Копинг-поведение в подростковом возрасте и профилактика его аддиктивного варианта

Аннотация

В работе приводятся результаты исследования контрастных групп подростков (800 человек), проявляющих различные формы адаптационного поведения. Их сравнительный анализ позволил разработать теоретические модели копинг-поведения, наиболее часто встречающиеся в подростковом возрасте, и определить основные направления профилактики и психологической коррекции аддиктивного поведения.

Общая информация

Ключевые слова: копинг-поведение, аддиктивное поведение, модель активного адаптивного поведения, профилактика , психологическая коррекция

Рубрика издания: Пленарное заседание

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте и профилактика его аддиктивного варианта // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

Результаты исследования больших контрастных групп подростков 14-15 лет (по 400 каждая) позволили разработать теоретические модели копинг-поведения, наиболее часто встречающиеся в подростковом возрасте, и определить условные крайние позиции превентивного и психокоррекционного процесса нарушений адаптации к требованиям психосоциальной среды (Сирота, 1994).

Модель активного адаптивного копинг-поведения

Данная модель создана на основе результатов исследования социально адаптированный подростков. Результатом их копинг-поведения является конструктивная адаптация и социальная интеграция. Таким образом, мы можем сформулировать исходные позиции для проведения первичной профилактики нарушений адаптации подростков, к которым должен стремиться превентивный процесс.

Очевидно, что исход копинг-поведения подростков в форме конструктивной адаптации и социальной интеграции может быть достигнут путем целенаправленных воздействий превентивных усилий на формирование активных функциональных копинг-стратегий (базисный стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки) и определенных личностных и средовых копинг-ресурсов, являющихся психологическими факторами резистентности к стрессу и определяющими способность к успешной психосоциальной адаптации и развитию здорового жизненного стиля. При этом каждый из структурных элементов копинг-поведения, как блока копинг-стратегий, так и блока копинг-ресурсов, может и должен являться «мишенью» превентивного воздействия (Сирота, Ялтонский, 1994)

<...>

Полный текст

Результаты исследования больших контрастных групп подростков 14-15 лет (по 400 каждая) позволили разработать теоретические модели копинг-поведения, наиболее часто встречающиеся в подростковом возрасте, и определить условные крайние позиции превентивного и психокоррекционного процесса нарушений адаптации к требованиям психосоциальной среды (Сирота, 1994).

Модель активного адаптивного копинг-поведения

Данная модель создана на основе результатов исследования социально адаптированный подростков. Результатом их копинг-поведения является конструктивная адаптация и социальная интеграция. Таким образом, мы можем сформулировать исходные позиции для проведения первичной профилактики нарушений адаптации подростков, к которым должен стремиться превентивный процесс.

Очевидно, что исход копинг-поведения подростков в форме конструктивной адаптации и социальной интеграции может быть достигнут путем целенаправленных воздействий превентивных усилий на формирование активных функциональных копинг-стратегий (базисный стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки) и определенных личностных и средовых копинг-ресурсов, являющихся психологическими факторами резистентности к стрессу и определяющими способность к успешной психосоциальной адаптации и развитию здорового жизненного стиля. При этом каждый из структурных элементов копинг-поведения, как блока копинг-стратегий, так и блока копинг-ресурсов, может и должен являться «мишенью» превентивного воздействия (Сирота, Ялтонский, 1994)

Итак, активное адаптивное высоко функциональное копинг-поведение включает в себя следующие основные компоненты:

  1. Сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегий  с преобладанием активных проблем-разрешающих и направленных на поиск социальной поддержки
  2. Сбалансированность когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов копинг-поведения и развитость его когнитивно-оценочных механизмов
  3. Преобладание мотивации на достижение успеха в процессе преодоления стресса и психосоциальных проблем над мотивацией избегания неудачи
  4. Готовность к активному совладанию, а, при необходимости, и противостоянию среде, и связанная с этим осознанная направленность копинг-поведения на источник стресса с целью его устранения
  5. Развитые в соответствие с возрастом личностно-средовые копинг-ресурсы, обеспечивающие благоприятный психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию эффективных копинг-стратегий (позитивная Я-концепция, развитое восприятие социальной поддержки, интернальный локус контроля над средой,  эмпатия, аффилиация, относительно не высокая чувствительность к отвержению, наличие эффективной социальной поддержки со стороны среды и другие копинг-ресурсы).

Позитивная Я-концепция социально адаптированных подростков – один из важнейших личностных копинг-ресурсов, отличается сформированностью в соответствие с возрастом, относительной устойчивостью и в то же время выраженными динамическими характеристиками (подвижностью), то есть способностью к развитию (Bandura,200). Она характеризуется высоким уровнем побуждений, позитивным эмоциональным тоном, сформированным положительным образом тела, адекватными позитивными семейными, социальными, сексуальными отношениями, устойчивым уровнем морального самосознания, сформированными профессионально-образовательными стремлениями, субъективным ощущением контроля над средой, высокой способностью приспособления к среде, сформированностью реального и идеального компонентов самооценки и умеренным расхождением между ними, способствующим росту самосознания.

Модель адаптивного копинг-поведения характеризуется также наличием эффективного социально-поддерживающего процесса, обеспечивающего развитость базисной копинг-стратегии поиска социальной поддержки, личностного копинг-ресурса восприятия социальной поддержки, возможностью активного самостоятельного выбора источника поддержки, определения ее вида и дозирования объема, успешным прогнозированием ее возможностей.

Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения, разработанная на основании результатов исследования подростков с аддиктивным поведением, предполагает два крайних, негативный и позитивный, варианта исходов копинг-поведения, определяемых разной эффективностью функционирования сопряженных блоков копинг-стратегий и  копинг-ресурсов. Она позволяет сформулировать исходные позиции для вторичной профилактики (психокоррекции), от которых должен отталкиваться превентивный процесс, определить его «мишени». Ниже приводится характеристика основных компонентов данной модели.

Итак, псевдоадаптивное дисфункциональное копинг-поведение включает в себя следующие основные компоненты.

  1. Сочетанное использование как пассивных, так и активных базисных копинг-стратегий; использование базисной копинг-стратегии поиска социальной поддержки в качестве ведущей
  2. Несбалансированное функционирование когнитивной, поведенческой и эмоциональной составляющих копинг-поведения
  3. Повышенный удельный вес в структуре копинг-поведения не соответствующих возрасту инфантильных копинг-стратегий
  4. Дефицит навыков активного использования копинг-стратегии разрешения проблем и замена ее на копинг-стратегию избегания с использованием фармакологического механизма реализации данной стратегии (психоактивные вещества).
  5. Неустойчивость, флюктуация мотивации на достижение успеха, либо на избегание неудачи. Преимущественная направленность копинг-поведения не на стрессор, а на редукцию возникающего психоэмоционального напряжения.
  6. Подчиненность среде и псевдокомпенсаторный характер поведенческой активности.
  7. Низкая эффективность блока личностно-средовых копинг-ресурсов как в целом, так и отдельных компонентов его структуры  (неустойчивая, негативная, искаженная Я-концепция; неравномерно распределяемое по сферам и низкого уровня субъективное восприятие социальной поддержки; неоднозначная по эффективности и направленности (от адекватных и неадекватных социальных сетей) социальная поддержка; неустойчивый, низкого уровня субъективный интернальный локус контроля над средой; относительно высокий уровень развития эмпатии и аффилиации; отсутствие расхождения между реальным и идеальным компонентами самооценки).

Рассматриваемый вид копинг-поведения носит псевдоадаптивный характер. Разрешение жизненных проблем подростками часто ассоциируется с разрешением проблем, связанных с наркотизацией, а сам наркотик воспринимается как средство преодоления проблем одиночества, нарушенной коммуникации, плохого самочувствия и т.д., что фактически создает иллюзию разрешения проблем в результате употребления психоактивного вещества. Кроме того, фармакологический механизм реализации стратегии избегания позволяет подросткам, используя психоактивные вещества, за счет изменения своего психического состояния, хотя бы на время, устранить ощущение контроля среды над собой и таким образом снять психоэмоциональное напряжение (Сирота, Ялтонский, 1996; Botvin,1999) .

Социально-поддерживающий процесс в данной модели также носит псевдоадаптивный характер. Подростки с адаптивным поведением пытаются преодолеть стресс, надеяться на поддержку со стороны окружающей среды, а взамен получают негативный образец поддержки наркотизирующейся группы. При развитии базисной копинг-стратегии поиска социальной поддержки субъективное ее восприятие направлено преимущественно на наркофильную социальную сеть, в наименьшей степени – на просоциальное поддерживающее окружение (семья, друзья, учителя, врачи и т.д.).

Негативный исход аддиктивного копинг-поведения представляет собой формирование биопсихосоциальной наркотической зависимости, перехода донозологического этапа в нозологический, и приводит к социальной дезинтеграции, изоляции, дезадаптации. Используемая подростками с аддиктивным поведением копинг-стратегия избегания и ряд слабо развитых копинг-ресурсов, повышают индивидуальную чувствительность подростков к стрессу и являются психологическими факторами риска дезадаптивного копинг-поведения (Сирота, Ялтонский, 2003).

Психологическим факторами риска дезадаптивного аддиктивного копинг-поведения являются следующие:

  • Регулярное использование пассивной копинг-стратегии избегания
  • Низкая эффективность копинг-стратегии поиска социальной поддержки
  • Отсутствие сформированных навыков активного разрешения проблем
  • Наличие негативной, искаженной, деформированной Я-концепции
  • Низкий уровень восприятия социальной поддержки и ее направленность в сторону асоциальной сети наркотизирующихся лиц
  • Получение социальной поддержки от партнеров по наркотизации
  • Неустойчивый уровень субъективного контроля над средой
  • Высокая чувствительность к отвержению
  • Отсутствие расхождения между реальным и идеальным компонентами самооценки.

В то же время в структуре копинг-поведения наркотизирующихся подростков имеются и психологические факторы резистентности к стрессу, определяющие способность сохранять здоровье, формировать адаптивные паттерны поведения и препятствующие переходу аддиктивного поведения в зависимость от психоактивных веществ.

Факторами резистентности к стрессу у подростков с аддиктивным поведением являются следующие:

  • Развитая базисная копинг-стратегия поиска социальной поддержки и ее ситуационно-специфический аналог – копинг-стратегия дистанцирования в варианте приближения
  • Направленность восприятия социальной поддержки не только в сторону наркотизирующейся группы, но и в сторону просоциальных поддерживающих сетей
  • Наличие социальной поддержки со стороны семьи, друзей, значимых других
  • Развитые эмпатия и аффилиация

Негативный вариант аддиктивного поведения развивается в случае явного преобладания в копинг-поведении подростков психологических риск-факторов дезадаптивного копинг-поведения над психологическими факторами резистентности к стрессу, слабой их развитости.

Позитивный вариант исхода преодолевающего стресс поведения приводит к социальной интеграции в просоциальную сеть и адаптации индивида к среде. Он развивается в случае преобладания психологических факторов резистентности к стрессу над психологическими факторами риска дезадаптивного копинг-поведения.

На основании моделей копинг-поведения двух контрастных групп подростков, современных превентивных подходов разработана концептуальная модель психопрофилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте (Сирота, Ялтонский, 2004).

В рамках данной концептуальной модели разработаны разнообразные программы профилактики как аддиктивного поведения,  так и формирования здорового жизненного стиля в целом для детей и подростков различных возрастов и уровней психосоциальной адаптации, успешно апробированные на территории России и доказавшие свою эффективность.

Литература

  1. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. Дисс. на сосик. учен. степ. доктора мед. наук. СПб,1994.
  2. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозр. психиат. и мед. психол. – 1994. - №1. – С.63 – 74.
  3. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические основы копинг-профилактики наркоманий как база для разработки практических превентивных программ // Вопросы наркологии. – 1996. - №4. – С.59 – 67.
  4. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркоманий и алкоголизма. М., «Академия», 2003. - 175с.
  5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. М. Фонд «Система профилактических программ», 2004. – 192с.
  6. Botvin G. Adolescent Drug Abuse Prevention: Current Findings and Future Directions//Harlet C.R., Glandz M.D.(Eds.) Drug abuse: Origins and Interventions. – Washington, 1999.
  7. Bandura A. Self-Efficacy Theory. The Exercise of Control. – N.Y. – 2000.

Информация об авторах

Сирота Наталья Александровна, доктор медицинских наук, профессор, декан, факультет клинической психологии, заведующий кафедры клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова», Москва, Россия, e-mail: sirotan@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 15331
В прошлом месяце: 73
В текущем месяце: 50