Современное образование: цифровой субъект vs телесный субъект

66

Аннотация

Анализируются основные трудности, с которыми сталкиваются современные программы дистанционного цифрового образования. Показывается, что «аварийный» переход к цифровому образованию в массовом формате, спровоцированный пандемией в 2020–2021 г. позволяет выявить ключевые из этих трудностей, и важнейшие из них связаны со спецификой взаимодействия субъектов образования в цифровом пространстве. Подчеркивается, что ключевым фактором оказывается разрыв между телесной природой человека и его цифровым присутствием. Именно с телом человека связано большинство социальных дискриминаций, однако в цифровой среде телесный контакт отсутствует, и становится возможным полное равенство взаимодействующих субъектов. В то же время эта ситуация имеет ряд негативных следствий – в цифровых взаимодействиях теряется эмоциональный контакт человека с человеком, в связи с чем происходит рост непонимания и агрессии между коммуницирующими субъектами. В цифровом образовании это отражается в сложности соблюдения иерархических отношений между преподавателем и обучающимися, в невозможности для преподавателя, читающего лекцию в цифровом формате, получать невербальную обратную связь от обучающихся и адаптироваться под нужды аудитории. Очевидный потенциал цифровизации для инклюзивного образования, основанный на отсутствии телесного контакта между обучающимися и преподавателем, которое делает возможным людям с инвалидностью находиться на равных с прочими участниками образовательного процесса, имеет обратную сторону. Она заключается в том, что в такой ситуации не возникает необходимость во вхождении человека с инвалидностью в социум в ходе образовательного процесса, и как следствие, не формируется культура полной инклюзии и приятия. Делается вывод, что цифровое образование должно являться вспомогательным инструментом в образовательном процессе, но для того, чтобы институт образования мог в полной мере выполнять свои социальные функции, необходима «живая» межличностная коммуникация.

Общая информация

Ключевые слова: цифровой субъект, телесный субъект, инклюзивное образование, цифровизация образования, дистанционное образование

Рубрика издания: Инклюзивное образование в цифровой среде: возможности и риски

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Труфанова Е.О., Яновская О.Р. Современное образование: цифровой субъект vs телесный субъект // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 315–325.

Литература

  1. Алексеева Д.А., Алексеева И.Ю. Преподаватель в контексте циф­ровизации образования // Ведомости прикладной этики. 2021. Вып. 57. С.8–92.
  2. Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М.: ВШЭ, 2018. 105 с.
  3. К обществам знания. Париж: ЮНЕСКО, 2005. 239 с.
  4. Куренной В.А., Филиппов А.Ф., Фрумин И.Д. Университет в эпоху технической воспроизводимости [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. Окна Роста. 11 декабря 2018 г. URL: https://okna.hse.ru/ news/229277425.html (Дата обращения: 22.09.2021).
  5. Труфанова Е.О., Яковлева А.Ф. Социальная технология сетевого взаимодействия // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. М.: Альфа-М, 2012. С. 301–317.
  6. Труфанова Е.О., Яновская О.Р. Институт образования в обществе знаний // Педагогика и просвещение. 2012. № 3. С. 30–43.
  7. Фролов А.В. Экзистенция и мир в цифровую эпоху // Вестник Московского университета. Серия Философия. 2018. № 3. С. 18–30.
  8. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. M.: Ad Marginem, 1999. 480 с.
  9. Kohler P., Pannasch S., Velichkovsky B.M. Enhancing mutual awareness, productivity and feeling: Cognitive science approach to design of groupware systems // Future interaction design. Vol. 2. London: Springer-Verlag, 2009. P. 31–54.

Информация об авторах

Труфанова Елена Олеговна, доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2215-1040, e-mail: eltrufanova@gmail.com

Яновская Ольга Рудольфовна, доцент кафедры ИБМ-1, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9652-9472, e-mail: olga.r.yanovsk@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 139
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 66
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5