К проблеме цифровизации дошкольного детства: результаты эмпирического исследования*

165

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление некоторых тенденций использования цифровых устройств современными российскими дошкольниками. Исследование было проведено с помощью опроса (Google-формы), размещенного в социальных сетях. Выборка исследования составила N = 6376 родителей детей дошкольного возраста. Полученные в исследовании данные позволяют говорить о предпочтениях в использовании цифровых устройств российскими дошкольниками, а также фиксируют некоторые тенденции, касающиеся ожиданий родителей от использования цифровых устройств и их готовности ориентироваться на советы специалистов в этой области. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что подавляющему большинству современных российских дошкольников доступны такие классические «взрослые» гаджеты, как телефон, планшет и компьютер. Цифровые устройства, адресно разработанные для детей (игрушки, подключенные к Интернету, книги и игры с дополненной реальностью и др.) используются в нашей стране существенно реже гаджетов, изначально создававшихся для решения «взрослых» задач. Предоставляя ребенку доступ к цифровым устройствам, родители стремятся использовать их для развития и расширения кругозора своих детей. Однако для большинства родителей профессиональные рекомендации не являются основанием для организации взаимодействия ребенка с гаджетами. В основном, в этом вопросе родители руководствуются желанием ребенка и опираются на собственное любопытство.

Общая информация

* Исследование проводилось совместно Центром междисциплинарных исследований современного детства (руководитель – Рубцова О.В.) и Научно-практическим центром по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA (руководитель – Сорокова М.Г.)

Ключевые слова: цифровизация детства, цифровые устройства, психология дошкольника, гаджеты, родители, игрушки, подключенные к Интернету, рекомендации для родителей

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцова О.В., Клопотова Е.Е., Смирнова С.Ю., Сорокова М.Г. К проблеме цифровизации дошкольного детства: результаты эмпирического исследования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 26–35.

Литература

  1. Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стра­тегии в использовании детьми цифровых технологий // Со­временная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 79–87. DOI:10.17759/jmfp.2019080408
  2. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устро- йств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образова­ние. 2015.№ 3. С.78–84.
  3. Brito R. The Internet of Toys: A Report on Media and Social Discourses around Young Children and IoToys. 2017. P.33–38.
  4. Heljakka K., Ihamäki P. Preschoolers learning with the internet of toys: from toy-based edutainment to transmedia literacy. Seminar.net – nt. J. Media Tech. Lifelong Learn. 2018. Vol. 14. № 1. P. 85–102.
  5. Marsh J., Hannon P., Lewis M., Ritchie, L. Young children’s initiation into family literacy practices in the digital age // Journal of Early Childhood Research. 2017. № 15. P. 47–60. DOI:10.1177/1476718X15582095
  6. Mifsud C.L., Petrova R. Young children (0–8) and digital technology: The national report for Malta. University of Malta/EU Joint Research Centre. 2017. Retrieved from: http://www.um.edu.mt/__data/assets/pdf_file/0012/314400/YoungChildrenandDigitalTechnology-TheNationalReportforMalta.pdf (Accessed: 02.10.2021)
  7. Pew Research Center. Parenting Children in the Age of Screens. 2020. Available at: https://www.pewresearch.org/internet/2020/07/28/parenting-children-in-the-age-of-screens/ (Accessed: 02.10.2021)
  8. Soldatova G., Teslavskaia (Olkina) O. Young children (0–8) and digital technology. Russian Report. In Chaudron S., Di Gioia R., & Gemo M. Young children (0–8) and digital technology, a qualitative study across Europe, JRC 110359, EUR 29070 EN. 2018. Publications Office of the EU.
  9. Zaman B., Mifsud C.L. Editorial: Young children’s use of digital media and parental mediation // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2017. Vol. 11. № 3. DOI:10.5817/CP2017–3-xx

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Клопотова Екатерина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования», старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1975-318X, e-mail: klopotova@yandex.ru

Смирнова Светлана Юрьевна, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8579-4908, e-mail: smirnovasy@mgppu.ru

Сорокова Марина Геннадьевна, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой «Цифровое образование», руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1000-6487, e-mail: sorokovamg@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 235
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 165
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3