Использование сетевых образовательных ресурсов при подготовке к ЕГЭ по информатике

37

Аннотация

Статья посвящена вопросу использования интернет–ресурсов в образовании. Использование сетевых ресурсов достаточно популярно и актуально в быстро меняющемся образовательном процессе. Об этом свидетельствует активное внедренение их в школы. Особое внимание отводится использованию информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов при подготовке учеников к сдаче единого государственного экзамена. В статье рассмотрены оптимальные способы применения современных сетевых технологий при подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по информатике. Авторы описывают возможности некоторых онлайн–ресурсов и обосновывают преимущества их использования в образовательной деятельности, к которым относят: возможность получения широкого спектра информации, доступность и удобство использования. Приведен перечень видов цифровых образовательных ресурсов, предназначенных для подготовки к единому государственному экзамену по информатике. Составлен перечень видеоплатформ и онлайн-сервисов, которые можно использовать для организации самообразования учащихся выпускных классов. Так же в статье представлен анализ цифровых образовательных ресурсов для подготовки к ЕГЭ по информатике. Кроме того, для выпускников и учащихся основной школы разработаны методические рекомендации по выбору и использованию сетевых ресурсов для подготовки к государственной итоговой аттестации.

Общая информация

Ключевые слова: образовательный процесс, информатика, сетевые формы коммуникации, подготовка , ЕГЭ, самообразование

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Байчурина Ю.В., Сафонова Л.А., Шудров А.В. Использование сетевых образовательных ресурсов при подготовке к ЕГЭ по информатике // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 36–47.

Полный текст

Введение

Сетевые образовательные ресурсы имеют большое значение в образовании и играют ключевую роль в современном мире. В последние годы использование их в образовании становится все более популярным [4; 6]. По статистике, все больше школ и учителей используют информационно-коммуникационные технологии и цифровые образовательные ресурсы при подготовке учеников к сдаче единого государственного экзамена. Поскольку единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это один из главных элементов в развитии и улучшение системы управления качеством образования, способных давать независимую информацию о действительном состоянии качества школьного образования, а так же это важный этап в жизни любого школьника, от которого зависит выбор профессионального пути [2].

В данной статье рассмотрены онлайн ресурсы, которые могут оказать помощь учителю информатики для организации подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ по информатике. Эффективность применения данных технологий и ресурсов в процессе подготовки к ЕГЭ по информатике определяется следующими преимуществами.

Первое преимущество использования информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов – это повышение интереса учеников к изучению информатики. В современном мире дети выросли в окружении компьютеров и мобильных устройств, поэтому использование технологий в учебном процессе позволяет им чувствовать себя более комфортно и уверенно в среде обучения. Это способствует более глубокому и эффективному усвоению материала и повышению мотивации учеников.

Второе преимущество – это возможность индивидуализации обучения. Использование сетевых образовательных ресурсов позволяет учителям создавать персонализированные контрольно-измерительные материалы (КИМ) и задания, которые соответствуют индивидуальным потребностям и возможностям каждого ученика [3; 5]. Это не только повышает результативность подготовки к ЕГЭ, но и способствует развитию учеников в целом.

Третье преимущество – это доступность информации. С помощью ИКТ и цифровых образовательных ресурсов ученики могут получить доступ к необходимой информации в любое время и в любом месте. Это позволяет им глубже погружаться в учебный процесс и быстрее и эффективнее усваивать материал.

Четвертое преимущество – актуальность, то есть информационно-коммуникационные технологии и цифровые образовательные ресурсы позволяют быстро получать доступ к последним тенденциям и новшествам в области методики обучения информатике, нормативным документам, регламенту проведения государственной итоговой аттестации.

Пятое преимущество – подготовка к конкуренции абитуриентов. Использование ИКТ и цифровых ресурсов при подготовке к ЕГЭ по информатике помогает приобретению современных навыков, что повышает шансы на успешное прохождение экзамена и конкурентоспособность на рынке труда [7].

Шестое преимущество – специфика сдачи ЕГЭ по информатике. Экзамен проводится в компьютерной форме, учащиеся работают с готовыми файлами, в различных программных средствах. Сетевые ресурсы реализуют именно такой формат коммуникации.

Седьмое преимущество – экономия времени. Онлайн-уроки и онлайн-курсы позволяют ученикам изучать материал в удобное для них время, не тратя время на дорогу и ожидание занятий. За счет автоматизации проверки решения экономится время учителя. Также онлайн-ресурсы обычно бесплатны или стоят значительно меньше, чем традиционные учебники, репетиторы и другие материалы.

В целом, использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов при подготовке к ЕГЭ по информатике имеет множество преимуществ. Это помогает повысить мотивацию учеников, улучшить качество обучения, ускорить и упростить процесс подготовки и сократить затраты на обучение. Это важный шаг в развитии образования, который позволяет учителям и ученикам использовать современные технологии для достижения лучших результатов.

В настоящее время существует большое количество цифровых образовательных ресурсов [1] для подготовки к ЕГЭ по информатике. Нами был составлен рейтинг пяти популярных видов сетевых ресурсов, которые способствуют эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ.

  1. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (Рособрнадзор) и Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). На сайтах можно найти актуальную информацию о формате ЕГЭ по информатике, заданиях, сроках проведения экзамена и требованиях к участникам [8]. Также имеются примеры тестов и ответов, что помогает ученикам более эффективно готовиться к экзамену.
  2. Онлайн-курсы и видеоуроки. Системы онлайн-обучения, такие как Stepik, Skillbox, позволяют проходить курсы по информатике, созданные специально для подготовки к ЕГЭ. На таких курсах вы сможете не только узнать основы информатики, но и получить подробное разъяснение требований к экзамену.
  3. Электронные пособия и учебники. В интернете можно найти множество платных и бесплатных электронных учебников по информатике, а также тематических пособий и учебных пособий для решения задач ЕГЭ. Такие ресурсы позволяют ученикам изучать материал глубже и обучаться в удобном темпе.
  4. Онлайн-тестирование. Для проверки своих знаний можно использовать онлайн-тесты и упражнения. Например, на сайте «ЕГЭ онлайн» доступны тесты по информатике для подготовки к экзамену, которые позволяют проверить свои знания и подготовиться к экзамену.
  5. Специализированные приложения. Для удобства подготовки к ЕГЭ по информатике можно использовать специализированные мобильные приложения, которые предлагают различные тесты, упражнения и задания. Такие приложения доступны на платформах iOS и Android.

Кроме указанных выше ресурсов представим самые популярные видеоплатформы (табл. 1) и онлайн-сервисы (табл. 2) для подготовки к ЕГЭ по информатике.

Таблица 1 Видеоплатформы для подготовки к ЕГЭ

Название канала, видеоролика, платформы / ссылка

Описание

Скриншот

Информатик БУ

https://www.youtube.com/channel/UCmUcjDHUkIMhfqBfyHYXYuA/featured

 

На канале представлены видеоразборы каждого задания из демоверсий ФИПИ. Так же представлены записи стримов, где объясняются различные задания из ЕГЭ согласно номерам заданий из КИМ.


Иван Викторович

https://www.youtube.com/c/IoanPlugar_inf

 

Размещены подробные  поэтапные разборы  с 1 по 27 задание ЕГЭ по информатике. Объясняются основы программирования  на языке PYTHON, а так же представлены рекомендации по работе в HTML и CSS


Информатика ЕГЭ Умскул

https://www.youtube.com/channel/UCqZvYprH2ornRwwMYbPoDYA

В форме стримов представлены разборы заданий из ЕГЭ по информатике


 

Таблица 2 Онлайн-сервисы для подготовки к ЕГЭ по информатике

Название сервиса для подготовки к ЕГЭ по информатике / ссылка

Описание

Скриншот

ФГБНУ «ФИПИ»

https://fipi.ru/

ФИПИ занимается разработкой заданий для ЕГЭ. На сайте можно найти и скачать демоверсии, спецификации и кодификаторы по выбранным предметам и получить всю актуальную информацию об экзаменах. На сайте ФИПИ также можно читать важные новости о предстоящих экзаменах.


Сдадим ГИА: решу ЕГЭ

https://inf-ege.sdamgia.ru/

На сайте удобно решать задания. Здесь собрано большое количество тематических задач: можно выбрать определенную тему и решать десятки типовых заданий. Каждый месяц на сайте публикуют 15 новых вариантов тестов по каждому предмету. Приложение бесплатное и имеет задания почти по всем предметам школьного курса.


Фоксворд

https://foxford.ru/

Сервис предлагает ученикам пройти обучение по программам от 3 до 11 класса, а также открывает возможности для всесторонней подготовки к сдаче ЕГЭ, ОГЭ, ГИА. У Фоксфорд есть школа на дому с персональными учителями, репетиторами и мини-группами. Занятия в данной школе платные.


Яндекс. Репетитор.

https://yandex.ru/tutor/

На сервисе Яндекса представлена большая база тестов ЕГЭ и ОГЭ. На сайте можно пройти тестирование, выполнить задания по определенным темам разных уровней сложности, а также ознакомиться с тщательным разбором заданий ЕГЭ по основным школьным предметам.


Сайт Константина Полякова

https://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm

На сайте представлены материалы для подготовки к ЕГЭ, разбор типовых экзаменационных заданий с несколькими способами решения.


Незнайка

https://neznaika.info/ege/it/

Онлайн-сервис с банком работ, где представлены задания, выполненные другими учениками с комментариями экспертов. Не все функции бесплатны.


Интернетурок

https://interneturok.ru/

Сайт с огромным количеством видеоуроков, конспектов и банком теоретического материала. Хороший вариант для изучения «западающих» по подготовке к ЕГЭ.

 


Таким образом, одной из областей, в которых сетевые ресурсы применяются с наибольшей эффективностью, является подготовка учащихся выпускных классов к ЕГЭ по информатике. Использование сетевых технологий позволяет ученикам эффективнее изучать материал, повышать свой уровень знаний, укрепить уверенность в себе. За счет онлайн-представления учебной информации в цифровом виде оказывается комплексное воздействие на восприятие учащегося, повышается его интерес к обучению, расширяется круг его знаний, что приводит к повышению качества образования. Описанные сетевые ресурсы позволяют сделать процесс подготовки к экзамену более интересным и удобным и помогают достичь выпускникам лучших результатов.

Литература

  1. Байчурина Ю.В. Обзор цифровых инструментов, необходимых для современного образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагог цифрового поколения» (г. Ижевск, 26 октября 2022 г.). Ижевск: УдГУ, 2022. С. 192–199.
  2. Байчурина Ю. В. Портфолио как альтернатива ЕГЭ. Системы оценивания результатов обучения учащихся по окончании школы // Молодой ученый. 2021. № 50(392). С. 509–511.
  3. Варданян Н.А. Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР, интерактивный УМК) при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения // Материалы II Международной научной конференции «Технические науки: проблемы и перспективы» (г. Санкт-Петербург, апрель 2014 г.). Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. С. 1–2.
  4. Зеленецкая Л.П. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании // Молодой ученый. 2020. № 18 (308). С. 498–499.
  5. Сафонова Л.А. Обзор тестовых оболочек онлайн как средства обучения // Всероссийская научно-практическая конференция «Потенциальные ресурсы современного образовательного пространства для становления личности в условиях непрерывного образования» (г. Дзержинск, 23 декабря 2013 г.). Дзержинск: Современная гуманитарная академия, 2014. С. 147–153.
  6. Сафонова Л.А. Сетевые образовательные ресурсы по естественнонаучным дисциплинам / Л. А. Сафонова // Учебный эксперимент в образовании. 2014. № 2(70). С. 39-46.
  7. Сухих Д.В. Подготовка к ЕГЭ в рамках предмета «Информатика и ИКТ» // Молодой ученый.  2021.  № 25 (367). С. 442–444.
  8. Шапиев Д.С. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя // Молодой ученый. 2019. № 16 (254). С. 296–298.

Информация об авторах

Байчурина Юлия Владимировна, студентка естественно-технологического факультета, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева (ФГБОУ ВО МГПУ им. М. Е. Евсевьева), Саранск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3092-6096, e-mail: yulya.baichurina.02@mail.ru

Сафонова Людмила Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, информационных технологий и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева (ФГБОУ ВО МГПУ им. М. Е. Евсевьева), , Саранск, Россия, e-mail: safonova.lan@yandex.ru

Шудров Артем Валерьевич, студент естественно-технологического факультета, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева (ФГБОУ ВО МГПУ им. М. Е. Евсевьева),, Саранск, Россия, e-mail: artyomshudrov@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 229
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 37
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2