Цифровизация общества и будущее образования в представлении курсанта военного вуза

32

Аннотация

В статье представлен анализ существующих представлений обучающихся о внедрении цифровых продуктов в общество в целом и систему образования в частности. Автор полагает, что формирование собирательного образа «цифровизации» с точки зрения обучающегося важно для определения образовательных стратегий в части внедрения элементов цифрового обучения в практику и определения перспективной работы по адаптации первокурсников в образовательно-профессиональном пространстве вуза. В статье приведены данные опроса обучающихся Омского автобронетанкового инженерного института (ОАБИИ). Первым шагом в исследовании было проведение анализа теоретических исследований, направленного на выявление методологических оснований формирования обучения в цифровой среде. На этапе проведения эксперимента выполнено анкетирование с использованием авторского опросника, ориентированного на выявление когнитивного, аффективного и конативного компонентов цифровой культуры первокурсников. Значение проведённого исследования носит диагностический характер с последующим проектированием психолого-педагогического портрета первокурсника, характеризующем его готовность к обучению в условиях цифровой информационно-образовательной среды вуза, выработкой методических рекомендаций по адаптации и коррекции цифровой и информационной грамотности курсантов. Материал статьи может представлять интерес магистрантов и аспирантов психологических и педагогических специальностей, а также преподавателей вузов, стремящихся к созданию авторских методик обучения с использованием цифровых дидактических средств.

Общая информация

Ключевые слова: цифровое образование, цифровая трансформация, образовательное пространство, военное образование, психолого-педагогический эксперимент

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Селезнева О.В. Цифровизация общества и будущее образования в представлении курсанта военного вуза // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 795–800.

Полный текст

Введение

Появление и тотальное распространение цифровых продуктов техносферы стимулирует увеличение доли цифровых ресурсов в области образования [1; 2; 8]. Одним из самых актуальных вопросов является разработка структуры электронной информационно-образовательной среды, наполнение ее электронными информационными и образовательными ресурсами, включение их в электронные библиотечные системы и т.д. Активно ведется адаптация и модернизация традиционных методик преподавания, а также разработка новых методических подходов [5-7; 9]: создание референциальных текстов электронных образовательных ресурсов, «книгофикация» образовательных блогов, воспитание «когнитивных наставников» в компьютерной среде обучения и т.д. Цифровизация с позиции преподавателя и разработчика порой осуществляется исходя из представлений об идеальном конечном продукте, который задан рядом внешних и внутренних нормативных документов. Но за общими требования всегда стоит «Обучающийся» с его особенностями, мнением, уровнем обученности и т.д. Чтобы продукт цифровизации был не только модным, единым и просто соответствующим всем требованиям руководящих документов, важно взглянуть на него с позиции того, для кого создается цифровая образовательная среда, цифровые средства обучения, узнать мнение, позицию, отношение, готовность следовать инновационным процессам в образовании.

Методы исследования

Материалы для диагностики построены, исходя из убеждений о том, что цифровое поведение представляет целостную систему действий, связанных с особенностями коммуникативной, когнитивной, мотивационной и эмоциональной сфер человека.

В 2022 году методом анонимного анкетирования проведено исследование представлений обучающихся 1 курса о цифровизации общества в целом и системы образования в частности. Всего опрошено 178 курсантов Омского автобронетанкового инженерного института (ОАБИИ) в возрасте от 18 до 27 лет. С курсантами проведен инструктаж, доведена цель опроса – создать собирательный образ «цифровизации» с точки зрения обучающегося для определения образовательных стратегий в части внедрения элементов цифрового обучения в практику и определения перспективной работы по адаптации обучающихся в образовательно-профессиональном пространстве в условиях цифровой трансформации общества.

Обучающимся было предложено выполнить 9 заданий: 1–5 задания на ассоциацию; 6, 7 задания на прогнозирование; 8 задание на оценку своего отношения; 9 задание на воспроизведение образовательного опыта.

При оценке результатов опроса во внимание принимался оценочный характер суждения, комментарии к ответу, указывающие на собственные наблюдения респондентов и прогностическую позицию. Ответы группировались по сходству оценки (положительная, отрицательная, нейтральная), представлению о теме исследования (процесс, объект), опыту взаимодействия в цифровой среде (наличие или отсутствие), глубине проникновения в тему (ответы основаны на собственном опыте; ответы основаны на собственном опыте, с элементами оценки и прогноза; только оценка и прогноз; непонимание предмета опроса).

Результаты и обсуждение

Среднестатистический обучающийся 1 курса ОАБИИ осведомлен о процессах цифровизации общества в большей степени как пользователь гаджетов (смартфон, планшет), зарегистрированный в социальных сетях и использующий поисковые сервисы в сети Интернет как в обучающих, так и в развлекательных целях. Имеют опыт дистанционного обучения не большой, но достаточный для оценки роли не просто электронного формата подачи материала (текст учебника в формате .pdf), а электронного учебника с комплексом дидактических и оценочных средств (презентациями и видеоматериалами, с текстом лекций, заданиями для практических занятий, тестами для самоконтроля). Считает, что цифровизация общества – важная веха цивилизационного развития, призванная сделать жизнь человека удобной и простой, а блага – доступнее. Ненормируемый поток информации в большинстве случаев оценивает, как возможность пребывания на некотором продвинутом уровне жизни. Отмечает, что большой объем транслируемой информации делает образование доступным, быстрым, качественным, соответствующим духу времени. В ряде ответов использование термина «знания» подразумевает некий объем информации (цифровизация – удобный способ получения знаний). Убежден, что получение образования должно проходить просто, легко, без усилий; получить образование – означает усвоить ряд правил; нужная информация всегда доступна; сложный анализ – удел «компьютеров» и «специализированных программ».

При этом робко звучит опасение, что цифровые технологии сделают человека беспомощным сначала в выполнении профессиональных обязанностей, а после – в быту; использование гаджетов негативно отражается на зрении, психике, осанке человека.

Появляется осознание, что новый формат отношения «человек – техника – окружающая среда» требует элементарной информационно-цифровой грамотности.

Анализ полученных ответов послужил основанием для генерирования перечня индивидуально-психологических качеств среднестатистического первокурсника ОАБИИ:

  • индивидуальная безучастность на фоне глобальных социально-экономических процессов;
  • желание удовлетворять свои потребности максимально эффективно и максимально комфортным способом, при этом воспринимает работу с гаджетами как часть функционирования жизненного пространства;
  • настрой на практико-ориентированное обучение комплексным способам решения профессиональных задач с использованием универсальных «средств, решения всех проблем»;
  • клиповое мышление, гранулированное потребление информации;
  • склонность к критической (хотя зачастую необоснованной конкретными фактами, аргументами, примерами) оценке того, с чем непосредственно соприкасается в жизнедеятельности и в процессе обучения;
  • оценка риска и прогнозирование ситуации ставят в тупик.

Приведенный перечень в целом соответствует характеристикам, молодого человека современного поколения [3; 4; 6; 7].

Возможно, что полученный в ходе опроса образ нельзя однозначно применить к любому участнику опроса, также, как и нельзя ожидать подобного собирательного образа при опросе обучающихся другого курса обучения или другого вуза. Но полученные результаты имеют частную психолого-педагогическую ценность, поскольку позволяют разработать «стратегию» использования организационно-педагогических возможностей вуза при обучении определенных групп, принявших участие в опросе [9].

Перспективным направлением исследования является составление собирательного образа обучающегося вуза с учетом специальности и направления подготовки.

Литература

  1. Боэн У. Высшее образование в цифровую эпоху. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 224 с.
  2. Ваганова О.И., Попкова А.А., Степина Н.В., Максимова К.А. Цифровизация как ведущая тенденция развития современного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 2 (31). С. 146-148. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0037.
  3. Захарова В.А. Студенты поколения Z: реальность и будущее // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 4. С. 47-55. DOI: 10.17805/trudy.2019.4.5.
  4. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6.
  5. Моисеева Л.В., Селезнева О.В. Перспективные направления экологизации образовательно-профессионального пространства вуза в условиях цифровой трансформации социума // «Анализ учебных программ в контексте развития «зеленых» учебных заведений»: Сборник матер. межд. науч.-метод. семин. Астана, 28 октября, 2022 г. Астана: типография ИП «Булатов А.Ж.». 2022. С. 19-23.
  6. Навигатор по цифровому образованию / Аксель Кроммер, Мартин Линднер, Деян Михайлович, Йоран Муусс-Мерхольц, Филипп Вампфлер (при участии Лизы Розы и Катрин Пассиг). Москва: Издательство АСТ, 2021. 320 с.
  7. Селезнева О.В., Кузнецова Н.С. Когнитивная визуализация как способ активизации учебно-познавательной деятельности при работе с электронным учебником // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Том 14. № 4. С. 128-134. DOI:10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.16.
  8. Шестакова И.Г. Новая роль технологической составляющей в социальной реальности эпохи цифрового транзита // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2022. № 38(2). С. 242-253. DOI:10.21638/spbu17.2022.208.
  9. Химченко С.Е., Герасимов М.В. Цифровизация учебного процесса в высшей школе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 11-1. С. 107-110. DOI 10.23672/d4291-3790-4311-w

Информация об авторах

Селезнева Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин, Филиал ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения, имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны РФ в г. Омске (ФГКВОУ ВО ВА МТО), Россия, e-mail: olsel55@ya.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 85
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 32
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2