Введение
В научной литературе существуют различные термины, относящиеся к чрезмерному использованию Интернета, такие как интернет-зависимость, компульсивное использование Интернета, Интернет-аддикция, проблемное использование Интернета, патологическое использование Интернета, зависимость от онлайн-игр, гейминг, зависимость от азартных онлайн-игр, порнографическая зависимость, зависимость от использования смартфонов. Несмотря на то, что существует большой консенсус по поводу множества приложений, которые предоставляет Интернет и которые могут вызывать зависимость (таких как азартные игры, порнография, социальные сети, онлайн-магазины и т.д.), только расстройство, связанное с интернет-играми, недавно было включено в приложение к DSM-5 в 2013г. [1; 2]
Совместно с развитием Интернет-технологий появляются все новые и новые проблемы. Так, недавно появилось такое понятие, как «синдром упущенной выгоды» (СУВ). О нем изначально заговорили в контексте маркетинговых исследований, а затем по мере развития социальных сетей и психологи заинтересовались данной проблемой [3]. Таким образом, СУВ в основном ощущается пользователями социальных сетей, когда они хотят быть частью группы, мероприятия или даже момента, опубликованного другими пользователями. «Синдром упущенной выгоды» возникает из-за чувства социальной изоляции или беспокойства, что приводит к желанию оставаться на связи с тем, что делают другие, и даже отказываться от важных занятий в пользу присоединения к социальным сетям или краткого времяпрепровождения в них [4].
С все более активным вовлечением в виртуальную реальность, люди все больше демонстрируют поведение, типичное для рассматриваемого синдрома. Однако может ли оно нести риски как для личного психосоциального благополучия, так и для других людей? Может ли оно мешать посторонним людям в повседневной жизни и даже представлять угрозу их безопасности? Зачастую те, кто поглощен деятельностью в интернете, не замечают происходящего вокруг, что может подвергнуть опасности как их самих, так и других людей. Например, в московском метрополитене транслируется объявление: «Во время поездок в метро не отвлекайтесь на посторонние предметы». Данное объявление касается в том числе и цифровых мобильных устройств, однако далеко не все обращают на это внимание в ключе обеспечения личной и общественной безопасности.
Если обратиться к исследованиям в области безопасности на дорогах, можно обнаружить множество информации о рисках использования смартфона во время движения. Так, получение уведомления на смартфоне значительно нарушало производительность водителей при выполнении задач на внимание, даже когда участники не взаимодействовали напрямую со своим устройством [5]. Полученное уведомление не только временно отвлекает внимание, но и создает возможность для использования памяти (например, чтобы ответить и быть готовым сделать это быстро). Это порождает мысли, не имеющие отношения к задаче. Более того, простое нахождение устройства рядом отрицательно влияло на результаты выполнения задач на внимание, даже если во время сбора данных не было ни входящих звонков, ни уведомлений [6].
Таким образом, мы полагаем, что в настоящее время существует проблема рисков для безопасности людей в общественных местах со стороны тех интернет-пользователей, которые демонстрируют поведение «синдрома упущенной выгоды». Поэтому изучение как поведения, так и личностных особенностей людей с данным синдромом поможет актуализировать проблему безопасности в общественных местах и в дальнейшем предотвратить возможные негативные последствия.
Основной целью данного исследования является изучение психологических особенностей личности и восприятия виртуальной среды у пассажиров московского метрополитена, использующих цифровое мобильное устройство во время ходьбы.
Методы
Нами был проведен очный опрос при помощи специально разработанной анкеты для изучения психологических особенностей и причин пользования смартфонами пассажирами во время их передвижения между станциями метрополитена. Анкета состояла из двух блоков: в первом были собраны социально-демографические данные (пол, возраст, образование, занятость), данные о содержании просматриваемого контента в телефоне (новостная лента, фильм, короткие развлекательные видео, переписка и т.д.) и частоте подобного поведения в метро (почти всегда, часто, редко или почти никогда). Также респонденты кратко отвечали на вопросы о причине невозможности отложить телефон во время ходьбы. Во втором блоке им было предложено субъективно оценить некоторые свои личностные характеристики по шкале от 0 до 5, где 0 – «совсем не похоже на меня», 5 – «очень похоже на меня». Для изучения взаимосвязи между различными параметрами применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Исследование проводилось в летний период с 10 июня 2024 по 30 августа 2024 года. Всего в выборку исследования вошло 82 человека, из которых 32 отказалось проходить опрос по следующим причинам: 37,5% (из них 75% - мужчины) не услышали обращения к ним, так как шли в наушниках и были полностью увлечены содержимым телефона; 62,5% (из них 60% - женщины) услышали предложение об участии в опросе, но торопились и отказались. Среди тех, кто прошел опрос, процент лиц мужского пола – 48%, женского – 52%.
В выборку вошли респонденты от 15 до 57 лет (M=24,3, Me=21,0), из которых 44% учатся, 38% работают, 12% учатся и работают, остальные не учатся и не работают. Сфера деятельности 47,5% респондентов имеет гуманитарную направленность, 40% - техническую, 12,5% - естественно-научную.
Результаты
В ходе анализа полученных результатов было выявлено, что большинство респондентов (40%) использовали телефон для переписки, из них – 75% вели личную переписку, а остальные 25% по работе или учебе. Еще 34% респондентов смотрели развлекательные программы, новостные ленты, играли игры: 52,9% смотрели короткие видео (TikTok, Reels и т.п.), 23,5% смотрели сериал или фильм, 11,8% играли в игру, читали книгу и новостную ленту по 5,9% процентов респондентов. Оставшиеся 26% планировали свою дальнейшую деятельность, например, выбирали товары на маркетплейсах или заказывали доставку.
При этом 60% опрошенных оценили свое времяпровождение в телефоне во время ходьбы как важное для них, тогда как 40% – неважное и то, что могло подождать. Те, кто вёл личную или рабочую переписку, в 65% оценивали ее как важную.
Далее был задан вопрос о причине и частоте подобного поведения в метро. Причины были названы в свободной форме, чаще всего встречались такие ответы, как «Срочно нужно было ответить» (~16% всех ответов), «Удобно и привычно» (~11% всех ответов), «Сэкономить время» (~20% всех ответов). Респонденты также оценили свою частоту хождения с телефоном в метро по шкале: «Почти всегда» (N=23, 46%), «Часто» (N=10, 20%), «Редко» (N=10, 20%), «Почти никогда» (N=7, 14%).
Во втором блоке опроса участники оценили по шкале от 0 до 5 свое нынешнее состояние по ряду показателей, таких как субъективный уровень тревоги, ухудшение настроения, время в интернете, притязания на будущее и важность одобрения окружающих.
После этого нами был проведен корреляционный анализ Спирмена. Были обнаружены значимые положительные корреляции (таблица 1). Так, величина тревоги во всей выборке коррелирует с ухудшением настроения (r=0,483, p<0,001) и важностью одобрения окружающих (r=0,477, p<0,001), а частота хождения в телефоне на уровне тенденций коррелирует с важностью одобрения окружающих (r=0,288, p=0,042). Одобрение окружающих значимо коррелирует со снижением настроения (r=0,363, p=0,001).
Таблица 1. Корреляционная матрица статистически значимых показателей психологических особенностей людей, демонстрирующих поведение СУВ, во всей выборке
|
|
Тревога |
Частота хождения в телефоне |
Ухудшение настроения |
|
|
Ухудшение настроения |
Спирман (Ro) |
0,483*** |
- |
- |
|
p-значение |
<.001 |
- |
- |
|
|
Важность одобрения окружающих |
Спирман (Ro) |
0,477*** |
0,288* |
0,363** |
|
p-значение |
<.001 |
0,042 |
0,001 |
|
|
Примечание: *p<0.05, **p<0.01, ***p<0.001 |
||||
Заметим, что при разделении выборки по показателю «Частота хождения в телефоне» на группы с низкими и высокими результатами наблюдались значимые различия. Так, в группе с высокими показателями («Почти всегда», «Часто») уровень тревоги значимо положительно коррелирует с важностью одобрения окружающих (r=0,570, p<0,001), а также важность одобрения окружающих коррелирует с ухудшением настроения (r=0,373, p=0,032). В это же время, в группе с низкими показателями («Почти никогда», «Редко») данные корреляции не являются статистически значимыми. В этой группе наблюдается единственная значимая отрицательная корреляция времени в интернете и важности одобрения окружающих (r=-0,571, p=0,017).
Обсуждение
Нами был проведен психологический анализ возможных рисков использования гаджетов людьми, демонстрирующими поведение «синдрома упущенной выгоды» во время хождения со смартфоном в общественном месте. Данные интернет-пользователи чаще считали свое нахождение в сети более важным в текущий момент, особенно во время переписки. Чаще всего это были более молодые люди, возрастом до 30 лет. Наиболее выраженными причинами подобного поведения были названы срочность и важность ответа в личной или рабочей переписке, а также экономия времени и привычность. Во всей выборке уровень тревоги положительно коррелирует с ухудшением настроения и важностью одобрения окружающих, а значимость одобрения окружающих – со снижением настроения. Это подтверждает предыдущие исследования, связанные с СУВ, установившие, что у людей с данным синдромом хуже настроение и выше тревога, а также то, что СУВ побуждает отключиться от реальности, непрерывно быть в социальных сетях, даже если в реальной жизни происходит что-то важное [3]. В группе с более высокими показателями «Частоты хождения в телефоне» («Почти всегда», «Часто») важность одобрения окружающих значимо связана с уровнем тревоги и ухудшением настроения. В то же время в группе с низкими показателями данных связей обнаружено не было, наоборот, наблюдалась отрицательная корреляция времени в интернете и важности одобрения окружающих. Таким образом, у людей в метро, демонстрирующих поведение, свойственное для «синдрома упущенной выгоды», сильнее страх упустить что-то важное в конкретный момент времени, что отражается в большей частоте нахождения в телефоне, повышенной тревоге и важности социального одобрения.