Житейские представления об образовании: чему верят учителя и студенты? — обсудили на семинаре по измерениям в психологии и образовании

32
Иллюстрация к новости

13 марта 2025 состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов  ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.

Высокий интерес к теме семинара продемонстрирован широкой географией и составом участников. На мероприятие зарегистрировалось более 100 участников из России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Узбекистана, Польши.

С докладом «Житейские представления об образовании или научный подход: чему верят учителя и студенты?» выступили

Адаскина Анна Анатольевна, к. псх. н., доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», МГППУ,

Семилетова Анна Николаевна, к. пед. н., доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», МГППУ, 

Радчиков Андрей Сергеевич, лаборант-исследователь Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, МГППУ,

Приглашенными дискутантами на встрече стали:

Нечаев Николай Николаевич, д. псх. н., профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», МГППУ

Авдеева Наталия Николаевна, к. псх. н., профессор кафедры возрастной психологии факультета «Психология образования имени профессора Л.Ф. Обуховой», МГППУ

На семинаре был представлен доклад по результатам проекта «Исследование распространенности нейромифов и житейских представлений о психологических понятиях среди студентов педагогических вузов и учителей» (Рег. № 125013001043-2, МГППУ;  руководитель проекта,  кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами МГППУ, доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» Анна Александровна Шведовская). Научным консультантом проекта выступил кандидат психологических наук, ректор МГППУ Аркадий Аронович Марголис​.

Докладчики представили анкету «Представления о психологических понятиях в образовании (ПППО)»  и обсудили устойчивость нейромифов и житейских представлений, подчеркнув, что эти убеждения практически не изменяются в ходе университетского обучения и последующей профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 889 респондентов, среди которых студенты разных курсов и направлений подготовки, магистранты, аспиранты и специалисты, работающие в школе. Проблема мифологичности психологических  знаний и критериев научности оказалась крайне  актуальной и вызвала живую дискуссию. Приглашенные к дискуссии отметили большую значимость исследований, акцентировав необходимость анализа и осмысления этих представлений для повышения эффективности работы педагогов.

Особый интерес вызвали выступления Бориса Владимировича Чернышева, кандидата биологических наук, руководителя МЭГ-Центра МГППУ, и Сергея Геннадьевича Косарецкого директора Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.

Б.В. Чернышев высказал замечание относительно самого подхода к проверке ложности нейромифов, отметив сложность такой проверки и неоднозначность результатов. Он выразил мнение, что вера учителей в нейромифы, ведущая к поискам  индивидуального подхода,  может быть даже полезна в работе учителя.

С.Г. Косарецкий в своем выступлении сослался на исследование, демонстрирующее, что чтение научно-популярной литературы учителями приводит к усилению веры в нейромифы. Он выразил обеспокоенность тезисом Б.В. Чернышева, подчеркнув, что ошибочная вера учителя например, в мультимодальность, может ограничить развитие ученика в других важных областях. Кроме того, С.Г. Косарецкий отметил необходимость критического подхода к выводам  Джона Хэтти, указав на разногласия в научном сообществе по поводу его исследовательских методов.

В роли приглашённых дискутантов выступили Николай Николаевич Нечаев и Наталия Николаевна Авдеева. Н.Н. Нечаев подчеркнул важность гибкости житейских и научных представлений и необходимость отказа от идеи единственной истины в психологической мысли и в педагогической деятельности. Н.Н. Авдеева представила презентацию, в которой обсудила распространенные мифы о работе педагогов и отметила, что главное качество хорошего учителя заключается в умении выстраивать личностно-ориентированные отношения с учениками, способствуя развитию критического и творческого мышления.

Видеозапись вебинара можно посмотреть здесь.

Презентации докладчиков и дискутантов вебинара (в формате PDF)

Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 10 апреля 2025 года.