Риски и перспективы цифровизации для инклюзивного образования

252

Аннотация

В статье обсуждается проблема рисков и перспектив применения цифровых технологий в инклюзивном образовании. Целью анализа было выявление и обсуждение подходов, направленных на решение специфических задач инклюзии в процессе инклюзивного образования, т.е. связанных с поддержкой субъектности обучающихся, их партиципации и создания образовательной среды, как поддерживающей сотрудничество и субъектность, так и учитывающей разнообразие из возможностей и потребностей. В качестве метода применялся поиск в базе данных SCOPUS – Elsevier за 2019–2021 г. по ключевым словам inclusive education AND digital learning OR blended learning. Количественных оценок распределения публикаций по категориям не проводилось. Большинство найденных публикаций посвящено изучению включения с применением цифровых технологий лиц с инвалидностью, хотя имеется и более широкое понимание инклюзии. При обсуждении результатов исследования отмечаются недостатки в изучении субъектности обучающихся и ее качества в контексте инклюзивного образования, необходимость изучения рисков, определяемых цифровой коммуникацией, жестко задающей формат общения (интерфейс, использование аватаров) и способы реагирования на контент (лайки, дизлайки и под.), а также перспективы применения «теории богатства медиавозможностей».

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, цифровые технологии, цифровые технологии в образовании, субъектность обучающихся, партиципация, проектная деятельность

Рубрика издания: Инклюзивное образование в цифровой среде: возможности и риски

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой под¬держке Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ).

Для цитаты: Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Риски и перспективы цифровизации для инклюзивного образования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 250–262.

Литература

  1. Плотичкина Н.В. Цифровая инклюзия: теоретическая рефлексия и публичная политика // Вестник Томского государственно­го университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 216–226. DOI:10.17223/1998863Х/58/20
  2. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. Всемирная конференция по образова­нию лиц с особыми потребностями. Саламанка. Испания. 7–10 июня 1994 г. ЮНЕСКО. Министерство по вопросам образова­ния и науки Испании. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения: 29.09.2021).
  3. Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Методологические аспекты инклюзивного образования // Инклюзивное образование: пре­емственность инклюзивной культуры и практики: сборник мате­риалов IV Международной научно-практической конференции / гл. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. С. 44–54.
  4. Шеманов А.Ю. Цифровые технологии в контексте инклюзии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 66–74. DOI:10.17759/jmfp.2016050308
  5. Шеманов А.Ю. Э-инклюзия, некоторые риски цифровой среды и формирование субъектности обучающихся // Цифровая гумани­таристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с междуна­родным участием. 19–21 ноября 2020 г. / Под ред. М.Г. Сороко­вой, Е.Г. Дозорцевой, А.Ю. Шеманова. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. 456 с. С. 183–189. URL: https://psyjournals.ru/ dhte2020/index.shtml(дата обращения: 29.09.2021).
  6. Ярославцева Е.И. Общество и цифровые технологии: новые со­циальные реалии сетевого образования // Социология образова­ния. 2016. № 2. С. 77–90.
  7. Abbott C. E-inclusion: Learning Difficulties and Digital Technologies. Bristol: Futurelab Education, 2007. 32 p.
  8. Bakker M., van den Heuvel-Panhuizen M., Robitzsch A. Effects of mathematics computer games on special education students’ multiplicative reasoning ability // British Journal of Educational Technology. 2016. Vol. 47. № 4. P. 633–648. doi: 10.1111/bjet.12249
  9. Boyle C., Koutsouris G., Mateu A.S. & Anderson J. The matter of ‘evidence’ in the inclusive education debate // Oxford Research Encyclopedia поof Education. 2020. Oxford University Press USA, DOI:10.1093/acrefore/9780190264093.013.1019.
  10. Castro Rodríguez, M.M., Suelves D.M., Fernández H.S. Competencia digital e inclusión educativa. Visiones de profesorado, alumnado y familias [Digital competence and inclusive education. Visions of teachers, students and families] // RED. Revista de Educación a Distancia. Núm. 61, Artíc. 06, 30–10–2019. DOI:10.6018/red/61/06
  11. Daft R.L., Lengel R.H. Organizational information requirements, media richness and structural design // Management science. 1986, Vol. 32, No 5, P. 554–571. DOI:10.1287/mnsc.32.5.554
  12. Finn, R. How pedagogical diversity can afford parallaxes of competence: towards more inherently inclusive school // International Journal of Inclusive Education. P. 1–18. DOI:10.1080/13603116.2019.1642400
  13. Hornby, G. Are Inclusive Education or Special Education Programs More Likely to Result in Inclusion Post-School? Educ. Sci. 2021, 11, 304. DOI:10.3390/educsci11060304
  14. Kauffman J.M. & Badar J. Definitions and other issues // On Educational Inclusion: Meanings, History, Issues, and International Perspectives / J.M. Kauffman (ed.). Vol. I. Connecting Research with Practice in Special and Inclusive Education, Series edited by Philip Garner. 2020. Routledge, London, New York, P. 1–24.
  15. Kosinski M., Stillwella D., Graepel Th. Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2013, Vol. 110, N 15, P. 5802–5805. DOI:10.1073/pnas.1218772110
  16. Kouvara, T.K., Karasoula, S.A., Karachristos, C.V., Stavropoulos, E.C., Verykios, V.V. Technology and school unit improvement: Researching, reconsidering and reconstructing the school context through a multi-thematic digital storytelling project // Social Sciences. 2019. Vol. 8 (2). No. 49. 20 p. DOI:10.3390/socsci8020049
  17. Martínez-Monés, A., Villagrá-Sobrino, S., Georgiou, Y., Ioannou, A., Ruiz, M.J. The INTELed pedagogical framework: Applying embodied digital apps to support special education children in inclusive educational contexts // Interacción ‘19: Proceedings of the XX International Conference on Human Computer Interaction. 2019. Article No. 35. P. 1–4. DOI:10.1145/3335595.3335652
  18. Nieves, L.H., Moya, E.C., Soldado, R.M. A MOOC on universal design for learning designed based on the UDL paradigm // Australasian Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 35(6). P. 30–47. DOI:10.14742/ajet.5532
  19. Novak, N.M., Rabiee, M., Tjoa, A.M. ICTs for Education: An inclusive approach to addressing challenges faced by Roma communities in Europe // 2019 42nd International Convention on Information and Communication Technology, Electronics and Microelectronics, MIPRO 2019 – Proceedings 8757108. P. 1355–1361.
  20. Ntalindwa T, Soron TR, Nduwingoma M, Karangwa E, White R. The Use of Information Communication Technologies Among Children With Autism Spectrum Disorders: Descriptive Qualitative Study // JMIR Pediatrics and Parenting/ 2019. Vol. 2 (2): e12176. DOI:10.2196/12176
  21. Oliver M., Barnes C. Disability studies, disabled people and the struggle for inclusion // British Journal of Sociology of Education. 2010. Vol. 31. No. 5. P. 547–560. DOI:10.1080/01425692.2010.500088
  22. Sharma, U. and Vlcek, S. Global Trends in the Funding of Inclusive Education: A Narrative Review // Resourcing Inclusive Education. Goldan, J., Lambrecht, J. and Loreman, T. (Ed.) (International Perspectives on Inclusive Education, Vol. 15). 2021. Emerald Publishing Limited, Bingley, pp. 51–65. DOI:10.1108/S1479– 363620210000015006
  23. Serna R.W., Begum M., Yanco H.A. Are Robots Ready to Deliver Autism Interventions? A Comprehensive Review // International Journal of Social Robotics. 2016. Vol. 8. № 2. P. 157–181. DOI:10.1007/s12369–016–0346-y
  24. Yuen T.T., Mason L.L., Gomez A. Collaborative Robotics Projects for Adolescents with Autism Spectrum Disorders // Journal of Special Education Technology. 2014. Vol. 29. № 1. P. 51–62. DOI:10.1177/016264341402900104

Информация об авторах

Шеманов Алексей Юрьевич, доктор философских наук, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, ведущий научный сотрудник, Научная лаборатория Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3925-3534, e-mail: shemanovayu@mgppu.ru

Самсонова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, руководитель магистерской программы «Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8961-1438, e-mail: samsonovaev@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 251
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 252
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 19