На пути к цифровой трансформации академической лекции в современных условиях образовательной среды

39

Аннотация

В статье освящены проблемы цифровой трансформации традиционной академической лекции в новом образовательном пространстве. Отмечено, что цифровая трансформация не заключается в оцифровке лекционного материала. Для осуществления перехода академической лекции в новый формат необходим комплексный подход, включающий в себя не только проблемы самой трансформации, но и вопросы, связанные с восприятием студентами переформатированного лекционного материала. Целью настоящего исследования является выявление проблем трансформации лекции как формы обучения на основе изучения рефлексии студентов и анализа отчетности работы студентов на образовательном портале университета. В статье представлены результаты рефлексии студентов фармацевтического факультета на видеолекции по физической химии. Был сделан вывод о невозможности объективного рефлексивного исследования в онлайн режиме. Для осуществления цифровой трансформации форм обучения необходимо учесть ряд нюансов: профиль высшего учебного заведения, его технические возможности, направление изучаемой дисциплины, форма занятия, наличие у преподавателей необходимых компетенций, особенности личности студента, уровень взаимодействия между преподавателем и обучающимся, организация учебного расписания.

Общая информация

Ключевые слова: дистанционное обучение, трансформация образования, цифровые технологии, видеолекция

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сусликова И.Ю. На пути к цифровой трансформации академической лекции в современных условиях образовательной среды // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 174–184.

Литература

  1. Домрачева Т. С., Шиганова М. В., Гусев В. В., Христофоров Р. П. Дидактические требования при использовании информационно-коммуникационных средств в образовании, в частности видео-лекций // Научно-практические исследования. 2018. № 3(12). С. 61-63.
  2. Зайцева О.Н. Использование LMS MOODLE в образовании // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. № 2. С. 59-64.
  3. Корвяков В. А. Обеспечение рефлексии в обучении студентов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 4(28). С. 112-116.
  4. Лапыгин В. Д. Методологические и методические перспективы развития метода неоконченных предложений // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2016. № 4(6). С. 75-82.
  5. Лехциер, В. Л. О судьбе лекции в цифровую эпоху: теоретический обзор, эмпирический анализ // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2016. № 2(20). С. 62-77.
  6. Никишина В. Б., Запесоцкая И. В., Кузнецова А. А. Технология создания видеолекций: мифы и реальность // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 139-147.
  7. Поскакалова Д.К. Связь феномена Zoom-усталости с психологическим благополучием студентов московских ВУЗов: результаты эмпирического исследования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11–12 ноября 2021 г. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 712–724 с.
  8. 8.   Розин, В. М. Цифровизация в образовании (по следам исследования «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования») // Мир психологии. 2021.  № 1-2(105). С. 104-115.
  9. 9.   Суворова, Н. Г. Помазан. Академическая лекция в контексте цифровой трансформации // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: материалы V Международной научно-методической конференции, Омск, 24 мая 2019 года. Омск: Омский автобронетанковый инженерный институт, 2019. С. 381-385.

Информация об авторах

Сусликова Ирина Юрьевна, кандидат химических наук, старший преподаватель, кафедра общей, биоорганической и фармацевтической химии, Саратовский государственный университет им. В.И.Разумовского, преподаватель. музыкальное училище при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1119-5651, e-mail: suslikova-i@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 60
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 39
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1