Введение
Одним из направлений государственной политики Российской Федерации при реализации национальных целей развития на период до 2030 года (О национальных целях развития…, 2020) и Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года (Об утверждении плана..., 2021), является развитие психологической службы в системе образования с целью повышения доступности и качества оказания психологической помощи участникам образовательных отношений.
На основании действующих федеральных нормативно-правовых актов в сфере образования (Об образовании в Российской Федерации, 2012; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта…, 2013; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта…, 2021а; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта…, 2021б; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта…, 2012) для решения федеральных задач развития психологической службы в системе образования и в целях обеспечения единых подходов к организации деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы приказом Департамента образования и науки города Москвы от 15.08.2022 № 666 был утвержден «Стандарт деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы» (далее — Стандарт). В Стандарте определены обязательные требования к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и раскрыто понятие «психолого-педагогическое сопровождение». Также в Стандарте представлены ключевые направления деятельности психолого-педагогической службы (далее — Службы) в системе образования г. Москвы, такие как: создание комфортной и безопасной образовательной среды, профилактика социальных рисков; психолого-педагогическая помощь/поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями (далее — обучающиеся с ОВЗ).
Под психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса понимается профессиональная деятельность специалистов образовательной организации, направленная на сохранение психологического здоровья и благополучия обучающихся. Задачу сохранения психологического здоровья в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся в школе решает команда специалистов Службы, в которую входят: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы и социальные педагоги (Об утверждении стандарта деятельности..., 2022).
По мнению ведущего отечественного психолога, основателя детской практической психологии, разработчика и организатора школьной психологической службы И.В. Дубровиной, психологическое сопровождение направлено на создание оптимальных условий для развития детей. Можно говорить, что это — двусторонний процесс взаимодействия образовательной среды и школьника (Дубровина, 2004).
С точки зрения отечественного психолога М.Р. Битяновой, психологическое сопровождение — это модель организации психологической службы в образовательной организации, отражающая всю систему теоретических представлений о практической деятельности школьного психолога. Обучение и психическое развитие детей выступают объектами сопровождения, а взрослые (родители (законные представители), педагоги, специалисты) рассматриваются как субъекты сопровождения, которые обеспечивают оптимальные условия для многостороннего развития обучающихся. М.Р. Битянова выделила три компонента в структуре сопровождения. Во-первых, это систематический мониторинг эмоционального благополучия и отслеживание динамики психического развития обучающихся. Во-вторых, это создание благоприятных социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения, включая разработку и реализацию индивидуальных и групповых программ психологического развития и коррекции. Третий компонент — это оказание помощи детям, имеющим трудности в психологическом развитии и/или обучении (Битянова, 1998).
Материалы и методы
Методологическая база исследования основана на нормативных документах, теоретических концепциях отечественных психологов и практических инструментах, разработанных для системы образования г. Москвы. Комплексный подход к сопровождению, включающий адресные программы и цифровые ресурсы, позволяет обеспечивать психологическое благополучие обучающихся в соответствии с их индивидуальными и возрастными потребностями.
- Нормативно-правовая база (Об утверждении методических рекомендаций…, 2020):
- Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития до 2030 года»;
- Распоряжение Правительства РФ № 122-р от 23.01.2021 «План основных мероприятий Десятилетия детства до 2027 года»;
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ № 286 от 31.05.2021 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Министерства просвещения РФ № 287 от 31.05.2021 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 514-н от 24.07.2015 «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”»;
- Приказ Департамента образования и науки г. Москвы № 666 от 15.08.2022 «Стандарт деятельности психолого-педагогических служб в системе образования г. Москвы»;
- Приказ Департамента образования и науки г. Москвы от 12 ноября 2021 г. № 682 от 12.11.2021 «Об утверждении Стандарта деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
- Теоретическая основа:
- работы И.В. Дубровиной, определяющие психологическое сопровождение как создание оптимальных условий для развития детей;
- концепция М.Р. Битяновой, включающая три компонента сопровождения: мониторинг, создание условий, помощь в преодолении трудностей;
- принципы разработки коррекционно-развивающих и профилактических программ (системность, единство диагностики и коррекции, деятельностный подход и др.).
- Практические инструменты — программы психолого-педагогического сопровождения, разработанные ГБУ ГППЦ ДОНМ (2022/2023 учебный год):
- программы адаптации для разных возрастных групп (дошкольники, 1, 5, 7—8, 10 классы);
- программы «Сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности» (подготовительные группы), «Психологическая подготовка к ОГЭ/ЕГЭ» (9, 11 классы);
- онлайн-сервис «Конструктор рабочих программ» для создания коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ и обучающихся, испытывающих трудности освоения основной общеобразовательной программы, развития и социальной адаптации.
Результаты
Содержательный анализ нормативных актов в сфере образования, методических рекомендаций и соответствующих литературных источников показал, что программы психологического развития и коррекции и другие программы психолого-педагогического сопровождения являются инструментами психолого-педагогического сопровождения. В рамках реализации своей профессиональной деятельности педагоги-психологи в зависимости от целей сопровождения (предупреждение трудностей, поддержка ребенка в период нормативных возрастных кризисов, коррекция нарушений и др.) и направлений деятельности разрабатывают и реализуют коррекционно-развивающие и профилактические программы (Афанасьева, 2001; Овчарова, 2022; О направлении концепции…, 2024). Разработка каждого вида программ строится на определенных принципах.
Принципы разработки коррекционно-развивающих программ следующие:
- принцип системности. Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ;
- принцип единства диагностики и коррекции. Эффективная коррекционная работа может быть построена на основе предварительного тщательного психологического обследования с помощью валидного и надежного психодиагностического инструментария;
- деятельностный принцип коррекции. Развитие ребенка проходит через активную деятельность, в процессе которой самостоятельно или с помощью педагога он решает задачи, преодолевает трудности и достигает поставленных целей. Через включение в деятельность ребенок усваивает знания, формирует умения, развивает познавательные процессы, волевую сферу, мотивацию и другие важные качества личности;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. Комплексность также подразумевает и участие разных специалистов для обеспечения максимально возможных позитивных изменений в психике ребенка;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей работе.
- принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с педагогом-психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
- принцип возрастания сложности.
Принципы, лежащие в основании разработки профилактических программ (Шведчикова, Орлова, 2021):
- принцип опережающего (превентивного) сопровождения. С этих позиций объектом сопровождения выступает воспитательный процесс, предметом — ситуация развития ребенка как система отношений ребенка с миром, с окружающими, взрослыми и сверстниками, с самим собой. Другими словами, психолого-педагогическое сопровождение должно опережать, предупреждать развитие каких-либо нежелательных феноменов;
- принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной ситуации. Программа профилактики должна содержать в себе анализ и системное видение всей проблемы в целом;
- принцип стратегической целостности определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные направления работы и конкретные мероприятия. Все этапы программы должны выстраиваться в логическую последовательность, планомерно достигающую общую цель.
Разработка психолого-педагогической программы (коррекционной или профилактической направленности) включает в себя несколько этапов:
- четкое формулирование целей коррекционно-развивающей/профилактической работы; определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционно-развивающей/профилактической работы;
- определение стратегии и тактики проведения коррекционно-развивающей/профилактической работы;
- отбор диагностических методик и методов, техник для предстоящей работы с учетом возрастных особенностей учащихся;
- определение периодичности, продолжительности и формы работы (индивидуальная, подгрупповая, групповая);
- разработка содержания занятий;
- реализация коррекционно-развивающей/профилактической программы и внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы;
- оценка эффективности реализованной программы.
Разработка программы осуществляется с учетом специфики образовательной организации — это особенности контингента обучающихся, кадровые ресурсы, материально-технические условия и др.
К особенностям контингента обучающихся в первую очередь относятся индивидуальные особенности и возрастные потребности обучающихся, позволяющие выделить различные целевые группы. Под целевой группой, согласно Стандарту, понимается группа обучающихся, в отношении которых осуществляется адресное психолого-педагогическое сопровождение и которым оказываются различные виды и формы психологической помощи/поддержки (Об утверждении стандарта деятельности..., 2022).
В Стандарте деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы определены следующие целевые группы обучающихся: нормотипичные дети, обучающие с особыми образовательными потребностями (ОВЗ, испытывающие трудности, высокомотивированные), дети, находящие в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении и обучающиеся «группы риска» (имевшие опыт употребления психоактивных веществ, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и др.).
Психолого-педагогическое сопровождение нормотипичных детей с нормативным кризисом развития предполагает реализацию развивающих и профилактических программ, направленных на предупреждение трудностей на определенных этапах получения образования (к примеру, при переходе на новый уровень образования) (Об утверждении профессионального стандарта…, 2015).
Для обучающихся с особыми образовательными потребностями, таких как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся, испытывающие трудности в обучении, развитии, социальной адаптации, разрабатываются коррекционные/коррекционно-развивающие программы, которые направлены на коррекцию недостатков в физическом и(или) психическом развитии обучающихся, предупреждение вторичных трудностей в развитии и обеспечение максимальной реализации потенциала ребенка (Об утверждении профессионального стандарта…, 2015; Об утверждении Стандарта деятельности государственных образовательных организаций…, 2021; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта…, 2014).
Психолого-педагогическое сопровождение такой целевой группы, как обучающиеся «группы риска», включает в себя создание условий, в которых обучающиеся получают позитивный опыт реализации себя в различных видах деятельности. Эта задача решается при реализации профилактических программ, направленных на развитие навыков жизнестойкости, совладающего поведения и др.
Такие целевые группы обучающихся, как дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, нуждаются в системном психолого-педагогическом сопровождении в связи с тем, что их жизнедеятельность объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые дети не могут преодолеть самостоятельно или с помощью родителей. В связи с этим программы психолого-педагогического сопровождения должны носить комплексный характер и включать в себя работу с ребенком и его семьей. Программы профилактики для данных целевых групп обучающихся включают в себя реализацию комплексной системы деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и педагогов школы в процессе решения проблем, связанных с особенностями поведения обучающихся.
Таким образом, чтобы, с одной стороны, организовать эффективную работу со всеми участниками образовательных отношений и охватить весь контингент обучающих разных целевых групп и уровней образования, а с другой — обеспечить единые подходы к оказанию психолого-педагогической помощи/поддержки, перед городской психолого-педагогической службой стояла задача разработки единых рабочих программ, которая была успешно реализована.
Так, для решения задач создания комфортной и безопасной среды, предупреждения социальных рисков специалистами Городского бюджетного учреждения «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» (далее — ГБУ ГППЦ ДОНМ) в 2022/2023 учебном году был разработан ряд профилактических программ: программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся раннего и дошкольного возраста (2—4 года), младшего школьного возраста (1 класс), младшего подросткового возраста (5 класс), среднего подросткового возраста (7—8 класс) и старшего подросткового возраста (10 класс/обучающиеся колледжей); программа профилактической направленности для обучающихся подготовительных групп «Сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности»; программа профилактической направленности для обучающихся 9-х классов «Психологическая подготовка к ОГЭ»; программа профилактической направленности для обучающихся 11-х классов «Психологическая подготовка к ЕГЭ». Данные программы прошли экспертизу Московского городского психолого-педагогического университета, Московского городского педагогического университета, научно-методического совета ГБУ ГППЦ ДОНМ и были рекомендованы педагогам-психологам образовательных организаций для использования в своей профессиональной деятельности. Содержание всех программ позволяет их реализовывать в работе с обучающимися разных целевых групп. В 2023/2024 учебном году программы были переданы в образовательные организации г. Москвы. В рамках их внедрения в школы столичного региона специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ в течение 2023/2024 учебного года осуществлялась методическая поддержка школьных педагогов-психологов. С этой целью было проведено 98 очных и онлайн рабочих встреч и совещаний с кураторами и членами психолого-педагогических служб межрайонных советов директоров (далее — ППС МРСД) и 4 онлайн-консультации для педагогов психологов, которые посетили 954 специалиста. Динамика посещаемости и содержательный анализ вопросов показал высокую заинтересованность в реализации данных программ, что позднее, в конце учебного года, в рамках второй городской конференции ППС МРСД (18 апреля 2024 года) было подтверждено результатами опроса (рис.):
Рис. Опыт использования единых рабочих программ
в образовательных организациях московского региона
Fig. Experience of using unified work programs
in educational organizations of the Moscow region
Кроме этого, в помощь педагогам-психологам московских школ специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ был разработан онлайн-сервис «Конструктор рабочих программ» (далее — Конструктор). Конструктор — это платформа, с помощью которой специалисты Службы могут создавать коррекционно-развивающие программы для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися, испытывающими трудности освоения основной общеобразовательной программы, развития и социальной адаптации. Использование онлайн-сервиса значительно сокращает время, затрачиваемое на разработку программ. Все элементы содержательного контента онлайн-сервиса, из которых конструируются программы, разработаны с учетом возрастных особенностей детей. С помощью Конструктора специалисты образовательных организаций г. Москвы могут создавать программы и конспекты занятий, а также подбирать игры и упражнения к ним. Методическое сопровождение данного сервиса осуществляется посредствам онлайн-семинаров (8 мероприятий в течение учебного года), с помощью анкеты обратной связи и индивидуальных консультаций специалистов.
На сегодняшний момент на платформе зарегистрировано более 5000 специалистов служб психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и тьюторов). За время функционирования Конструктора с его помощью педагогами-психологами было сконструировано более 10000 рабочих программ.
Обсуждение результатов
Как видно на диаграмме (рис.), в 502 (88%) образовательных организациях реализуются единые программы профилактической направленности, разработанные специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ. Из них в 279 (51%) школах данные программы реализуются в полном объеме, в остальных случаях единые профилактические программы ГБУ ГППЦ ДОНМ реализуются наряду с другими разработками. Только 44 (8%) образовательные организации реализуют собственные программы психолого-педагогического сопровождения, что отчасти связано с особенностями контингента обучающихся (высокомотивированные и одаренные дети, обучающиеся с ментальными нарушениями). Востребованность единых программ профилактической направленности, а также ресурсов онлайн-сервиса Конструктора подтверждает высокую эффективность разработанных материалов.
Заключение
Программы психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях разрабатываются и реализуются в целях предупреждения психологического неблагополучия обучающихся, развития их личности, профилактики социальных рисков и преодоления трудностей в процессе обучения. Адресная психолого-педагогическая поддержка обучающихся определенных целевых групп, в том числе с использованием программ психолого-педагогического сопровождения, позволяет своевременно выявлять детей, нуждающихся в поддержке и внимании со стороны педагогов и специалистов школы, и оказывать им необходимую психолого-педагогическую помощь в соответствии с их индивидуальными особенностями и актуальными потребностями.