Захарчук Е.В. ассистент кафедры неврологии с курсом нейрохирургии, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет», Тюмень, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1317-5219 e-mail: katgor@yandex.ru
Доценко Е.Л. доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9651-0555 e-mail: dotsenko_e@bk.ru
Гаибов С.С.Х. кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии с курсом нейрохирурги, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет», Тюмень, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5554-4588 e-mail: s-stavros@mail.ru
В статье приводятся данные изучения факторов, способствующих возникновению повторных непреднамеренных физических травм у детей в возрасте 5—10 лет. Предложена модель факторов риска повторного непреднамеренного травматизма у детей, которая может быть использована в практической деятельности не только врача, но и психолога. Изучались индивидуально-психологические особенности детей и особенности социальной ситуации их развития. Обнаружено, что сочетание указанных факторов может быть причиной повторных физических травм ребенка. В частности, выявлена особая роль условий в семье, а также существенная необходимость различать истинную и ложную гиперактивность у детей. Показано, что по каждому отдельному ребенку в случае травмы возможно определить лицо или лиц, на чью компетентность следует ориентироваться в случаях профилактической работы повторного непреднамеренного травматизма и определить степень возлагаемой на них ответственности. Обсуждаются возможности психолога-консультанта по диагностике факторов риска травм у детей и перспектив консультативной работы.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке в рамках гранта РФФИ «Психологические предпосылки повторных физических травм у детей (организационно-клиническое сопровождение»)» (проект № 19-313-90036).
Благодарности. Авторы выражают благодарность: за помощь в сборе данных для исследования студентке 6-го курса лечебного факультета Тюменского государственного медицинского университета Титовой Валерии Александровне; обработку данных исследования кандидату экономических наук, доценту кафедры алгебры и математической логики Института математики и компьютерных наук Тюменского государственного университета Вершининой Светлане Валерьевне; за перевод текстов доктору филологических наук, профессору кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации Института государства и права Тюменского государственного университета Хвесько Тамаре Владимировне.
Получена: 13.05.2020
Принята в печать: 31.10.2021
Ссылка для цитирования
Литература
Алипбаева С.Б., Бекболатова С.Р. Методы диагностики синдрома
гиперактивности с дефицитом внимания в условиях психолого-медико-
педагогической консультации // Медицина. Психиатрия. 2013. Т. 8. С. 64—66.
Баиндурашвили А.Г., Маревская Н.Н., Соловьева К.С. Детский
травматизм. Взгляд клинициста и страховщика // Педиатр. 2010. Т. 1. № 1. С.
96—180.
Бернс Р.С., Кауфман Х.С. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл,
2000. 160 с.
Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки:
дисс. … д-ра психол. наук. М.: МГУ, 1999. 23 с.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: От рождения до школы.
СПб.: Питер, 2009. 240 с.
Всемирный доклад о профилактике детского травматизма: резюме / Всемирная
организация здравоохранения. Женева: ВОЗ, 2008. 39 с.
Гулиева К.С. Социальные факторы риска травматизма у детей //
Материалы молодежного научного форума «Естественные и медицинские науки» (г.
Оренбург, 2017 г.). Оренбург, 2017. С. 24—28.
Доклад о профилактике детского травматизма в Европе. Копенгаген: ЕРБ ВОЗ,
2009. 117 с.
Дукаревич М.З. Рисунок несуществующего животного // Практикум по
психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд- во Моск.
гос. унт-та, 1990. 160 с.
Ермакова Г.К. Психолого-педагогическая характеристика детей,
получивших травмы // Профилактика и лечение травм у детей. Л.: Ленингр. н.-и.
дет. ортопед. ин-т. имени Г.И. Турнера, 1983. С. 57—63.
Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском
возрасте: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2018. 274 с.
Захарчук Е.В. Психологические аспекты работы с травмоопасным
поведением детей // Материалы междунар. науч. конф. «Психологическое здоровье
человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» (г. Красноярск, 2016 г.).
Красноярск: Изд-во КрасГМУ, 2016. Т. 1. С. 17—26.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная
работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.:
Речь, 2007. 136 с.
Меркулов В.Н., Дорохин А.И., Бухтин К.М. Детская травматология. М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2019. 256 с.
Резапкина Г.В. Методика «Психологический портрет учителя» //
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психодиагностика в
современном мире» (г. Екатеринбург, 25—26 мая 2012 г.). Екатеринбург: Рос. гос.
проф. пед. ун-т, 2012. С. 112—129.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.:
ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.
Рупленение Ф.В. Детский травматизм в возрастном аспекте, его
профилактика и роль общественности в борьбе с ним: автореф. дисс. … канд. мед.
наук. Рига, 1998 г. 420 с.
Ступницкая М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и
профилактика // Школа здоровья. 2001. № 4. 196 с.
Спиридонов А.В. Медико-социальная профилактика детского травматизма в
крупном городе с учетом семьи (на примере города Казани): автореф. дисс. ...
канд. мед. наук. Казань, 2007. 21 с.
Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс диагностики
«Лурия-90». М.: Общество «Знание», 1991. 48 с.
Соловьева К.С., Баиндурашвили А.Г., Залетина А.В. Травматизм и
ортопедическая заболеваемость детей России в 2013 г. Организация
специализированной помощи детскому населению // Ортопедия, травматология и
восстановительная хирургия детского возраста. 2014. Т. 2. № 4. C. 3—7.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и
семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2006.
352 с.
Эйдемиллер Э., Юстицкис B. Психология и психотерапия семьи. СПб.:
Питер, 2008. 672 с.
Ablewhite J., Peel I., McDaid L., et al. Parental perceptions of
barriers and facilitators to preventing child unintentional injuries within the
home: a qualitative study // BMC Public Health. 2015. Vol. 15. P. 280. DOI:
10.1186 / s12889-015-1547-2
Andrejeva J., Kasradze M., Mockiene A., et al. The Impact of TRX
Suspension Training on Patient‘s Balance, Coordination and Quality of Life
after Traumatic Brain Injury // Georgian Med News. 2020. № 298. Р.
119—122.
Ayaz A.B., Ayaz M.,Şentürk E., et al.
Factors related with unintentional injuries in children with newly diagnosed
attention-deficit/hyperactivity disorder // International Journal of Injury
Control and Safety Promotion. 2016. Vol. 23 (1). P. 93—98. DOI:
10.1080/17457300.2014.969279
Azar S.T., Miller E.A., Stevenson M.T., et al. Social Cognition,
Child Neglect, and Child Injury Risk: The Contribution of Maternal Social
Information Processing to Maladaptive Injury Prevention Beliefs Within a
High-Risk Sample // Journal of Pediatric Psychology. 2017. № 42(7). P.759—767.
DOI: 10.1093/jpepsy/jsw067
Zakharchuk E., Dotsenko E., Khvesko T., et al. Neuropsychological
and/or psychological factors traumatic behavior of children under the age of 10
years // International journal of psychology: a biopsychosocial approach. 2020.
№ 23. DOI: https://doi.org/10.7220/2345-024X.23
Morrongiello B A., Matheis S. Understanding Children’s Injury-risk
Behaviors: The Independent Contributions of Cognitions and Emotions // Journal
of Pediatric Psychology. 2007. Vol. 32(8). P. 926—937.
DOI:10.1093/jpepsy/jsm027
Ordonana J. R., Caspi A., Moffitt T. E. Unintentional Injuries in a
Twin Study of Preschool Children: Environmental, Not Genetic, Risk Factors //
Journal of Pediatric Psychology. 2008. Vol. 33(2). P. 185—94.
DOI:10.1093/jpepsy/jsm041
Ponsford J.L., Draper K., Schönberger M. Functional
outcome 10 years after traumatic brain injury: Its relationship with
demographic, injury severity, and cognitive and emotional status // Journal of
the International Neuropsychological Society. 2008. № 14. P. 233—242.
Ruiz-Goikoetxea M., Cortese S., Aznarez-Sanado M., et al. Risk of
unintentional injuries in children and adolescents with ADHD and the impact of
ADHD medications: A systematic review and meta-analysis // Neuroscience and
Biobehavioral Reviews. 2018. Vol. 84. P. 63—71. DOI:
10.1016/j.neubiorev.2017.11.007
Shi X., Shi J., Wheeler K.K., et al. Unintentional injuries in
children with disabilities: a systematic review and meta-analysis // Inj.
Epidemiol. 2015. Vol. 2(1). P. 21. DOI:10.1186/s40621-015-0053-4
Schnitzer P.G., Dowd D., Kruse R.L., et al. Supervision and risk of
unintentional injury in young children // Injury prevention. 2015. Vol. 21. P.
63—70. DOI: 10.1136/injuryprev-2013-041128