Программы психолого-педагогического сопровождения московских школьников: подходы к разработке и реализации

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 15 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Согласно Стандарту деятельности психолого-педагогических служб в системе образования г. Москвы, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса — скоординированная профессиональная деятельность специалистов психолого-педагогической службы образовательной организации, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья и благополучия обучающихся. Одним из инструментов психолого-педагогического сопровождения являются программы психолого-педагогического сопровождения различной направленности. Программы разрабатываются и реализуются специалистами психолого-педагогического сопровождения с целью развития личности, профилактики и преодоления трудностей в процессе обучения, предупреждения психологического неблагополучия обучающихся. Цель. Рассмотреть подходы к разработке и реализации программ психолого-педагогического сопровождения с учетом особенностей различных целевых групп обучающихся. Методы и материалы. Методологическая база исследования основана на нормативных документах, теоретических концепциях отечественных психологов и практических инструментах, разработанных для системы образования г. Москвы. Результаты. Анализ компонентов психолого-педагогического сопровождения современных школ в соответствии с нормативными документами. Выводы. Адресная психолого-педагогическая поддержка обучающихся определенных целевых групп, в том числе с использованием программ психолого-педагогического сопровождения, позволяет своевременно выявлять детей, нуждающихся в поддержке и внимании со стороны педагогов и специалистов школы, и оказывать им необходимую психолого-педагогическую помощь в соответствии с их индивидуальными особенностями и актуальными потребностями.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическая служба, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, программы психологической помощи

Рубрика издания: Независимая оценка эффективности психолого-педагогических методик и программ

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220303

Поступила в редакцию 07.05.2025

Поступила после рецензирования 08.07.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Егорова, Л.В., Чупракова, М.В., Орлова, Н.А. (2025). Программы психолого-педагогического сопровождения московских школьников: подходы к разработке и реализации. Вестник практической психологии образования, 22(3), 41 – 54. https://doi.org/10.17759/bppe.2025220303

© Егорова Л.В., Чупракова М.В., Орлова Н.А., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

Одним из направлений государственной политики Российской Федерации при реализации национальных целей развития на период до 2030 года (О национальных целях развития…, 2020) и Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года (Об утверждении плана..., 2021), является развитие психологической службы в системе образования с целью повышения доступности и качества оказания психологической помощи участникам образовательных отношений.

На основании действующих федеральных нормативно-правовых актов в сфере образования (Об образовании в Российской Федерации, 2012; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта…, 2013; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта…, 2021а; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта…, 2021б; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта…, 2012) для решения федеральных задач развития психологической службы в системе образования и в целях обеспечения единых подходов к организации деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы приказом Департамента образования и науки города Москвы от 15.08.2022 № 666 был утвержден «Стандарт деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы» (далее — Стандарт). В Стандарте определены обязательные требования к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и раскрыто понятие «психолого-педагогическое сопровождение». Также в Стандарте представлены ключевые направления деятельности психолого-педагогической службы (далее — Службы) в системе образования г. Москвы, такие как: создание комфортной и безопасной образовательной среды, профилактика социальных рисков; психолого-педагогическая помощь/поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями (далее — обучающиеся с ОВЗ).

Под психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса понимается профессиональная деятельность специалистов образовательной организации, направленная на сохранение психологического здоровья и благополучия обучающихся. Задачу сохранения психологического здоровья в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся в школе решает команда специалистов Службы, в которую входят: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы и социальные педагоги (Об утверждении стандарта деятельности..., 2022).

По мнению ведущего отечественного психолога, основателя детской практической психологии, разработчика и организатора школьной психологической службы И.В. Дубровиной, психологическое сопровождение направлено на создание оптимальных условий для развития детей. Можно говорить, что это — двусторонний процесс взаимодействия образовательной среды и школьника (Дубровина, 2004).

С точки зрения отечественного психолога М.Р. Битяновой, психологическое сопровождение — это модель организации психологической службы в образовательной организации, отражающая всю систему теоретических представлений о практической деятельности школьного психолога. Обучение и психическое развитие детей выступают объектами сопровождения, а взрослые (родители (законные представители), педагоги, специалисты) рассматриваются как субъекты сопровождения, которые обеспечивают оптимальные условия для многостороннего развития обучающихся. М.Р. Битянова выделила три компонента в структуре сопровождения. Во-первых, это систематический мониторинг эмоционального благополучия и отслеживание динамики психического развития обучающихся. Во-вторых, это создание благоприятных социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения, включая разработку и реализацию индивидуальных и групповых программ психологического развития и коррекции. Третий компонент — это оказание помощи детям, имеющим трудности в психологическом развитии и/или обучении (Битянова, 1998).

Материалы и методы

Методологическая база исследования основана на нормативных документах, теоретических концепциях отечественных психологов и практических инструментах, разработанных для системы образования г. Москвы. Комплексный подход к сопровождению, включающий адресные программы и цифровые ресурсы, позволяет обеспечивать психологическое благополучие обучающихся в соответствии с их индивидуальными и возрастными потребностями.

  1. Нормативно-правовая база (Об утверждении методических рекомендаций…, 2020):
  • Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития до 2030 года»;
  • Распоряжение Правительства РФ № 122-р от 23.01.2021 «План основных мероприятий Десятилетия детства до 2027 года»;
  • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ № 286 от 31.05.2021 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ № 287 от 31.05.2021 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 514-н от 24.07.2015 «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”»;
  • Приказ Департамента образования и науки г. Москвы № 666 от 15.08.2022 «Стандарт деятельности психолого-педагогических служб в системе образования г. Москвы»;
  • Приказ Департамента образования и науки г. Москвы от 12 ноября 2021 г. № 682 от 12.11.2021 «Об утверждении Стандарта деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
  1. Теоретическая основа:
  • работы И.В. Дубровиной, определяющие психологическое сопровождение как создание оптимальных условий для развития детей;
  • концепция М.Р. Битяновой, включающая три компонента сопровождения: мониторинг, создание условий, помощь в преодолении трудностей;
  • принципы разработки коррекционно-развивающих и профилактических программ (системность, единство диагностики и коррекции, деятельностный подход и др.).
  1. Практические инструменты — программы психолого-педагогического сопровождения, разработанные ГБУ ГППЦ ДОНМ (2022/2023 учебный год):
  • программы адаптации для разных возрастных групп (дошкольники, 1, 5, 7—8, 10 классы);
  • программы «Сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности» (подготовительные группы), «Психологическая подготовка к ОГЭ/ЕГЭ» (9, 11 классы);
  • онлайн-сервис «Конструктор рабочих программ» для создания коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ и обучающихся, испытывающих трудности освоения основной общеобразовательной программы, развития и социальной адаптации.

Результаты

Содержательный анализ нормативных актов в сфере образования, методических рекомендаций и соответствующих литературных источников показал, что программы психологического развития и коррекции и другие программы психолого-педагогического сопровождения являются инструментами психолого-педагогического сопровождения. В рамках реализации своей профессиональной деятельности педагоги-психологи в зависимости от целей сопровождения (предупреждение трудностей, поддержка ребенка в период нормативных возрастных кризисов, коррекция нарушений и др.) и направлений деятельности разрабатывают и реализуют коррекционно-развивающие и профилактические программы (Афанасьева, 2001; Овчарова, 2022; О направлении концепции…, 2024). Разработка каждого вида программ строится на определенных принципах.

Принципы разработки коррекционно-развивающих программ следующие:

  • принцип системности. Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ;
  • принцип единства диагностики и коррекции. Эффективная коррекционная работа может быть построена на основе предварительного тщательного психологического обследования с помощью валидного и надежного психодиагностического инструментария;
  • деятельностный принцип коррекции. Развитие ребенка проходит через активную деятельность, в процессе которой самостоятельно или с помощью педагога он решает задачи, преодолевает трудности и достигает поставленных целей. Через включение в деятельность ребенок усваивает знания, формирует умения, развивает познавательные процессы, волевую сферу, мотивацию и другие важные качества личности;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
  • принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. Комплексность также подразумевает и участие разных специалистов для обеспечения максимально возможных позитивных изменений в психике ребенка;
  • принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей работе.
  • принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с педагогом-психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
  • принцип возрастания сложности.

Принципы, лежащие в основании разработки профилактических программ (Шведчикова, Орлова, 2021):

  • принцип опережающего (превентивного) сопровождения. С этих позиций объектом сопровождения выступает воспитательный процесс, предметом — ситуация развития ребенка как система отношений ребенка с миром, с окружающими, взрослыми и сверстниками, с самим собой. Другими словами, психолого-педагогическое сопровождение должно опережать, предупреждать развитие каких-либо нежелательных феноменов;
  • принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной ситуации. Программа профилактики должна содержать в себе анализ и системное видение всей проблемы в целом;
  • принцип стратегической целостности определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные направления работы и конкретные мероприятия. Все этапы программы должны выстраиваться в логическую последовательность, планомерно достигающую общую цель.

Разработка психолого-педагогической программы (коррекционной или профилактической направленности) включает в себя несколько этапов:

  • четкое формулирование целей коррекционно-развивающей/профилактической работы; определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционно-развивающей/профилактической работы;
  • определение стратегии и тактики проведения коррекционно-развивающей/профилактической работы;
  • отбор диагностических методик и методов, техник для предстоящей работы с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • определение периодичности, продолжительности и формы работы (индивидуальная, подгрупповая, групповая);
  • разработка содержания занятий;
  • реализация коррекционно-развивающей/профилактической программы и внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы;
  • оценка эффективности реализованной программы.

Разработка программы осуществляется с учетом специфики образовательной организации — это особенности контингента обучающихся, кадровые ресурсы, материально-технические условия и др.

К особенностям контингента обучающихся в первую очередь относятся индивидуальные особенности и возрастные потребности обучающихся, позволяющие выделить различные целевые группы. Под целевой группой, согласно Стандарту, понимается группа обучающихся, в отношении которых осуществляется адресное психолого-педагогическое сопровождение и которым оказываются различные виды и формы психологической помощи/поддержки (Об утверждении стандарта деятельности..., 2022).

В Стандарте деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы определены следующие целевые группы обучающихся: нормотипичные дети, обучающие с особыми образовательными потребностями (ОВЗ, испытывающие трудности, высокомотивированные), дети, находящие в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении и обучающиеся «группы риска» (имевшие опыт употребления психоактивных веществ, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и др.).

Психолого-педагогическое сопровождение нормотипичных детей с нормативным кризисом развития предполагает реализацию развивающих и профилактических программ, направленных на предупреждение трудностей на определенных этапах получения образования (к примеру, при переходе на новый уровень образования) (Об утверждении профессионального стандарта…, 2015).

Для обучающихся с особыми образовательными потребностями, таких как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся, испытывающие трудности в обучении, развитии, социальной адаптации, разрабатываются коррекционные/коррекционно-развивающие программы, которые направлены на коррекцию недостатков в физическом и(или) психическом развитии обучающихся, предупреждение вторичных трудностей в развитии и обеспечение максимальной реализации потенциала ребенка (Об утверждении профессионального стандарта…, 2015; Об утверждении Стандарта деятельности государственных образовательных организаций…, 2021; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта…, 2014).

Психолого-педагогическое сопровождение такой целевой группы, как обучающиеся «группы риска», включает в себя создание условий, в которых обучающиеся получают позитивный опыт реализации себя в различных видах деятельности. Эта задача решается при реализации профилактических программ, направленных на развитие навыков жизнестойкости, совладающего поведения и др.

Такие целевые группы обучающихся, как дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, нуждаются в системном психолого-педагогическом сопровождении в связи с тем, что их жизнедеятельность объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые дети не могут преодолеть самостоятельно или с помощью родителей. В связи с этим программы психолого-педагогического сопровождения должны носить комплексный характер и включать в себя работу с ребенком и его семьей. Программы профилактики для данных целевых групп обучающихся включают в себя реализацию комплексной системы деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и педагогов школы в процессе решения проблем, связанных с особенностями поведения обучающихся.

Таким образом, чтобы, с одной стороны, организовать эффективную работу со всеми участниками образовательных отношений и охватить весь контингент обучающих разных целевых групп и уровней образования, а с другой — обеспечить единые подходы к оказанию психолого-педагогической помощи/поддержки, перед городской психолого-педагогической службой стояла задача разработки единых рабочих программ, которая была успешно реализована.

Так, для решения задач создания комфортной и безопасной среды, предупреждения социальных рисков специалистами Городского бюджетного учреждения «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» (далее — ГБУ ГППЦ ДОНМ) в 2022/2023 учебном году был разработан ряд профилактических программ: программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся раннего и дошкольного возраста (2—4 года), младшего школьного возраста (1 класс), младшего подросткового возраста (5 класс), среднего подросткового возраста (7—8 класс) и старшего подросткового возраста (10 класс/обучающиеся колледжей); программа профилактической направленности для обучающихся подготовительных групп «Сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности»; программа профилактической направленности для обучающихся 9-х классов «Психологическая подготовка к ОГЭ»; программа профилактической направленности для обучающихся 11-х классов «Психологическая подготовка к ЕГЭ». Данные программы прошли экспертизу Московского городского психолого-педагогического университета, Московского городского педагогического университета, научно-методического совета ГБУ ГППЦ ДОНМ и были рекомендованы педагогам-психологам образовательных организаций для использования в своей профессиональной деятельности. Содержание всех программ позволяет их реализовывать в работе с обучающимися разных целевых групп. В 2023/2024 учебном году программы были переданы в образовательные организации г. Москвы. В рамках их внедрения в школы столичного региона специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ в течение 2023/2024 учебного года осуществлялась методическая поддержка школьных педагогов-психологов. С этой целью было проведено 98 очных и онлайн рабочих встреч и совещаний с кураторами и членами психолого-педагогических служб межрайонных советов директоров (далее — ППС МРСД) и 4 онлайн-консультации для педагогов психологов, которые посетили 954 специалиста. Динамика посещаемости и содержательный анализ вопросов показал высокую заинтересованность в реализации данных программ, что позднее, в конце учебного года, в рамках второй городской конференции ППС МРСД (18 апреля 2024 года) было подтверждено результатами опроса (рис.):

Рис. 1

Рис. Опыт использования единых рабочих программ
в образовательных организациях московского региона

Fig. Experience of using unified work programs
in educational organizations of the Moscow region

Кроме этого, в помощь педагогам-психологам московских школ специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ был разработан онлайн-сервис «Конструктор рабочих программ» (далее — Конструктор). Конструктор — это платформа, с помощью которой специалисты Службы могут создавать коррекционно-развивающие программы для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися, испытывающими трудности освоения основной общеобразовательной программы, развития и социальной адаптации. Использование онлайн-сервиса значительно сокращает время, затрачиваемое на разработку программ. Все элементы содержательного контента онлайн-сервиса, из которых конструируются программы, разработаны с учетом возрастных особенностей детей. С помощью Конструктора специалисты образовательных организаций г. Москвы могут создавать программы и конспекты занятий, а также подбирать игры и упражнения к ним. Методическое сопровождение данного сервиса осуществляется посредствам онлайн-семинаров (8 мероприятий в течение учебного года), с помощью анкеты обратной связи и индивидуальных консультаций специалистов.

На сегодняшний момент на платформе зарегистрировано более 5000 специалистов служб психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и тьюторов). За время функционирования Конструктора с его помощью педагогами-психологами было сконструировано более 10000 рабочих программ.

Обсуждение результатов

Как видно на диаграмме (рис.), в 502 (88%) образовательных организациях реализуются единые программы профилактической направленности, разработанные специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ. Из них в 279 (51%) школах данные программы реализуются в полном объеме, в остальных случаях единые профилактические программы ГБУ ГППЦ ДОНМ реализуются наряду с другими разработками. Только 44 (8%) образовательные организации реализуют собственные программы психолого-педагогического сопровождения, что отчасти связано с особенностями контингента обучающихся (высокомотивированные и одаренные дети, обучающиеся с ментальными нарушениями). Востребованность единых программ профилактической направленности, а также ресурсов онлайн-сервиса Конструктора подтверждает высокую эффективность разработанных материалов.

Заключение

Программы психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях разрабатываются и реализуются в целях предупреждения психологического неблагополучия обучающихся, развития их личности, профилактики социальных рисков и преодоления трудностей в процессе обучения. Адресная психолого-педагогическая поддержка обучающихся определенных целевых групп, в том числе с использованием программ психолого-педагогического сопровождения, позволяет своевременно выявлять детей, нуждающихся в поддержке и внимании со стороны педагогов и специалистов школы, и оказывать им необходимую психолого-педагогическую помощь в соответствии с их индивидуальными особенностями и актуальными потребностями.

Литература

  1. Афанасьева, Н. (2001). Личностный подход в обучении. Школьный психолог, 32, 7—1
    Afanasyeva, N. (2001). Personal approach to learning. School Psychologist, 32, 7—10. (In Russ.).
  2. Битянова, М.Р. (1998). Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство.
    Bityanova, M.R. (1998). Organization of psychological work at school. Moscow: Sovershenstvo Publ. (In Russ.).
  3. Дубровина, И.В. (Ред.). (2004). Практическая психология образования: Учебное пособие (4-е изд.). СПб: Питер.
    Dubrovina, I.V. (Ed.). (2004). Practical psychology of education: A textbook manual (4th ed.). Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.).
  4. Овчарова, Р.В. (2022). Практическая психология образования: Учебник для вузов. М.: Юрайт.
    Ovcharova, R.V. (2022). Practical psychology of education: A textbook for universities. Moscow: Yurait Publishing House. (In Russ.).
  5. О направлении Концепции и плана (вместе с Концепцией № СК-13/07вн развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Минпросвещением России 18.06.2024, Планом мероприятий № СК-13/07вн на 2024 - 2030 годы по реализации Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Минпросвещением России 18.06.2024): Письмо Минпросвещения России от 01.07.2024 № ДГ-1105/07. (2024). М. URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-sistemy-psikhologo-pedagogicheskoi-pomoshchi-v-sfere-obshchego-obrazovanija/ (дата обращения: 10.04.2025).
    On the direction of the Concept and Plan (together with the Concept No. SK-13/07vn for the development of the system of psychological and pedagogical assistance in the field of general education and secondary vocational education in the Russian Federation for the period up to 2030, approved by On June 18, 2024, the Ministry of Education of the Russian Federation approved the Action Plan No. SK-13/07vn for 2024-2030 to implement the Concept for the Development of the System of Psychological and Pedagogical Assistance in General Education and Secondary Vocational Education in the Russian Federation for the Period up to 2030. Ministry of Education of Russia on 06/18/2024): Letter of the Ministry of Education of Russia from July 01, 2024, no. DG-1105/07. (2024). (In Russ.). URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-sistemy-psikhologo-pedagogicheskoi-pomoshchi-v-sfere-obshchego-obrazovanija/ (viewed: 10.04.2025).
  6. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474. (2020). М. URL: https://base.garant.ru/74404210/ (дата обращения: 25.04.2025).
    On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation from July 21, 2020, no. 474. (2020). (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/74404210/ (viewed: 25.04.2025).
  7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. (2012). М. URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 10.04.2025).
    On education in the Russian Federation: Federal Law from December 29, 2012, no. 273-FZ. (2012). (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/70291362/ (viewed: 10.04.2025).
  8. Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: Распоряжение Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2020 г. № Р-193. (2020). М. URL: https://base.garant.ru/400450873/ (дата обращения: 10.04.2025).
    On approval of methodological recommendations for the system of functioning of psychological services in general education organizations: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation from December 28, 2020, no. R-193. (2020). Moscow. (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/400450873/ (viewed: 10.04.2025).
  9. Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р. (2021). М. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400150053/ (дата обращения: 10.04.2025).
    On approval of the plan of the main events carried out within the framework of the Decade of Childhood for the period up to 2027: Order of the Government of the Russian Federation from January 23, 2021, no. 122-r. (2021). (In Russ.). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400150053/ (viewed: 10.04.2025).
  10. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования): Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514-н. (2015). М. URL: https://base.garant.ru/71166760/ (дата обращения: 10.04.2025).
    On approval of the professional standard "Educational psychologist" (psychologist in the field of education): Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from July 24, 2015, no. 514-n. (2015). (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/71166760/ (viewed: 10.04.2025).
  11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155. (2013). М. URL: https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 04.07.2025).
    On approval of the federal state educational standard for preschool education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from October 17, 2013, no. 1155. (2013). Moscow. (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/70512244/ (viewed: 04.07.2025).
  12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. № 286. (2021а). М. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 04.07.2025).
    On approval of the federal state educational standard of primary general education: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation from May 31, 2021, no. 286. (2021a). Moscow. (In Russ.). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (viewed: 04.07.2025).
  13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. (2014). М. URL: https://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 10.04.2025).
    On approval of the federal state educational standard of primary general education for students with disabilities: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from December 19, 2014, no. 1598. (2014). (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/70862366/ (viewed: 10.04.2025).
  14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287. (2021б). М. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 04.07.2025).
    On approval of the federal state educational standard of basic general education: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation from May 31, 2021, no. 287. (2021b). (In Russ.). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (viewed: 04.07.2025).
  15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №  (2012). М. URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 04.07.2025).
    On approval of the federal state educational standard of secondary general education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from May 17, 2012, no. 413. (2012). Moscow. (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (viewed: 04.07.2025).
  16. Об утверждении Стандарта деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Департамента образования и науки г.Москвы от 12 ноября 2021 г. № 682. (2021). М. URL: https://base.garant.ru/403099126/ (дата обращения: 19.04.2024).
    On approval of the Standard of activities of state educational organizations subordinate to the Department of Education and Science of the city of Moscow, on the creation of special conditions for obtaining education for students with disabilities: Order of the Department of Education and Science of the city of Moscow from November 12, 2021, no. 682. (2021). (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/403099126/ (viewed: 10.04.2025).
  17. Об утверждении стандарта деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы: Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 15 августа 2022 г. № 666. (2022). М. URL: https://base.garant.ru/405280341/ (дата обращения: 10.04.2025).
    On approval of the standard of activity of psychological and pedagogical services in the education system of the city of Moscow: Order of the Department of Education and Science of the city of Moscow from August 15, 2022, no. 666. (2022). Moscow. (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/405280341/ (viewed: 10.04.2025).
  18. Шведчикова, Ю.С., Орлова, Д.Г. (2021). Разработка психолого-педагогических коррекционных и профилактических программ: Методические рекомендации. Пермь: ООО «Пермское книжное издательство».
    Shvedchikova, Yu.S., Orlova, D.G. (2021). Development of psychological and pedagogical correctional and preventive programs: Methodological recommendations. Perm: LLC “Perm Book Publishing House”. (In Russ.).

Информация об авторах

Любовь Владимировна Егорова, начальник отдела сопровождения деятельности педагогов-психологов образовательных организаций, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-2315-960X, e-mail: egorovalv1@edu.mos.ru

Марина Васильевна Чупракова, методист, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-9092-804X, e-mail: chuprakovamv@edu.mos.ru

Наталья Анатольевна Орлова, методист, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-9793-5270, e-mail: orlovana12@edu.mos.ru

Вклад авторов

Егорова Л.В. — идея обзора; аннотирование, планирование исследования, контроль за проведением исследования.

Чупракова М.В. — сбор и анализ данных, написание и оформление рукописи.

Орлова Н.А. — сбор и анализ данных, написание и оформление рукописи.

Все авторы приняли участие в обсуждении результатов и согласовали окончательный текст рукописи.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 150
В прошлом месяце: 84
В текущем месяце: 5

 Скачиваний PDF

За все время: 17
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

 Всего

За все время: 167
В прошлом месяце: 90
В текущем месяце: 8