Применение цифровых технологий в целях формирования профессиональных компетенций будущих педагогов-психологов

364

Аннотация

В настоящее время система образования потерпела значительные перемены, вследствие которых заметна интенсификация, в первую очередь информационных процессов. Сейчас в связи с ускорением темпов развития социума требуется подготовка обучающихся к жизни в быстро меняющихся условиях, формирование у них способности обучаться на протяжении всей жизни и повышать свой уровень компетенций. Для того чтобы соответствовать данным требованиям в образовательных учреждениях должны произойти перемены. Будущие педагоги-психологи должны быть самостоятельными, несущими ответственность за результат своей деятельности, активными, гибко реагирующими на происходящие изменения, быть грамотными в цифровых технологиях. Цифровые технологии – это среда жизнедеятельности современных людей, которая раскрывает новые возможности, позволяя учиться в любой точке мира, создавать свой образовательный маршрут и т.д. В статье рассматривается цифровая компетентность, как одна из главных профессиональных компетенций будущего педагога-психолога. Раскрывается сущность терминов «профессиональная компетентность» и «цифровая компетентность». Проведен теоретический анализ по проблеме исследования. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление цифровых компетенций будущих педагогов-психологов. Исследование было проведено с помощью методики выявления цифровых компетенций (Т.А. Аймалетдинов). Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты стремятся использовать цифровые технологии в своей профессиональной деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, профессионализм, цифровые технологии, студенты, педагог-психолог

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Стукаленко Н.М., Просандеева И.А. Применение цифровых технологий в целях формирования профессиональных компетенций будущих педагогов-психологов // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 163–173.

Литература

  1. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография / Адольф В.А. [и др.]. Красноярск, 2014. 352 с.
  2. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. Аналитический центр НАФИ / Аймалетдинов Т.А. [и др.].  – М.: Издательство НАФИ, 2019. 84 с.
  3. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51-55.
  4. Гончарова Н.А. Процесс цифровизации российской системы высшего образования: состояние, перспективы // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11–12 ноября 2021 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. C. 79-84.
  5. Казакова Т.В. Теоретические подходы к определению профессиональной компетентности педагога [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. № 60 (1). С. 437-440 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-opredeleniyu-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения 02.09.2022)
  6. Педагогический словарь / Кождаспирова Г.М. [и др.]. [Электронный ресурс]. М.: Академия, 2003. 176 с. URL: https://irina-bateneva.ucoz.ru/books/kodzhaspirovy-pedagogicheskij_slovar.doc (дата обращения 02.09.2022)
  7. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  8. Петрова В.С., Щербик Е.Е. Измерение уровня сформированности цифровых компетенций // Московский педагогический журнал. 2018. № 5 (3). С. 237-244
  9. Профессиограмма и коммуникативная компетентность педагога-психолога [Электронный ресурс] // URL: https://infourok.ru/professiogramma-i-kommunikativnaya-kompetentnost-pedagoga-psiholog-5047610.html (дата обращения 02.09.2022)
  10. Солодкая И.Б. Возможности использовании ИКТ в работе педагога психолога [Электронный ресурс] // URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/06/14/vozmozhnosti-ispolzovaniya-ikt-v-rabote-pedagoga-psihologa (дата обращения 02.09.2022)
  11. Специальный психолог как личность и профессионал [Электронный ресурс] // URL: https://инклюзивноеобразование.рф/материалы/222/529 (дата обращения 02.09.2022)
  12. Хачатурова С.С. Информационные технологи в психологии [Электронный ресурс] // URL: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/infkaf/PublishingImages/Pages/Electro/Информационные%20технологии%20в%20психологии.pdf (дата обращения 02.09.2022)
  13. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова [и др.]. – М.: Фонд развития интернет, 2013. 144 с.
  14. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31
  15. Яковлева Е.В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 04. С. 46-57 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kompetentnost-buduschego-pedagoga-komponentnyy-sostav/viewer (дата обращения 02.09.2022)

Информация об авторах

Стукаленко Нина Михайловна, доктор педагогических наук, преподаватель кафедры педагогики и психологии, Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова, Казахстан, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9898-4674, e-mail: nms.nina@mail.ru

Просандеева Ирина Александровна, Психолог, магистр педагогических наук, Кокшетауский университет им. Ш. уалиханова, Казахстан, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6692-0799, e-mail: happiness.21.12.1.2@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 241
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 364
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 7