика и роль общественности в борьбе с ним: автореф. дисс. … канд. мед. наук. Рига, 1998 г. 420 с.
  19. Ступницкая М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. 2001. № 4. 196 с.
  20. Спиридонов А.В. Медико-социальная профилактика детского травматизма в крупном городе с учетом семьи (на примере города Казани): автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Казань, 2007. 21 с.
  21. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс диагностики «Лурия-90». М.: Общество «Знание», 1991. 48 с.
  22. Соловьева К.С., Баиндурашвили А.Г., Залетина А.В. Травматизм и ортопедическая заболеваемость детей России в 2013 г. Организация специализированной помощи детскому населению // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2014. Т. 2. № 4. C. 3—7.
  23. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2006. 352 с.
  24. Эйдемиллер Э., Юстицкис B. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
  25. Ablewhite J., Peel I., McDaid L., et al. Parental perceptions of barriers and facilitators to preventing child unintentional injuries within the home: a qualitative study // BMC Public Health. 2015. Vol. 15. P. 280. DOI: 10.1186 / s12889-015-1547-2
  26. Andrejeva J., Kasradze M., Mockiene A., et al. The Impact of TRX Suspension Training on Patient‘s Balance, Coordination and Quality of Life after Traumatic Brain Injury // Georgian Med News. 2020. № 298. Р. 119—122.
  27. Ayaz A.B., Ayaz M., Şentürk E., et al. Factors related with unintentional injuries in children with newly diagnosed attention-deficit/hyperactivity disorder // International Journal of Injury Control and Safety Promotion. 2016. Vol. 23 (1). P. 93—98. DOI: 10.1080/17457300.2014.969279
  28. Azar S.T., Miller E.A., Stevenson M.T., et al. Social Cognition, Child Neglect, and Child Injury Risk: The Contribution of Maternal Social Information Processing to Maladaptive Injury Prevention Beliefs Within a High-Risk Sample // Journal of Pediatric Psychology. 2017. № 42(7). P.759—767. DOI: 10.1093/jpepsy/jsw067
  29. Zakharchuk E., Dotsenko E., Khvesko T., et al. Neuropsychological and/or psychological factors traumatic behavior of children under the age of 10 years // International journal of psychology: a biopsychosocial approach. 2020. № 23. DOI: https://doi.org/10.7220/2345-024X.23
  30. Morrongiello B A., Matheis S. Understanding Children’s Injury-risk Behaviors: The Independent Contributions of Cognitions and Emotions // Journal of Pediatric Psychology. 2007. Vol. 32(8). P. 926—937. DOI:10.1093/jpepsy/jsm027
  31. Ordonana J. R., Caspi A., Moffitt T. E. Unintentional Injuries in a Twin Study of Preschool Children: Environmental, Not Genetic, Risk Factors // Journal of Pediatric Psychology. 2008. Vol. 33(2). P. 185—94. DOI:10.1093/jpepsy/jsm041
  32. Ponsford J.L., Draper K., Schönberger M. Functional outcome 10 years after traumatic brain injury: Its relationship with demographic, injury severity, and cognitive and emotional status // Journal of the International Neuropsychological Society. 2008. № 14. P. 233—242.
  33. Ruiz-Goikoetxea M., Cortese S., Aznarez-Sanado M., et al. Risk of unintentional injuries in children and adolescents with ADHD and the impact of ADHD medications: A systematic review and meta-analysis // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2018. Vol. 84. P. 63—71. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2017.11.007
  34. Shi X., Shi J., Wheeler K.K., et al. Unintentional injuries in children with disabilities: a systematic review and meta-analysis // Inj. Epidemiol. 2015. Vol. 2(1). P. 21. DOI:10.1186/s40621-015-0053-4
  35. Schnitzer P.G., Dowd D., Kruse R.L., et al. Supervision and risk of unintentional injury in young children // Injury prevention. 2015. Vol. 21. P. 63—70. DOI: 10.1136/injuryprev-2013-041128
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика