Видео-ресурсы как средство формирования коммуникативной и межкультурной компетенции

37

Аннотация

Данная статья рассматривает эффективность использования видео-ресурсов сети Интернет при обучении английскому языку. Актуальность темы данной работы обусловлена распространяющейся компьютеризацией системы обучения, а также связана с необходимостью внедрения информационных технологий в образовательный процесс с целью повышения качества обучения. Теме внедрения информационных технологий, а в частности видео-ресурсов, в процесс обучения иностранному языку посвятили свои труды многие исследователи, однако теоретические источники по данной теме не рассматривают конкретные современные видео-ресурсы сети Интернет. Главными преимуществами использования видео-ресурсов на уроках английского языка являются: активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроке, работа над слухо-произносительными навыками, а также повторение и закрепление ранее изученного материала. Использование видеоматериалов в соответствии с целью урока и уровнем языка учеников приносит положительные результаты в обучении иностранному языку. Однако следует помнить, что самостоятельно изучить язык с помощью только видео-ресурсов невозможно, для этого обязательно требуются дополнительные источники получения знаний: занятия с преподавателем, изучение справочного материала. Рациональное и систематическое использование видеоматериалов на уроках ИЯ является необходимым условием для организации эффективного обучения.

Общая информация

Ключевые слова: видео , ИКТ, компьютеризация, обучение

Рубрика издания: Интеллектуальные технологии в гуманитарной сфере и образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Левшикова Е.В. Видео-ресурсы как средство формирования коммуникативной и межкультурной компетенции // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 336–348.

Полный текст

Введение

Цель исследования – выявить эффективность использования видео-ресурсов сети Интернет при обучении английскому языку.

Задачи исследования:

  1. определить цели и задачи использования видео-ресурсов на занятиях по иностранному языку (ИЯ);
  2. выявить преимущества и недостатки использования видео-ресурсов в обучении иностранному языку;
  3. представить типологию видео-ресурсов сети Интернет, используемых при обучении английскому языку;
  4. рассмотреть возможности использования учебных видео-ресурсов сети Интернет на уроках английского языка;
  5. представить рекомендации для преподавателей по использованию видео-ресурсов сети Интернет для обучения ИЯ.

Объектом исследования являются особенности обучения английскому языку с помощью видео-ресурсов сети Интернет.

Материалом исследования выступают видео-ресурсы и сайты, предназначенные для обучения английскому языку.

Использование информационно-коммуникационных технологий – это мировая тенденция современного образования. Согласно П.В. Сысоеву, «в методике обучения иностранному языку под информатиза­цией языкового образования понимается комплекс мер по обеспечению всего процесса обучения и овладения иностранным языком и культурой страны изучаемого языка, методологией, технологиями разработки новых учебных и учебно-методических материалов, методиками исполь­зования новых информационных и коммуникационных технологий в обучении, подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, способных широко использовать потенциал информационных технологий на практике в здоровье сберегающих условиях» [6]. Т.П. Леонтьева выделяет следующие принципы использования ИКТ: присутствие конкретной цели и способов её достижения; деление изучаемого материала на небольшие части и шаги; наличие оперативной обратной связи; особая организация учебного процесса, при которой учитель не только контролирует, управляет, но и оказывает помощь учащимся и др. [5].

Важным принципом обучения ИЯ считается приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка: большое значение имеют аутентичные материалы. О.И. Барменкова считает, что одной из приоритетных задач учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы [2]. Рациональное и систематическое использование видеоматериалов на уроках является необходимым условием для организации эффективного обучения иностранному языку. О.В. Кряхтунова рекомендует использовать видеоматериалы один раз в неделю или, по меньшей мере, один раз в две недели. Занятие с использованием видеоматериалов должно длиться от сорока пяти минут до одного часа. Предпочтительно использовать короткие видеозаписи: от тридцати секунд до пяти-семи минут. По мнению О.В. Кряхтуновой 4–5 минутные видеозаписи способны обеспечить напряженную работу группы в течение целого часа, поскольку видеоматериалы в своём большинстве обладают плотностью и насыщенностью информации. В силу этих особенностей целесообразно использовать короткие отрывки для интенсивного изучения [4].

В своем пособии «Методика работы с видеоматериалами в иностранной аудитории» О.В. Кряхтунова выделяет следующие основные цели использования видеоматериалов на уроках иностранного языка:

  1. введение и тренировка языкового материала в различных ситуациях общения;
  2. развитие умения устного общения;
  3. обучение иноязычной культуре и выявление межкультурных различий;
  4. развитие языковой догадки.

Использование видеоматериалов на уроках иностранного языка помогает решить следующие задачи: повысить мотивацию к обучению, активизировать деятельность учеников на уроке, организовать самостоятельную работу учащихся, улучшить качество знаний учащихся, интенсифицировать обучение. При правильно организованном педагогом занятии, видео-ресурсы способны помочь в решении учебных и образовательных задач.

Преимущества использования видео-ресурсов

  • аутентичные видеоматериалы позволяют ученикам слышать речь носителей языка, в которой отражается живая реальная действительность и особенности национальной культуры;
  • вызывают познавательный интерес обучающихся, готовность обсуждать проблемы, а значит, способствуют повышению их мотивации к изучению иностранного языка;
  • с использованием видеоматериалов активизируется речемыслительная деятельность учащихся на уроке;
  • реализуются дидактические принципы наглядности и прочности: яркое преподнесение материала обеспечивает его лучшее понимание, усвоение и запоминание;
  • актуализируется ранее изученный грамматический материал;
  • раскрывается творческий потенциал учеников;
  • видео-ресурсы помогают формировать и совершенствовать слухо-произносительные навыки [7].

Хотя использование современных информационных средств, в частности видео-ресурсов, при организации учебно-воспитательного процесса обладает рядом значительных преимуществ, но в то же время оно имеет свои определённые недостатки и проблемы:

  • снижение непосредственного влияния личности учителя;
  • длительная подготовка к уроку со стороны учителя, связанная с подбором ЭСО и созданием собственных ресурсов;
  • перегруженность урока демонстрациями при неправильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках;
  • компьютерные средства вpeдят здоровью, так как вызывают утомление, снижают зрение;
  • недостаточная обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием [8].

Методы

В процессе написания данной работы были использованы следующие методы исследования:

  1. анализ, синтез и обобщение теоретических источников и материала исследования;
  2. поиск и отбор сайтов с видеоматериалами в сети Интернет;
  3. сравнение различных групп видеоматериалов;
  4. опрос преподавателей и учителей английского языка.

Результаты

Согласно обобщению теоретических источников по теме исследования, было установлено, что в методической работе с видеоматериалами традиционно выделяют три основных этапа: подготовительный или преддемонстрационный, демонстрационный (непосредственная работа с видеоматериалом) и последемонстрационный этапы.

В процессе поиска и отбора сайтов с различными обучающими видео-ресурсами в сети Интернет, были выделены следующие группы видеоматериалов, специально предназначенных для обучения иностранному языку:

  1. учебное видео (видео-курсы, предназначенные для обучения ИЯ), состоят из удобных для работы коротких эпизодов и содержат сопровождающий их учебный материал.
  2. аутентичные материалы (художественные фильмы, телепрограммы, реклама). Они предназначены для носителей языка и предлагают большое разнообразие языка и речи.
  3. видео-материалы, разработанные самими преподавателями и учащимися, обеспечивающие более полную реализацию поставленной цели.

Видеоматериалы, относящиеся к первым двум категориям, широко используются в процессе обучения из-за доступности и меньшей сложности в использовании. Видеоматериалы, разработанные самостоятельно, могут решить большее количество задач, поставленных учителем, так как учитель сам выбирает фрагменты для съемки и может повлиять на сам процесс, направить его в нужном направлении. Для создания таких материалов необходимо много времени, тщательное планирование и наличие технического оборудования. Как и сюжеты, специально предназначенные для обучения иностранному языку, самостоятельно разработанные фрагменты отличаются искусственно созданной речевой ситуацией, поэтому использование аутентичных видеоматериалов является более эффективным в процессе развития коммуникативной компетенции учеников. В упражнении всегда есть цель, ему присуща организация, упражнение также должно быть направлено на совершенствование способов деятельности. Упражнение должно быть адекватным, т.е. формировать соответствующий навык, развивать умения, достигать поставленной цели видео-урока.

Сравнение и общая характеристика видео-ресурсов сети Интернет, которые могут быть использованы на уроке английского языка в качестве обучающего материала, приводится ниже в таблице. Сравнительный анализ видео-ресурсов для обучения английскому языку проводился относительно следующих критериев: аспект языка, вид речевой деятельности и уровень владения языком. Видеоматериалы, относящиеся к первым двум категориям, широко используются в процессе обучения из-за доступности и меньшей сложности в использовании. Видеоматериалы, разработанные самостоятельно, могут решить большее количество задач, поставленных учителем, так как учитель сам выбирает фрагменты для съемки и может повлиять на сам процесс, направить его в нужном направлении. Для создания таких материалов необходимо много времени, тщательное планирование и наличие технического оборудования. Как и сюжеты, специально предназначенные для обучения иностранному языку, самостоятельно разработанные фрагменты отличаются искусственно созданной речевой ситуацией, поэтому использование аутентичных видеоматериалов является более эффективным в процессе развития коммуникативной компетенции учеников.

Далее рассмотрим более подробно использование учебного видео в обучении английскому языку, а также ресурсы сети Интернет, предлагающие данный вид видеоматериалов, и упражнения, которые можно использовать в процессе обучения.

Наибольшее распространение в качестве учебного видео получили следующие виды видео-уроков по изучению английского языка:

  1. небольшие видео-фрагменты, непосредственно объясняющие то или иное грамматическое явление;
  2. англоязычные видео-разговорники, позволяющие в форме видео ознакомиться с основными фразами и правилами произношения, акцентируя внимание на введении нового лексического материала и на правильном произношении звуков, которые можно использовать в определённой ситуации. Видеофайлы разбиты на лексические темы.
  3. видео, объединяющие в себе первых два вида. Каждый видео-урок посвящён определённой лексической теме и обязательно сопровождается новым грамматическим материалом, делая акцент на его изучение и запоминание с целью дальнейшего использования.

Применение учебного видео на уроках английского языка:

  1. Преподавателю необходимо заранее приготовить оборудование для просмотра учениками видеофрагмента. Наличие Интернета прямо на уроке необязательно, так как данные видео уроки можно скачать на сайте www.youtube.com.
  2. Учитель подготавливает учеников к просмотру видеоматериала: сообщает тему, раздает задания.
  3. После просмотра видеофрагмента происходит групповое обсуждение грамматического материала, увиденного в ролике. Видеофайл следует просматривать несколько раз, чтобы ученики поняли не менее 80% процентов материала. Оставшиеся пробелы в осознании материала учителю стоит восполнить с помощью самостоятельного объяснения. Предпочтение в использовании отдаётся коротким материалам, от трёх до семи минут продолжительностью, чтобы не перегружать учеников новой информацией [1].
  4. Выполнение упражнений, которые учитель приготовил заранее.

Рассмотрим каждый вид видео-уроков в отдельности

Первый вид видео-уроков достаточно хорошо представлен на сайте twominenglish.com. Сайт наполнен небольшими видеофрагментами, в которых иностранные преподаватели в довольно простой и понятной форме объясняют различные грамматические явления, используя примеры. Все уроки представлены непродолжительными роликами, каждый из которых посвящён только одной небольшой грамматической теме. Подобные видео-уроки, объясняющие различные грамматические феномены английского языка, представлены также на сайтах:

  • learnamericanenglishonline.com;
  • engvid.com;
  • puzzle-english.com.

Второй вид видео-уроков представляет своеобразный англоязычный видео-разговорник. Все мы знакомы с печатными изданиями иноязычных разговорников, и этот вид видео-ресурсов представляет собой также по сути своеобразный англоязычный разговорник, только лексика представлена в мультимедийной форме. Данные видео-уроки позволяют ознакомиться с основными выражениями и популярными идиомами на определённую тему, а также с правилами артикуляции. Яркое и живое представление материала стимулирует учеников к запоминанию лексики, которая может пригодиться в различных жизненных ситуациях в англоязычной среде. Внимание учеников в процессе просмотра акцентируется на правильном произнесении звуков и на введении нового лексического материала, который можно использовать в определённых речевых ситуациях.

На сайте englishon-line.ru представлено большое количество непродолжительных видео-роликов, которые знакомят с разговорной лексикой английского языка, необходимой в различных ситуациях.

Подобные видео-уроки, обучающие английской лексике различной тематики, представлены также на сайтах:

  • englishcentral.com;
  • english03.ru;
  • puzzle-english.com;
  • real-english.com;
  • learnenglishfeelgood.com.

Третий вид – это видео-уроки, объединяющие в себе первых два вида. Каждый видео-урок посвящён определённой лексической теме и обязательно сопровождается новым грамматическим материалом, делая акцент на его изучение и запоминание с целью дальнейшего использования, поскольку учить грамматику без знания лексики и наоборот – не очень эффективно.

На сайте learnenglishteens.britishcouncil.org представлено огромное количество видеозаписей интервью и документальных видеороликов, рассказывающих буквально обо всём, начиная от истории Великобритании до такого хобби современной молодёжи как граффити.

Все видео сопровождаются субтитрами и, что особенно важно, темп речи в видеозаписях довольно размеренный. Это позволяет использовать видео-ресурсы данного сайта на уроках английского языка.

Типы упражнений после просмотра учебного видео:

  1. Имитационные (многократный просмотр и проговаривание предъявленных готовых форм и образцов);
  2. Дифференцировочные (для обучения языковым явлениям, смешиваемых в процессе общения)
    • упражнения по различению формы и структуры,
    • упражнения по различению значений,
    • упражнения по различению употребления языковых знаков в речи.
  3. Подстановочные (эффективны при овладении новой языковой формой);
  4. Трансформационные (эффективны для усвоения грамматических структур и повтора лексики);
  5. Вопросно-ответные упражнения [3].

В упражнении всегда есть цель, ему присуща организация, упражнение также должно быть направлено на совершенствование способов деятельности. Упражнение должно быть адекватным, т.е. формировать соответствующий навык, развивать умения, достигать поставленной цели видео-урока.

В процессе написания работы был проведен опрос преподавателей и учителей иностранного языка (N=100), на тему выбора видеоматериалов для проведения занятий. Результаты представлены в табл.

Таблица Результаты опроса «Какие видео-ресурсы выбирают преподаватели ИЯ»

Вопросы

Варианты ответов

Количество человек

1. Используете ли Вы видеоматериалы на своих занятиях?

Да, но редко

100

Нет, не использую

-

Да, использую часто.

-

2. Какую группу видеоматериалов Вы использовали на своих занятиях?

Учебное (обучающее) видео

64

Видео, созданное Вами, коллегами и/или учениками

10

Аутентичные видео

79

Другое

6

3. При обучении какому аспекту языка Вы использовали видео?

Грамматика

42

Фонетика/Произношение

42

Культура (Лингвострановедение)

67

Лексика

66

4. При обучении каким видам речевой деятельности Вы использовали видео?

Аудирование

90

Говорение

75

Чтение

8

Письмо

10

5. Для обучения иноязычному произношению с помощью видеоматериалов Вы предпочитаете

Учебное видео

60

Аутентичное видео

67

Видео, созданное лично преподавателем и/или учениками

1

6. Как часто Вы используете видеоматериалы?

На каждом занятии

18

Раз в неделю

45

Раз в месяц

37

7. Какова средняя продолжительность видеоматериала, используемого Вами на занятии?

Не более 10 минут

65

Не более 15-20 минут

20

Не более 30 минут

6

Все занятие

1

8. Как вы оцениваете по десятибалльной шкале эффективность использования видеоматериалов на занятии?

8-10

67

5-7

28

3-0

5

9. Каковы источники видеоматериалов, которые Вы используете?

Материалы авторитетных сайтов сети Интернет

64

Материалы сайта youtube

74

Видеоматериалы из пособий (УМК) (на диске)

51

Записываю учебное видео самостоятельно или с помощью учеников

8

Репетиторство

19

10. Если Вы использовали видеоматериалы сети Интернет, то укажите, пожалуйста, название сайта

Свободный ответ

engvid.com, sky news, cnn student news, http://www.ap.org/, YouTube

www.film-english.com,

www.learnenglishteens.britishcouncil.org/study-break/video-zone, english-cartoons.ru, euronews.com, techcrunch.com

11. Главным преимуществом использования видеоматериалов, считаю...

наглядность и аутентичность, визуализация материала, возможность демонстрировать вербальное поведение в контексте, вводить культурологический материал, повышает мотивацию и дает новую информацию о стране изучаемого языка

       

Результаты опроса позволяют утверждать, что:

  1. Аутентичные материалы пользуются наибольшей популярностью у преподавателей ИЯ, так как именно этой группе видеоматериалов отдают предпочтение большинство респондентов (79 из 100).
  2. Использование видео-ресурсов даёт положительные результаты при обучении всем аспектам языка, но в основном преподаватели используют видеоматериалы для обучения лексике (66 из 100) и лингвострановедческому аспекту ИЯ (67из 100).
  3. Преподаватели ИЯ считают обучение аудированию и говорению с помощью видеоматериалов наиболее перспективным (90 и 75 соответственно), в сравнении с остальными видами РД.
  4. Для обучения иноязычному произношению преподаватели выбирают учебные и аутентичные видеоматериалы. Они набрали примерно одинаковое количество голосов (60 и 67 соответственно).
  5. Большинство преподавателей (45 из 100) указали в опросе, что используют видеоматериалы на занятии примерно раз в неделю.
  6. Предпочтение на уроке ИЯ отдаётся небольшим видео, средняя продолжительность которых составляет не более 10 минут (65 человек).
  7. Большинство преподавателей (67 из 100) довольны результатами использования видео-ресурсов на уроке ИЯ и оценили их эффективность на занятии достаточно высоко, т.е. от 8 до 10 баллов.
  8. В сети Интернет представлено огромное количество сайтов с видео-ресурсами, обучающими ИЯ. Чаще всего респонденты указывали, что используют следующие сайты на своих занятиях:
    • youtube.com;
    • britishcouncil.org;
    • engvid.com;
    • bbc.co.uk.
  9. Преподаватели считают основными преимуществами использования видеоматериалов в процессе обучения ИЯ следующие:
    • наглядность представления;
    • аутентичность материалов;
    • повышение учебной мотивации обучаемых.

Обсуждение

Таким образом, исследовав теоретический материал по использованию видеоматериалов на уроках ИЯ, а также внимательно изучив результаты опроса, был составлен список методических рекомендаций для преподавателей по использованию видеоматериалов на уроках английского языка:

  1. Для обучения лексическому и лингвострановедческому аспекту ИЯ предпочтительнее использовать аутентичные видеоматериалы.
  2. На одном занятии необходимо использовать видеоматериал, который раскрывает в полной мере только одну тему. Избыток информации снижает мотивацию учеников.
  3. Для обучения иноязычному произношению следует выбирать учебное и аутентичное видео.
  4. Для закрепления новой лексики и нового грамматического материала рекомендуется просматривать видеоматериал несколько раз и представлять упражнения к выполнению на последемонстрационном этапе.
  5. Оптимальная частота использования видеоматериалов на уроках ИЯ – не более одного раза в неделю.
  6. Предпочтение на уроке ИЯ необходимо отдавать небольшим видео, средняя продолжительность которых составляет не более 10 минут, поскольку требуется время на закрепление и контроль изученного материала.
  7. При отборе материала для урока необходимо, прежде всего, ориентироваться на общий уровень владения языком среди учеников.
  8. Наличие видеоматериала на уроке не исключает устного объяснения материала и комментариев со стороны учителя. Видео выступает, скорее, в качестве дополнительного источника обучения на уроке.

Литература

  1. Андреева Н.В. Компьютерные технологии в обучении иностранному языку. Калининград: Издательство Калинингр. гос. ун-та, 2002. 101 c.
  2. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // «Иностранные языки в школе». 1999. №3. C. 20–25.
  3. Дубровская Е.В. Методика преподавания иностранных языков// Электронное учебно-методическое пособие для студентов 4–5 курсов специальности «Современные иностранные языки». Минск: БГУ, 2014. 142 c.
  4. Кряхтунова О.В. Методика работы с видеоматериалами в иностранной аудитории / О.В. Кряхтунова. Астрахань: АГТУ, 2011. 136 c.
  5. Леонтьева Т.П. Нетрадиционные методы обучения иностранным языкам в вузе. Сборник «Материалы Республиканской конференции». Минск: ТетраСистемс, 1995. C. 61–74.
  6. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Вестник Московского Государственного Гуманитарного Университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2013. №4. С. 83–95.
  7. Федорова Л.М., Рязанцева Т.И. Современные теории и методики обучения иностранным языкам. Москва: Изд-во «Экзамен», 2004. 320 c.
  8. Шестаков С.А. Цифровые образовательные ресурсы и их использование в практике средней школы // ito.edu.ru [Электронный ресурс]. 2006. Режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/VII/VII-0-6028.html. Дата доступа: 20.03.2016.

Информация об авторах

Левшикова Екатерина Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры компьютерной лингвистики и лингводидактики, Белорусский государственный университет (БГУ, ФСК), Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5638-9217, e-mail: ekaterinakhomtsova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 110
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 37
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7