Шкала оценки цифровой образовательной среды университета: апробация на белорусской выборке

39

Аннотация

Представлены результаты апробации на русскоязычной белоруской выборке методики «Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС) университета», разработанной в 2021 году в Российской Федерации. В исследовании приняли участие 523 студента из разных вузов Республики Беларусь (90 % женского пола). Возраст респондентов в среднем составил 19,3 ± 3,6 года (медиана = 19 лет). Опрос проводился в сентябре-декабре 2021 г. через Интернет с помощью google-форм. Результаты показывают, что «Шкала оценки ЦОС университета» практически так же хорошо работает на белорусской выборке, как и на российской: средние значения по шкалам методики практически не отличаются, внутренняя согласованность (надежность) всех шкал высокая. Корреляции между шкалами методики сравнимы с корреляциями, полученными для российской выборки. Факторная структура, полученная в результате эксплораторного факторного анализа, также содержит шесть шкал, которые практически полностью совпадают со шкалами оригинальной методики. В перспективе необходимо проведение дальнейших исследований с расширением выборки (с учетом пола, возраста, специальности и вуза).

Общая информация

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, студенты, шкала , надежность

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Козырева Н.В., Лобанов А.П., Радчикова Н.П. Шкала оценки цифровой образовательной среды университета: апробация на белорусской выборке // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 46–59.

Литература

  1. Жоусянь О. Сравнительный анализ китайской и российской цифровой образовательной среды в сфере высшего образования (на примере Московского педагогического государственного университета и Пекинского государственного педагогического университета) // Педагогика и просвещение. 2022. № 2. С. 35–46. DOI: 10.7256/2454-0676.2022.2.38286 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38286.
  2. Кутепова Л.И., Попкова А.А., Жидков А.А., Гордеев К.С. Проектирование цифровой образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Том 10, № 2 (35). С. 229–232.
  3. Лейбина А.В., Шукурян Г.А. Способы повышения эффективности онлайн-образования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 21–33. doi:10.17759/jmfp.2020090302.
  4. Магомедов А.М. Проблемы и тенденции развития цифрового образования // Педагогика и просвещение. 2019. № 2. С. 134–142. DOI: 10.7256/2454-0676.2019.2.27084.
  5. Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС) университета // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 2. С. 52–65. doi:10.17759/pse.2021260205.
  6. Briesch A.M., Chafouleas S.M., Cintron D.W., McCoach D.B. Factorial invariance of the Usage Rating Profile for Supporting Students’ Behavioral Needs (URP-NEEDS) // Journal of School Psychology. 2020. Vol. 35. № 1. P. 51–60. DOI:10.1037/spq0000309.
  7. Castro M.D.B., Tumibay G.M. A literature review: efficacy of online learning courses for higher education institution using meta-analysis // Education and Information Technologies, 2019. Vol. 24, pp. 1—19. DOI:10.1007/s10639-019-10027-z.
  8. Dorman J.P. Validation and Use of an Instrument to Assess University-level Psychosocial Environment in Australian Universities // Journal of Further and Higher Education. 2000. Vol. 24. № 1. P. 25–38. DOI:10.1080/030987700112291.
  9. Fraser B.J., Treagust D.F., Dennis N.C. Development of an instrument for assessing classroom psychosocial environment at universities and colleges // Studies in Higher Education. 1986. Vol. 11. № 1. P. 43–54. DOI:10.1080/03075078612331378451.
  10. Herrmann K.J., Bager-Elsborg A., Parpala A. Measuring perceptions of the learning environment and approaches to learning: validation of the learn questionnaire // Scandinavian Journal of Educational Research. 2017. Vol. 61. № 5. P. 526–539. DOI:10.1080/00313831.2016.1172497.
  11. Kim H-Y. Statistical notes for clinical researchers: assessing normal distribution (2) using skewness and kurtosis // Restorative Dentistry & Endodontics. 2013. Vol. 38. No. 1. Р. 52–54. doi:10.5395/rde.2013.38.1.52. – С. 53.
  12. Miles S., Swift L., Leinster S.J. The Dundee Ready Education Environment Measure (DREEM): A review of its adoption and use // Medical Teacher. 2012. Vol. 34. № 9. P. 620–634. DOI:10.3109/0142159X.2012.668625.
  13. Radchikova N., Polyanskaya E., Kozyreva N., Lobanov A., Odintsova M., Sorokova M., et al. (2022): Evaluation of DEE by University Students’ Depending on Their Personal Characteristics. Psychological Research Data & Tools Repository. Dataset. https://doi.org/10.25449/ruspsydata.19107995.v1.
  14. West S.G., Finch J.F., Curran P.J. Structural equation models with nonnormal variables: problems and remedies // Structural equation modeling: Concepts, issues and applications (Hoyle R.H. ed.) Newbery Park, CA: Sage; 1995. Р. 56–75.

Информация об авторах

Козырева Нина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития личности, Институт психологии,, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6635-0925, e-mail: kozyreva_nina@tut.by

Лобанов Александр Павлович, доктор психологических наук, Профессор, кафедра "Возрастной и педагогической психологии" факультета социально-педагогических технологий, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7262-0055, e-mail: lobanov.ap@outlook.com

Радчикова Наталия Павловна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических иссле¬дований PsyDATA, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), главный специалист подразделения «Лаборатория биофизики возбудимых сред», ФГБУН Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук (ФГБУН ИТЭБ РАН), г. Пущино;, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5139-8288, e-mail: nataly.radchikova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 76
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 39
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4