Восприятие устной речи преподавателя студентами при дистанционной форме обучения

64

Аннотация

В статье представлено восприятие устной речи преподавателей в ходе общения со студентами в рамках дистанционного обучения. Большинство опрошенных студентов обучается по специальностям, связанным с общением с людьми (педагогика, лечебное дело, педиатрия, психология и др.). Полученные результаты исследования свидетельствуют, что дистанционная форма обучения является комфортной для студентов при предпочитаемой очной форме обучения. Однако при дистанционном обучении на первый план выходят характеристики устной речи преподавателей. Вне зависимости от получаемой специальности для студентов важны структурированность и логичность при изложении материала, а также культура речи и правильность построения фраз. Получение будущей профессии определяет разнообразие восприятия характеристик устной речи преподавателей студентами. Студенты-педагоги и студенты-медики акцентируют свое внимание на структурированности и логичности при изложении материала, студенты-психологи на правильности построения фразы и эмоциональной окраске высказываний.

Общая информация

Ключевые слова: устная речь, восприятие речи, восприятие речи на слух, преподаватели, дистанционная форма обучения

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты онлайн-обучения на разных уровнях образования и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Фролова С.В., Есина С.В. Восприятие устной речи преподавателя студентами при дистанционной форме обучения // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 746–759.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – 5-е изд. – Москва: Аспект Пресс, 2014. – 363 с. – ISBN 978–5-7567–0274–3. – [Электронный ресурс] // Лань: электронно-би­блиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/68756 (дата обращения: 14.08.2021)
  2. Есина С.В. Востребованные формы обучения в современном образовании в России// Когнитивистика, матетика в образо­вании. Философские проблемы и практические приложения: коллективная монография/ кол. авторов; под ред. В.Г Кузнецо­ва, В.С. Меськова, Н.Р. Сабаниной. Москва: РУСАЙНС, 2019–458 с., стр. 277–281.
  3. Есина С.В. Особенности развития коммуникативной компетент­ности субъектов образовательного процесса в условиях его циф­ровизации: психолого-педагогический аспект// XIII Междуна­род. науч.-практич.конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2021 г. В 2 ч. Ч. 2. – М.: МАНПО, 2021. С. 386–390.
  4. Есина С.В. Психологические аспекты коммуникативной компе­тентности участников современного образовательного процесса // Горизонты и риски развития образования в условиях систем­ных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. / XII Междуна­род. науч.-практич.конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. В 2 ч. Ч. 2. – М.: МАНПО, 2020. – 805 с., стр. 186–189.
  5. Есина С.В. Эффективность образовательного процесса в высшей школе// Восьмой Российский Философский Конгресс – «Фи­лософия в полицентричном мире». Симпозиумы. Сборник на­учных статей. М.: Российское философское общество; Инсти­тут философии РАН; МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство “Логос”, ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. – 1172 стр., стр. 932–935
  6. Фролова С.В. Особенности межличностного общения учителей с разным уровнем интернет-зависимости при использовании различных форм подачи учебного материала / С.В. Фролова // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. / XII Международ. на­уч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. В 2 ч. Ч.2. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2020. – С. 274–279
  7. Фролова С.В. Специфика взаимоотношения учителей с обучаю­щимися в инклюзивных классах / С.В. Фролова // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспек­тивы решения: в 2 ч.: сб. науч. тр. / XI Международ. науч.-прак­тич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2019 г.) Ч.2. – М.: 5 за знания; МПГУ, 2019. – С. 343–347
  8. Pribylova N.G., Frolova S.V. Communicative Competence Of Foreign Language Teachers In Communication With Disabled Children. Eu­ropean Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBSCon­ference “Dialogue of Cultures -Culture of Dialogue: from Conflicting to Understanding” Dates: 23–25 April, 2020. Vol.95. pp. 771–779. DOI: 10.15405/epsbs.2020.11.03.82

Информация об авторах

Фролова Светлана Валериевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра "Психология и педагогика" факультета "Управления", Московский университет им. С.Ю. Витте, доцент кафедры специального дефектологического образования, Московский институт психоанализа, Москва, Россия, e-mail: frolova-s80@mail.ru

Есина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, Доцент кафедры психологии и педагогики, Московский университет им.С.Ю. Витте, доцент кафедры общей психологии РАНХиГС; ведущий научный сотрудник PsyDATA МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0389-6039, e-mail: svesina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 190
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 64
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8