Многофункциональное образовательное пространство «Поляна активности» как элемент комплексной групповой работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

58

Аннотация

Актуальность и цель. Применение в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) есте­ственных природных условий и учет их специфики может обеспечить решение таких задач как физическое и социальное развитие, включение во взаимодействие с детьми и взрослыми, повышение комфорта пребывания в образовательной организации. Цель настоящей работы — анализ промежуточных результатов применения комплексной коррекционной работы педагогов в рамках многофункционального образовательного простран­ства «Поляна активности».

Методы и методики. Комплексная коррекционная работа в рамках пространства «Поляна активности» про­водилась на базе детского сада № 133 города Тюмени. С 2019 по 2023 год в проекте принимали участие 53 ре­бенка с РАС, из них 74% детей имели задержку психического развития, 10% — интеллектуальные нарушения. С целью промежуточной оценки результатов работы использовались следующие методы: Индивидуальное психолого-педагогическое обследование для детей с расстройствами аутистического спектра PEP-3, метод на­блюдения, анкетирование родителей.

Результаты. В ходе применения комплексной коррекционной работы в 92% случаев наблюдается незначи­тельная положительная динамика, а в 8% случаев более выраженная положительная динамика в развитии психических функций, социально приемлемых форм поведения, а также в физическом развитии детей. По результатам наблюдений и анкетирования родителей, отмечается, что у детей появился интерес к объектам со­вместной деятельности с педагогами и другими детьми, снизилась тревожность вне помещения группы, повы­силась самостоятельность в выборе вида деятельности, включенность в совместную деятельность. Отмечается уменьшение количества и силы проявления негативных реакций.

Выводы. Планируется включение «Поляны активности» в систему комплексного сопровождения семей, вос­питывающих детей раннего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья из различных нозологических групп. С целью проведения дальнейших исследований планируется разработка системы оцен­ки эффективности применения педагогических технологий.

Общая информация

Ключевые слова: коррекционное образование, расстройства аутистического спектра, образовательное пространство, социокультурная интеграция, междисциплинарная команда

Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210205

Благодарности. Авторы благодарят ведущего научного сотрудника Центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной служ¬бы при Президенте Российской Федерации, кандидата биологических наук, доцента Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования С.А. Морозова за научно-методическое сопровождение апробации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра.

Получена: 21.04.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Хабарова С.Н., Есаулкова И.Л. Многофункциональное образовательное пространство «Поляна активности» как элемент комплексной групповой работы с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 2. С. 34–41. DOI: 10.17759/autdd.2023210205

Полный текст

Введение
Характерные для детей с РАС дисгармоничное развитие психофизической сферы, проблемы комму­никации, а также нарушения поведения [6; 7; 8; 9; 12; 15] ведут к необходимости дозированно и постепенно расширять образовательное пространство, вводить в окружение новизну, способствуя генерализации полученных навыков и формированию жизненных компетенций и личного опыта. Один из способов формирования жизненных компетенций, описанный Д.Б. Элькониным, — создание «ситуаций включения», стимулирующих активную деятельность ребенка в за­данном направлении [16]. Концепция многофункци­онального образовательного пространства «Поляна активности», предлагаемая педагогами детского сада № 133 города Тюмени, основана на культурно-исто­рическом подходе развития личности, предложенном Л.С. Выготским, и теории развития физического ин­теллекта Н.А. Бернштейна [1; 3]. Включение детей в совместную деятельность, организация их двигатель­ной активности играют значительную роль при фор­мировании у детей с РАС жизненных компетенций, в процессе социальной адаптации.
Детский сад № 133 города Тюмень реализует адаптированные основные образовательные програм­мы дошкольного образования для детей с расстрой­ствами аутистического спектра (РАС), задержкой психического развития (ЗПР) и интеллектуальными нарушениями. С 2018 по 2020 год детский сад являл­ся площадкой по апробации адаптированной основ­ной образовательной программы дошкольного обра­зования для детей с расстройствами аутистического спектра [11]. В 2019 году в саду открыта ресурсная группа для дошкольников с аутизмом, специалисты и педагоги проводят работу по созданию и применению многофункционального образовательного простран­ства «Поляна активности».
Цель комплексной коррекционной работы педаго­гов в многофункциональном пространстве «Поляна активности» — повысить эффективность процессов коммуникации и социальной адаптации детей с РАС, имеющих ментальные нарушения.
Методы
В проекте участвуют 53 ребенка с расстройствами аутистического спектра. С 2019 по май 2023 года в до­школьном учреждении проведена комплексная кор­рекционная работа с группами детей с РАС, имею­щих индивидуальные психофизические особенности, сочетающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) или интеллектуальными нарушениями (ум­ственной отсталостью (УО)).
В процессе коррекционной работы с детьми до­школьного учреждения используются индивидуаль­ное психолого-педагогическое обследование для де­тей с расстройствами аутистического спектра PEP-3 (Psychoeducational Profile, Third Edition) [19], метод наблюдения, анкетирование родителей. При подготов­ке к работе специалисты выявляют уровень развития психических функций, специфические формы пове­дения, характерные для детей с аутизмом, и определя­ют потенциальные возможности детей. На основании полученных индивидуальных результатов (профиля развития) специалисты разрабатывают комплексный план работы с детьми на «Поляне активности».
Концепция многофункционального образовательного пространства «Поляна активности»
Познание детьми природного окружения начина­ется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Не выходя за территорию дет­ского сада, дети попадают в лес. Ежедневно, в тече­ние года они наблюдают за изменениями в природе, играют, выполняют посильные трудовые поручения. Тень от высоких кленов, лип, тополей создает ком­фортные условия для летних прогулок и занятий. Весной дети наблюдают за пробуждением природы, цветением яблонь, сирени, акаций и цветов, слушают пение птиц; осенью помогают расчищать дорожки от листвы, а зимой водят хороводы у елок и сосен.
Создание коллективного творческого проекта «Поляна активности» и деятельность педагогов и ад­министрации детского сада описаны в 2021 году [10].
Территория детского сада похожа на небольшой лесной массив. Природные условия «Поляны актив­ности» расширяют и обогащают коррекционно-об­разовательную среду, варьируют образовательные и социальные ситуации для развития, коррекции и ре­абилитации детей с расстройствами аутистического спектра [4; 13].
Образовательное пространство «Поляна актив­ности» имеет множество назначений: многофункцио­нальность, динамичность, вариативность, природосо­образность и др. На «Поляне активности» определены трансформируемые игровые площадки для детской активности, имеющие развивающие, познавательные, эстетические и оздоровительные функции.
 
Рис. Многофункциональное образовательное пространство «Поляна активности»
Паспорт «Поляны» информирует о виде деятель­ности в каждой зоне, помогая педагогам спланиро­вать передвижение детей и эффективно сочетать разные виды деятельности для решения конкретных коррекционных задач. Схема помогает детям ориен­тироваться, развивать пространственное восприятие. Пространство разделено на 6 зон: «Зона разминки», «Зона общения», «Зоны развития крупной и мел­кой моторики», «Сенсорная зона» и «Фольклорная зона». На площадках «Поляны» в естественных при­родных условиях педагоги развивают у детей двига­тельные навыки и физические качества (прыгучесть, меткость, ловкость, гибкость, силу, координацию движений и баланс); укрепляют нервную систему де­тей, дыхательную систему; поддерживают и развива­ют познавательный интерес, мышление; расширяют социальный опыт.
Зонирование открытого пространства на «Поля­не» позволяет педагогам организовывать игры и со­вместную деятельность в безопасном и комфортном для особых детей образовательном пространстве. В процессе активной деятельности педагоги прово­дят наблюдение за детьми по ключевым критериям: активность, поведение, моторика и адаптация.
Групповая коррекционно-развивающая деятельность на «Поляне активности»
С 2019 по май 2023 года в дошкольном учреждении проведена комплексная коррекционная работа с груп­пами детей с расстройствами аутистического спектра, имеющих индивидуальные психофизиологические осо­бенности, сочетающиеся с задержкой психического раз­вития или интеллектуальными нарушениями (умствен­ной отсталостью). В ходе групповой коррекционной работы на «Поляне активности» за детьми контрольной группы проводилось наблюдение. Из участвующих в проекте 53 детей с расстройствами аутистического спек­тра есть дети и с задержкой психического развития — 74%, и с интеллектуальными нарушениями — 10%.
Коррекционная психолого-педагогическая работа с детьми с РАС (в сочетании с ЗПР, УО) направлена на формирование произвольного поведения, разви­тие произвольного внимания и речи.
Задачи коррекционной работы специалистов были определены содержанием индивидуальных коррекци­онных образовательных маршрутов детей.
Педагоги активно используют прием визуали­зации, составляя схемы, символы, индивидуальное расписание [14]. В ходе занятий и игр используются природные ресурсы для развития личности детей, для психического развития. Организация образователь­ного процесса на свежем воздухе в течение всего года позволяет решать множество задач: легче проходит процесс социализации, активизируются интеллекту­альные процессы и физическое развитие, обогаща­ется сенсорный опыт детей, открытое пространство стимулирует детей к движению, к самостоятельно­сти. В ходе игр, выполнения заданий дети взаимо­действуют со сверстниками и взрослыми. С учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, его умений и способностей педагоги подбирают вариант задания и степень сложности [2; 5; 17]. Занятия на «Поляне активности» проводятся в одной и той же последовательности, чтобы дети заранее знали, что сейчас происходит и что планируется. На «Поляне» нанесена яркая разноцветная разметка, навигация, что структурирует пространство, помогает детям ориентироваться, найти свое место, определять тра­екторию движений для ходьбы и прыжков. Для всех детей группы начало и завершение общего занятия на «Поляне активности» происходит одновременно, в «Зоне разминки».
Для активизации детей при выполнении основных видов движений и развития физических качеств в «Зоне крупной моторики» размещены искусственные неровности, пеньки, кочки. Главный способ передви­жения детей — ходьба — даёт успокаивающие сенсор­ ные ощущения. Изменение темпа, ритма, скорости и направления ходьбы позволяют одновременно трени­ровать мышцы, активизировать ребенка и улучшать у него настроение. Для небольшого туристического похода созданы безопасные полоса препятствий, ка­натная переправа между деревьями, тропа здоровья, мостики различной высоты. Летом организуются по­ходы с установкой палатки и завтраком: дети угоща­ются «полевой кашей».
В «Зоне мелкой моторики» дети выполняют упражнения и задания на развитие тактильных ощу­щений. Сбор шишек, камешков, шаров, игра в песке активизируют движения пальцев и рук. Дети выпол­няют разнообразные задания и упражнения с опорой на все сохранные анализаторы. Такие занятия по­могают раскрыть компенсаторные возможности де­тей. В зимний период на «Поляне» дети устраивают тоннели, передвигаются в глубоком снегу в валенках большего, чем нужно, размера для усложнения зада­ния и улучшения координации движений. Сенсорно- динамическая площадка с безопасными качелями, канатным мостиком не только радует детей, но еще и стимулирует у них развитие вестибулярного аппара­та, сенсомоторную координацию, умение управлять своим телом. На этой площадке дети могут узнать о новых жизненных ситуациях, знакомятся с правила­ми безопасного поведения.
«Сенсорная зона» дополняет «Зону мелкой мото­рики». Благодаря ресурсам природы активизируется процесс целостного восприятия объектов и явлений окружающего мира. Детям с особыми образователь­ными потребностями важно развивать чувство рит­ма, предлагая им повторять ритмический рисунок, экспериментировать. На музыкальной площадке пе­дагоги разместили «орган» из водопроводных труб, волшебные звонкие трубочки, колокольчики и удар­ную установку из кастрюль и прочей кухонной посу­ды. Каждый предмет издает свой особый звук, если постучать по нему ложкой, деревянной палочкой или рукой. Педагоги подобрали простую перкуссию для развития у детей чувства ритма, для музыкального творчества. Дети с аутизмом пробуют все, что изда­ет какой-либо шум, сначала робко ударяют по пред­метам, улавливают разное звучание, становятся сме­лее в действиях. Они выбирают любимый звучащий предмет и извлекают звуки разной силы, высоты и громкости, испытывая радость.
Вся территория «Поляны активности» пред­ставляет единую «Зону общения». Зонирование сти­мулирует к взаимодействию друг с другом в парах и в группе, позволяет обеспечить детям частичное включение в деятельность, быть рядом, а затем, в нужный момент, включиться в общую деятельность. На свободном пространстве лужайки педагоги пред­лагают детям упражнения на расслабление, орга­низуют с детьми и родителями хороводные игры, которые объединяют всех в круг, учат взаимодей­ствовать. Народные хороводные игры и танцы по­могают в формировании у детей коммуникативных навыков, задают общий четкий ритм, позволяют раз­вивать внутренний контроль, дают ребенку внеш­нюю опору, поддержку и спокойствие. Элементы народного костюма дополняют образ, перевоплоща­ют и успокаивают детей, помогают им почувство­вать красоту. Выполняя совместные действия, дети учатся ощущать поддержку и лучше понимать друг друга. Простые повторяющиеся движения хоровод­ных игр формируют произвольность действий, вни­мания, памяти. Выполнение хороводных движений объединяет все уровни деятельности: мотивацию, ощущение, действие (движение), контроль, эмоцио­нальный заряд, позволяют получать удовлетворение от результата.
В «Фольклорной зоне» созданы условия, прибли­женные к деревенскому быту. Дети знакомятся с на­родными традициями, особенностями быта и твор­чества российского народа. На импровизированном подворье размещены сено, солома, имитация колодца, где можно крутить ворот и черпать воду, выполнять простые трудовые поручения. В летних посиделках на сене дети со взрослыми подпевают народным пес­ням, там же изготавливают соломенных кукол, дела­ют аппликации из соломы. Они настраиваются на по­зитивное восприятие окружающего мира.
Специалисты отмечают изменения в социальном взаимодействии, увеличение, времени концентра­ции внимания на происходящем улучшение зри­тельного контакта и восприятия, снижение числа тревожных проявлений вне помещений группы. По­вышается самостоятельность детей в выполнении упражнений, соблюдении правил игр. Снижается степень помощи взрослого от полной физической до частичной вербальной или визуальной. Отмечается повышение речевой активности. Успешно приме­няется моделирование ситуации в работе с детьми. Большие деревья и кустарники дают возможность детям с низким уровнем взаимодействия, дезадап­тивным поведением быть сначала наблюдателями, постепенно включиться в совместные групповые подвижные игры и игры малой подвижности, хоро­водные практики. По результатам «Опросника роди­телей», отмечается незначительная положительная динамика навыков самообслуживания, улучшение поведения. Родители с детьми с РАС являются ак­тивными участниками праздников и развлечений, где совместно с педагогами знакомят детей с на­родными традициями и обрядами: «Украинский ди­дух», «Прилет серой вороны», «Масленица», «Зави­вание березки», «Осенняя ярмарка».
Результаты
Для определения эффективности и оценки ожи­даемых результатов используются следующие крите­рии развития детей: проявление интереса к объектам, личности педагога и другим детям; развитие мото­рики — крупной и мелкой; способность к подража­нию, выполнению по показу; поведение и социальная адаптация детей с РАС.
Полученные результаты в ходе тестирования детей 5—6 лет с расстройствами аутистического спектра выявили неравномерность исследуемых функций и навыков, значительное отставание от возрастных требований, серьезные проблемы пове­дения и социального взаимодействия. В контроль­ную группу были включены дети с РАС, у которых выявлен низкий уровень развития коммуникатив­ных навыков, общей и тонкой моторики и слабая способность к зрительно-двигательному подража­нию, у которых отмечаются аффективные проявле­ния, низкий уровень социального взаимодействия и дезадаптивное поведение.
Результатом проведенной работы специалистов можно считать слабо положительную динамику в развитии психических функций, моторики, соци­ально приемлемых форм поведения детей (92%) и положительную динамику у 8% детей. У 100% детей выявлен потенциал развития, незначительная поло­жительная динамика психологического возраста де­тей по всем показателям. В результате систематиче­ской комплексной работы специалистов на «Поляне активности» у детей появился интерес к объектам, совместной деятельности с педагогами и другими детьми. Снизилась тревожность детей вне помеще­ния группы, повысилась самостоятельность в выборе вида деятельности, включенность в совместную дея­тельность как со взрослыми, так и с детьми. Умень­шилось количество и сила проявления негативных реакций. Выполнение детьми посильных трудовых поручений, например, полив цветов, уборка листьев, повышают у детей самостоятельность.
Практика показала, что пребывание на природе, организация образовательной деятельности на све­жем воздухе совместно с родителями способствует снижению тревожности, дает развитие социальных контактов и гармонизации детско-родительских от­ношений. Педагоги отмечают поддержку родителей в решении коррекционных задач. Игровые задания и упражнения используются родителями во время прогулки по «Поляне». В свободной деятельности дети проявляют самостоятельность, выполняют действия, опираясь на опыт, полученный в совмест­ной деятельности с педагогом. Вовлечение родите­лей позволяет эффективно закреплять в повседнев­ной жизни полученные навыки, нормы поведения в конкретной ситуации.
В дальнейшем педагоги планируют расширять и наполнять образовательное пространство «Поляны активности» новыми объектами. Для проведения дальнейших исследований о влиянии возможностей общения с природой на развитие детей с аутизмом планируется разработать систему оценки эффектив­ности применения педагогических технологий.
Также педагоги ДОУ планируют изучить и при­менить в работе с родителями, воспитывающими де­тей с аутизмом, опросник Вайнленд VABS (Vineland Adaptive Behavior Scale) [18]. Данный опросник позволит количественно и графически определить профили детей по четырем областям и будет допол­нением к действующему диагностическому инстру­ментарию.
Заключение
Уникальность и самобытность «Поляны актив­ности» — в возможности предоставить детям без­опасные и комфортные условия для воспитания и обучения, расширения сенсорного и социального опыта, кругозора. Возможности многофункцио­нального образовательного пространства успешно используются для развития и активизации разных видов деятельности у детей. Эффективные страте­гии активного взаимодействия, ситуации включе­ния в общую деятельность помогают детям с РАС адаптироваться к различным ситуациям, воспри­ятию нового события, смене заданий и игр. Уча­стие в совместной деятельности, удовольствие от групповых игр и любых других занятий приносит детям радость. Структурирование деятельности и мотивация детей на прогулке обеспечиваются через визуальные подсказки и расписание, привычную повторяющуюся деятельность, успокаивающие сен­сорные ощущения. Дети получают подкрепление своего положительного поведения, посильно вклю­чаются в деятельность группы.
Опыт работы педагогов на «Поляне активности» и отзывы родителей детей — участников проекта слу­жат подтверждением того, что проект обеспечивает комплексную коррекционную работу. Описанная си­стема работы не имеет противопоказаний, она опира­ется на доступную двигательную активность детей во время совместных игр на свежем воздухе, без допол­нительных физических усилий и психологических нагрузок, что позволяет расширить образовательное пространство, включать в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.
Специалисты дошкольного учреждения № 133 Тю­мени планируют дальнейшее развитие проекта коррек­ционно-развивающей работы на «Поляне активности» в рамках Службы ранней помощи. Для проведения более качественных замеров эффективности работы с семьями детей раннего возраста методическая служба ДОУ планирует подобрать инструментарий. Новый этап развития проекта «Поляна активности» — ком­плексное сопровождение семей, воспитывающих де­тей раннего дошкольного возраста с особыми образо­вательными потребностями. Планируется оказание квалифицированной консультационной помощи ро­дителям, воспитывающим детей с ограничениями здо­ровья различных нозологических групп.

Литература

  1. Бернштейн Н.А. Развитие координации в раннем онтогенезе // Физиология движений и активность. Москва: Наука, 1990. С. 309—326. ISBN 5-02-005234-5.
  2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8—14.
  3. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: Смысл: Эксмо, 2005. 1136 с. ISBN 5-699-13728-9.
  4. Грандин Т., Эдельсон С.М. «Если вы не откроете детям мир, они ничем не заинтересуются»: Интервью с Темпл Грандин // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 3. С. 64—67. DOI:10.17759/autdd.2020180307
  5. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. 2-е изд. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. 272 с. ISBN 978-5-91743-064-5.
  6. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью / Довбня С. и др. Санкт-Петербург: Сеанс, 2018. 202 с. ISBN 978-5-905669-37-8.
  7. Как помочь дошкольнику с расстройствами аутистического спектра: Опыт специалистов служб раннего вмешательства Фонда «Обнажённые сердца». [Нижний Новгород], 2020. 149 с. ISBN 978-5-6042934-0-9.
  8. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. Москва: Просвещение, 1989. 92 с. ISBN 5-09-001264-4.
  9. Морозов С.А, Морозова С.С., Морозова Т.И. Некоторые проблемы инклюзии при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 1. С. 51—61. DOI:10.17759/autdd.2020180106
  10. Окунева Е.А. Использование ресурсов природы в инклюзивном пространстве ДОУ для детей с расстройством аутистического спектра: Образовательный проект [Электронный ресурс] / Детский сад № 133 г. Тюмени. Тюмень, 2020. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/08/31/obrazovatelnyy-proekt-ispolzovanie-resursov-prirody-v-inklyuzivnom (дата обращения: 25.06.2023).
  11. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / Министерство Просвещения Российской Федерации. Москва, 2022. 124 с. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia-detei-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta-s-rasstroistvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 25.06.2023).
  12. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: Методическое пособие / под общ. ред. Хаустова А.В. Москва: ФРЦ МГППУ, 2016. 125 с. ISBN 978-5-94051-118-2.
  13. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Информ.-изд. отд. Екатеринбургской епархии, 2010. 260 с. ISBN 978-5-903971-08-4.
  14. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS). Москва: Теревинф, 2011. 396 с. ISBN 978-5-4212-0026-0.
  15. Хаустов А.В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 2. С. 3—12. DOI:10.17759/autdd.2016140201
  16. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. 267 с.
  17. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком: установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. Москва: Теревинф, 2004. 136 с.
  18. Carter A.S., Volkmar F.R., Sparrow S.S. et al. The Vineland Adaptive Behavior Scales: The Supplementary Norms for Individuals with Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1998. Vol. 28. № 4. Pp. 287—302. DOI:10.1023/a:1026056518470
  19. Schopler E., Lansing M.D., Reichler R.J. et al. Psychoeducational Profile-Third Edition (PEP-3). Torrance: WPS, 2005. 25×30 cm; 50×21 cm.

Информация об авторах

Хабарова Светлана Николаевна, заведующая, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение дет- ский сад № 133 города Тюмени, Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-0299-713X, e-mail: shabarova360@gmail.com

Есаулкова Ирина Леонидовна, педагог-психолог, методист, муниципальное автономное дошкольное образовательное уч- реждение детский сад № 133 города Тюмени, Тюмень, Россия, e-mail: shabarova360@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 249
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 58
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3