Организационно-содержательные аспекты дистанционной переподготовки по специальности «Педагогическая деятельность специалистов»
Аннотация
Предметом исследования выступает организация и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса переподготовки по специальности «Педагогическая деятельность специалистов» в дистанционной форме получения образования. Объектом исследования является процесс переподготовки в системе дополнительного образования взрослых. Отмечено, что наряду с объективной тенденцией восстановления престижа педагогической профессии, дефицит профессиональных кадров в учреждениях образования все еще остается. Описан первый в Республике Беларусь опыт реализации переподготовки по специальности «Педагогическая деятельность специалистов» в дистанционной форме получения образования. Представлены результаты самооценки потенциальными слушателями переподготовки их уровня владения навыками работы в цифровой образовательной среде, которые в определенной степени демонстрируют готовность к дистанционной форме получения педагогического образования. Охарактеризованы содержание и методологический базис образовательного процесса переподготовки. Показана специфика организации и учебно-методического обеспечения образовательного взаимодействия со слушателями в дистанционной форме переподготовки в онлайн и офлайн режимах. Приведены результаты экспериментального образовательного процесса переподготовки по специальности «Педагогическая деятельность специалистов» в дистанционной форме получения образования, выделены его преимущества и проблемные грани.
Общая информация
Ключевые слова: педагогическая деятельность, переподготовка, дистанционное обучение, слушатели, дидактические средства, ресурсы
Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кондратьева И.П. Организационно-содержательные аспекты дистанционной переподготовки по специальности «Педагогическая деятельность специалистов» // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 743–752.
Полный текст
В последние годы в Республике Беларусь последовательно восстанавливается престиж педагогической профессии: конкурсы и высокие проходные баллы в педагогические учреждения высшего образования, улучшение материального положения и повышение социального статуса педагога. Немаловажную роль здесь сыграли имплементация Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021-2025 годы [2], успешное функционирование общереспубликанского учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования, широкая сеть научно-педагогических школ, массовая практика допрофильной и профильной педагогической подготовки на II и III ступенях общего среднего образования. Наряду с этим дефицит профессиональных кадров в учреждениях образования все еще остается. Введение с 01.09.2021 г. в учреждения общего среднего образования новой должности «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию» обострило внимание к проблеме получения профессионально-педагогического образования и актуализировало две принципиально важные масштабные задачи. Первая – привлечь к работе в учреждениях образования специалистов с высшим образованием, высоким уровнем владения содержанием учебных дисциплин, мотивированных на работу с учащимися, но не имеющих педагогического образования и обеспечить приобретение ими соответствующих профессиональных компетенций. Вторая – сохранить в учреждениях образования имеющиеся кадры с высшим непедагогическим образованием, проработавшие значительное количество лет и хорошо себя зарекомендовавшие, но, не имеющие возможности получить желаемую квалификационную категорию и испытывающие определенные затруднения в профессиональной деятельности, осуществляя ее в большей степени интуитивно, с ориентацией либо на личный опыт обучения, либо на опыт коллег.
В ответ на сложившуюся ситуацию по поручению Министерства образования Республики Беларусь 6 февраля 2023 года в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» (далее – Академия) впервые в стране началась переподготовка слушателей по специальности «Педагогическая деятельность специалистов» в дистанционной форме получения образования.
В преддверии реализации вышеозначенной переподготовки был проведен ряд опросов среди потенциальных слушателей, имеющих высшее непедагогическое образование, но осуществляющих педагогическую деятельность на постоянной или временной основе. Информационно-аналитические материалы по результатам данных опросов позволили с осторожным оптимизмом рассматривать перспективы дистанционной формы получения педагогического образования. Так, при самооценке уровня владения навыками работы в цифровой образовательной среде 52% респондентов определили его как «выше среднего» и «высокий», 37% – как «средний» и только 12% – как «ниже среднего» и «низкий» (рис. 1):
Рис. 1. Результаты самооценки уровня владения навыками работы в цифровой
образовательной среде
Ранжирование значимости компонентов материально-технического обеспечения учреждений образования показало, что приоритет опрашиваемые отдают специализированным кабинетам, оснащенным современным оборудованием (79%), цифровому оборудованию и высокоскоростному интернету (73%), библиотеке с компьютерным оборудованием и выходом в интернет (58%), т. е. высокотехнологичному оборудованию, предполагающему активное использование цифрового контента. Разрыв со следующей в рейтинге позицией – спортивные объекты составил 14%, при том, что занятиям физической культурой уделяется серьезное внимание на всех уровнях национальной системы образования. Немаловажно, что 62% респондентов указали, что имеют в своем учреждении образования рабочее место, оборудованное компьютером (стационарным или портативным) с доступом в интернет.
Наиболее существенным изменением в деятельности за последние 2 года потенциальные обучающиеся назвали увеличение объема работ, связанных с цифровыми сервисами: ведение электронных журналов, дневников, баз данных, создание и использование электронных пособий, дидактических и контрольно-измерительных материалов.
Top-3 среди наиболее часто выполняемых опрашиваемыми действий с цифровой информацией составили: использование цифровых сервисов с интерактивными заданиями для организации учебной работы (74%), профессионально ориентированная коммуникация в мессенджерах и социальных сетях (74%), создание и проведение онлайн-мероприятий с помощью различных сервисов (67%).
Ответы на вопрос о применении в профессиональной деятельности различных цифровых сервисов и инструментов показали, что потенциальные слушатели в разной степени глубины обладают опытом использования облачных сервисов и платформ для обмена файлами, электронных каталогов и ресурсов библиотек, информационно-образовательных порталов, сервисов для опросов и тестирования, платформ для проведения онлайн видео-конференций и вебинаров.
Среди широкой линейки предложенных для оценки образовательных технологий респонденты выделили как наиболее эффективные технологии визуализации учебной информации (62%), информационно-коммуникационные (58%) и критического мышления (52%).
Первые (56 человек) две группы слушателей переподготовки по специальности «Педагогическая деятельность специалистов» действительно продемонстрировали достаточный уровень владения информационно-коммуникационными технологиями и успешно обучаются в системе дистанционного обучения Академии.
Учебный план переподготовки в дистанционной форме получения образования сформирован в соответствии с примерным учебным планом переподготовки по специальности – 1-08 01 71 «Педагогическая деятельность специалистов», утвержденным 03.01.2023 Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь и включает следующие дисциплины: гуманитарные и социально-экономические («Идеология белорусского государства», «Правовое регулирование образовательной деятельности», «Экономика образования»), общепрофессиональные («Педагогика», «Психология», «Методология педагогического исследования», «Образовательный менеджмент», «Культура речи», «Сравнительная педагогика», «Информационные технологии в образовании»), дисциплины специальности («Основы педагогической профессии», «Образовательные технологии», «Педагогическая инноватика», «Основы инклюзивного образования», «Профессиональная педагогика»), компонент учреждения образования («Педагогика детского и молодежного движения», «Проектирование в сфере образования», «Валеология»), а также стажировку в учреждениях образования страны.
Содержание учебных программ переподготовки разрабатывалось на основе образовательного стандарта переподготовки руководящих работников и специалистов (ОСРБ 1-08 01 71), утвержденного Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.12.2021 № 273.
Методологический базис образовательного процесса переподготовки составили «принципы фундаментальности, гуманистической направленности, опережающего характера подготовки будущих педагогических работников, непрерывности, практикоориентированности и вариативности» [2, с.12].
Реализация образовательной программы переподготовки осуществляется в наиболее популярной в национальном сегменте образования виртуальной обучающей среде Moodle. По каждой учебной дисциплине в электронной среде дистанционного обучения Академии сформирован отдельный учебно-методический комплект, который включает в себя организационно-методический модуль и образовательные модули по разделам учебной программы. В организационно-методическом модуле размещены учебно-программная документация (учебная программа, учебно-тематический план, список рекомендуемой для изучения литературы) и форум для консультаций по изучаемой дисциплине. Образовательные модули сформированы в соответствии с разделами учебной программы и содержат дидактические материалы теоретического и практического характера, контрольно-измерительные средства. Анализ образовательного контента курса показал, что преподаватели отдают предпочтение таким ресурсам и элементам среды как лекция с применением техники обратной связи, книга с возможностью структурирования текстовой информации и нелинейной навигации, пояснение, файл, гиперссылка, папка, пакет SCORM, вики, форум, глоссарий, дидактическая игра, анкета, задание, тест. Цифровая природа учебных материалов дистанционной переподготовки позволяет с беспрецедентной (в сравнении с печатными аналогами) степенью оперативности обновлять его в соответствии с актуальными и перспективными трендами развития психолого-педагогической науки и образовательной практики.
Безусловно, активные элементы среды позволяют реализовать широкий круг дидактических задач: организовать проработку цифровых версий нормативных правовых актов, статей, учебных пособий, взаимодействие с интерактивным контентом, освоение учебных презентаций в сочетании с другими наглядными материалами (таблицами, схемами, инфографикой, гексаграммами и пр.), решение практикоориентированных кейсов, выполнение практических заданий, тестов и др. Наряду с этим полноценное обучение не может состоятся без общения (пусть и опосредованного гаджетами) преподавателя и слушателя.
Согласно социологическим исследованиям «на общение с другими мы отводим около 75% свободного от сна времени» [3, с.54]. Очевидно, что педагоги, чья профессия предполагает широкий круг контактов и коммуникации, более других обучающихся нуждаются в общении и при собственном обучении. Культурно-коммуникативная образовательная среда – это один из ключевых факторов результативности и эффективности обучения, воспитания и развития педагогических кадров. Zoom как один из наиболее популярных сервисов видеотелефонии обеспечивает не только возможность вертикального образовательного взаимодействия, но и располагает средствами организации работы в виртуальной команде с разделением участников конференции по кабинетам через сессионные залы. Онлайн занятия на реализуемой нами переподготовке составляют 40% от общего количества учебных часов, что позволяет в максимально приближенном к традиционной аудиторной образовательной практике формате организовать обучение и нивелировать некоторые издержки самостоятельной работы слушателей: снять непонимание, разъяснить наиболее сложные фрагменты учебного материала, обсудить полемичные аспекты, ответить на вопросы слушателей, стимулировать их участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности и др. Возможность дистанционного синхронного обучения позволяет осуществлять трансляцию перспективного педагогического опыта его непосредственными носителями, проводить мозговой штурм, групповое обсуждение актуальных проблем современного образования и прогнозирование.
Совершенствование навыков сетевого общения и взаимодействия слушателей, самоуправления учебно-познавательной деятельностью эффективно осуществляется и в ходе создания коллективных образовательных продуктов с применением сервисов Google: документов, таблиц, презентаций и т. п. Безусловно, организация групповой работы слушателей требует создания и размещения в курсе объемного пакета подробных инструкций, рекомендаций, вспомогательных материалов, однако дидактический эффект от такой формы образовательного взаимодействия оправдывает затрачиваемые профессорско-преподавательским составом интеллектуальные и временные ресурсы.
Базисом для определения вида, структуры и оформления учебных и учебно-методических материалов выступили положения андрагогики, когнитивной психологии и цифровой дидактики, учитывался также принцип релевантности в отношении не только к осваиваемому содержанию дисциплины, но и используемым методам и формам организации образовательного процесса. Предлагаемый для освоения слушателями образовательный контент ко всем учебным дисциплинам переподготовки разрабатывается квалифицированным профессорско-преподавательским составом и проходит многократную экспертную оценку по таким критериям как релевантность, достоверность, актуальность, полнота, авторитетность (автора / научной школы) и т. п.
Работа в дистанционном курсе переподготовки не только формирует запрос и персональную повестку пролонгированного профессионального развития слушателя, но и максимально развивает его навыки самостоятельности, формирует культуру самоуправления собственной учебно-познавательной деятельностью, от ее планирования до предъявления результатов, обеспечивает освоение технологии тайм-менеджмента и самоорганизации.
В этой связи следует отметить, что образовательный контент дистанционного курса переподготовки формируется в соответствии с принципом контекстности обучения (по Вербицкому А.А. [1]) с ориентацией на решение конкретных профессионально-педагогических задач слушателей и оптимальным балансом фундаментальных и прикладных знаний.
Диапазон оценок, полученных слушателями дистанционной переподготовки по специальности «Педагогическая деятельность специалистов» на экзаменах за I и II этапы обучения варьировал от 4 до 10 баллов, средний балл – от 8,2 до 8,4. Сравнение результатов промежуточной аттестации слушателей переподготовки, получающих образование в заочной (8 недель очного присутствия) и дистанционной формах не выявило статистически значимых различий (χ2ЭМП= 4,01 при χ2кр0,05 = 5,99).
Независимое анкетирование, проведенное государственным учреждением «Национальное агентство по обеспечению качества образования», показало, что слушатели высоко оценили уровень профессиональной компетентности преподавателей – 100%, организацию образовательного процесса – 98%, актуальность содержания учебных программ переподготовки – 96%, качество проведения учебных занятий – 96% и практикоориентированность обучения – 96% (рис. 2):
Рис. 2. Скриншоты экрана с результатами анкетирования слушателей
Таким образом, дистанционная форма переподготовки создает многообразие условий для развития всего спектра потенциалов личности будущих педагогов-профессионалов [4]:
- гносеологического (объем и качество информации, которой обладает человек) – через освоение образовательного контента различной модальности (тексты, таблицы, графика, аудио- и видеоматериалы и др.), аксиологического (идеалы, цели, убеждения) – на базе содержания учебных дисциплин «Идеология белорусского государства», «Педагогика», «Психология», «Проектирование в сфере образования» и др., посредством диалоговых форм образовательного взаимодействия и опосредованной современными гаджетами неформальной профессиональной коммуникации;
- творческого (знания, умения и навыки человека, помогающие ему творить, выполнять продуктивную деятельность) – посредством индивидуальной и групповой подготовки образовательных продуктов (проектов учебных занятий, тематических ментальных карт, эссе, компетентностно-ориентированных заданий и т. д.),
- коммуникативного (формы, средства и объем коммуникации) – через вертикальное (преподаватель – слушатель) и горизонтальное (слушатель – слушатель) сетевое общение,
- эстетического (потребность в творческом самовыражении) – в процессе оформления и презентации образовательных результатов.
Бесспорно, что в организационном и научно-методическом обеспечении дистанционной формы переподготовки остаются нерешенные проблемы и аспекты для улучшения, например, эффективные виды обратной связи, способы стимулирования самостоятельной работы слушателей, оптимальное количество синхронного и асинхронного образовательного взаимодействия, объем и содержание самостоятельных и контрольных работ, ресурсные издержки на стороне профессорско-преподавательского состава и слушателей и др. Вместе с тем, преимущества данной формы получения образования как для заказчиков кадров (отсутствие дополнительных финансовых затрат, связанных с обучением работника), так и обучающихся (снятие временных, пространственных, бытовых и социальных детерминант, ограничивающих возможность обучения взрослого человека) несомненны.
Литература
- Вербицкий А.А. Контекстное образование в России и США: Монография. СПб, 2019. 314 с.
- Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]: приказ Министра образования Республики Беларусь, 13 мая 2021 г., № 366 // Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка. URL: https://clck.ru/34pkEJ (дата обращения: 27.06.2023).
- Крашенинников В.В., Подгурецкий Ю. Роль социальной коммуникации в подготовке педагогов профессионального образования педагога // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 2. С. 53–57.
- Торхова А.В. Профессионально-личностные потенциалы педагога // Народная асвета. 2005. № 7. С. 13–15.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 75
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 19
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1