Акселерация цифровой инновационной активности педагогов через форматы участия в конкурсах педагогических инноваций

4

Аннотация

В статье рассматривается роль конкурсов педагогических инноваций как инструмента ускорения цифровой трансформации в образовании. Основное внимание уделено анализу конкурса «Инновации в образовании – 2023» (КИВО), который стал платформой для разработки и внедрения педагогических цифровых инициатив. Исследование проведено на основе методов контент-анализа и включённого наблюдения. В результате анализа заявок участников конкурса были выявлены ключевые факторы, способствующие успешной реализации цифровых образовательных проектов. Среди них выделяются мотивация педагогов к инновационной деятельности, финансовая и методическая поддержка, формирование профессиональных сообществ, а также наставничество со стороны экспертов. Конкурсы педагогических инноваций создают благоприятные условия для профессионального развития педагогов, стимулируют обмен опытом и содействуют внедрению новейших образовательных технологий. Сделан вывод, что такие конкурсы выполняют функцию неформальных институций поддержки педагогов-инноваторов и играют важную роль в формировании экосистемы цифрового образования в России.

Общая информация

Ключевые слова: цифровизация образования, инновации в образовании, конкурс, профессиональный конкурс, акселерация, Медиаобразовательные проекты, профессиональное развитие

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: материалы конференции

Финансирование. Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации, номер проекта: QZOY-2024-0008, тема «Изучение процессов генерации и реализации цифровых инициатив образовательной направленности студентов педагогических вузов»

Для цитаты: Глухов А.П., Синогина Е.С. Акселерация цифровой инновационной активности педагогов через форматы участия в конкурсах педагогических инноваций // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 67–78.

Полный текст

Введение

Проблема внедрения педагогических инноваций в условиях цифровизации системы образования стала одной из центральных тем образовательной политики в России и мире. Современные вызовы требуют от педагогов не только глубокого понимания учебного процесса, но и способности оперативно адаптироваться к стремительно меняющемуся цифровому пространству. Цифровизация требует радикального пересмотра подходов к обучению, что обусловлено содержанием Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474  «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» , где подчёркивается важность внедрения цифровых технологий во все сферы жизни, включая образование [2]. Перед педагогами встает задача освоения новых цифровых инструментов в контексте педагогических инноваций.

В России активно развиваются различные конкурсы и акселераторы, направленные на стимулирование педагогических инноваций, особенно в контексте цифровизации образования. Важной инициативой является конкурс «Учитель года России», который уже много лет стимулирует педагогов на разработку и применение новых образовательных технологий. Конкурс, организованный Министерством просвещения РФ, ориентирован не только на выявление лучших педагогов страны, но и на поддержку тех, кто внедряет инновации в образовательный процесс. Другим важным федеральным проектом является программа «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС). Она также направлена на создание условий для активного внедрения цифровых технологий в образовательные процессы. Программа стимулирует педагогов к созданию и использованию цифровых образовательных материалов, а также к разработке и апробации инновационных подходов к обучению.

Тематику акселерации педагогических инноваций можно рассматривать через призму различных теоретических подходов. В перспективе теории диффузии инноваций, предложенной Э. Роджерсом (1962) [7], образовательные конкурсы могут играть роль платформы для внедрения инноваций, привлекая ранних последователей и формируя «критическую массу», что способствует их дальнейшему масштабированию. Данная теория подкрепляется концепцией коллективного обучения Льва Выготского, указывающего, что социальные взаимодействия и коллективная работа помогают педагогам развивать инновационные практики [9]. В дополнение к этому, исследователь в области организационного развития Питер Сэнге подчеркивает важность создания «организаций, которые обучаются», где конкурсы играют роль катализаторов инновационных изменений [3].

Конкурсы педагогических инноваций могут быть связаны с моделью технологического, педагогического и контентного знания (TPACK) Мишра и Кёлера (2006), которая объясняет, что успешное внедрение цифровых технологий требует сочетания знаний в предметной области, педагогике и технологиях [6].

Исследования М. В. Кларина показывают, что обучение на основе исследования (Research-Based Learning) является ключевым подходом в мировой педагогике и может эффективно внедряться через конкурсы и другие формы образовательных инициатив [1]. Исследования Д. Стумбриене, Т. Евсикова и В. Контвайне (2024) подчеркивают важность институциональной поддержки, ресурсов и непрерывного обучения для успешного внедрения инноваций [4]. М. Мак-Коннел и др. [5] утверждают, что влияние коллег и профессиональное окружение могут повлиять на решение педагога принять инновации в обучении. Д. Стамбьен и коллеги [8] акцентируют важность как внутренней, так и внешней мотивации, включая профессиональные награды и конкурсы, которые способствуют продвижению инноваций. В условиях, когда цифровизация требует от учителей постоянного совершенствования и обновления своих компетенций, конкурсы педагогических инноваций становятся эффективным механизмом выявления и продвижения лучших практик. Они способствуют созданию профессионального сообщества педагогов-инноваторов, что в свою очередь формирует образовательную экосистему, способную оперативно реагировать на вызовы времени.

Цель данной статьи: исследовать роль конкурсов педагогических инноваций как инструмента поддержки и сопровождения цифровых инициатив педагогов в условиях цифровизации образования.

Методы

Эмпирической базой данного исследования стали заявки и проекты участников «Конкурса инноваций в образовании - 2023» (КИВО), организованного Институтом образования НИУ ВШЭ. Конкурс нацелен на поддержку и продвижение инновационных подходов в образовательной среде и является одной из главных платформ для разработки и распространения новаторских педагогических решений в России.

В 2023 году конкурс собрал множество проектов, которые касались как внедрения цифровых технологий, так и использования современных методов обучения, что делает его идеальной базой для эмпирического исследования.

Выбор заявок участников как эмпирической базы исследования был обусловлен тем, что конкурс привлекает учителей, преподавателей и образовательных команд, активно работающих над созданием и развитием инновационных методов и инструментов обучения. Эти заявки представляют собой детализированные описания проектов, включающие описание целей, задач, методов и используемых технологий, а также ожидаемых результатов. Это позволяет исследователям получить исчерпывающую информацию о характере педагогических инноваций и их интеграции в образовательную практику.

Основным методом анализа данных, полученных из заявок участников конкурса «Инновации в образовании - 2023», стал метод контент-анализа. Контент-анализ помог выделить ключевые темы, связанные с цифровыми инициативами, инновациями в педагогике, а также понять, какие подходы наиболее часто используются в проектах.

Процедура отбора и классификации данных началась с предварительного этапа сбора всех заявок и проектов, представленных на конкурс. Затем были выделены 43 «цифровые» заявки, которые касались цифровых технологий, использования искусственного интеллекта в образовании, внедрения адаптивных учебных платформ и других инновационных цифровых решений.

После классификации была проведена процедура кодирования данных, в ходе которой были выделены ключевые темы, касающиеся внедрения цифровых инициатив. На основании этих тем были выявлены паттерны, показывающие, какие именно цифровые технологии и методы наиболее популярны среди педагогов-участников конкурса.

Дополнительно к контент-анализу был применен метод качественного анализа документов, позволивший определить, какие именно цифровые инициативы и педагогические инновации используются в процессе разработки и реализации проектов. При анализе учитывались как технологические аспекты проектов (например, использование онлайн-платформ, мобильных приложений, интерактивных досок), так и педагогические подходы, такие как проектное обучение, смешанное обучение (blended learning), геймификация и др. Ключевым элементом качественного анализа стала разработка критериев отбора заявок, которые напрямую касались цифровых инициатив.

Применение данных критериев позволило выделить самые значимые проекты, которые отражают тенденции в цифровой трансформации образования в России. Например, в рамках конкурса были проанализированы проекты, связанные с внедрением искусственного интеллекта для анализа данных о прогрессе учеников и адаптации учебных программ под их индивидуальные потребности. Эти проекты получили высокие оценки жюри, так как демонстрировали не только инновационный подход, но и конкретные результаты улучшения учебных достижений учеников.

В статье используется метод включенного наблюдения, поскольку авторы выступали в качестве партнёров, соорганизаторов и экспертов конкурса «Инновации в образовании – 2023» (КИВО), Включённое наблюдение в исследовании конкурса «Инновации в образовании – 2023» позволило авторам участвовать в процессе организации и оценки проектов, что обеспечило глубокое понимание его динамики и взаимодействий. Авторы, будучи экспертами и соорганизаторами, непосредственно взаимодействовали с участниками, что помогло выявить их потребности и барьеры в реализации цифровых инициатив. Этот метод дал возможность наблюдать за развитием проектов, анализировать успешные стратегии внедрения цифровых технологий.

Результаты

Анализ конкурсных заявок

Одним из ключевых результатов исследования стало глубокое изучение конкурсных заявок на участие в конкурсе «Инновации в образовании – 2023» (КИВО), организованного Институтом образования НИУ ВШЭ. Проведенный контент-анализ позволил выявить несколько важных направлений и типов цифровых инициатив, предложенных педагогами и образовательными командами. В общей сложности было проанализировано более 200 заявок, что дало возможность проследить ключевые тренды в образовательных инновациях, особенно в части использования цифровых технологий.

Большинство проектов, представленных на конкурс, были направлены на интеграцию современных цифровых технологий в образовательный процесс. Среди самых популярных инициатив можно выделить:

Онлайн-ресурсы, разработанные для интерактивного взаимодействия между учащимися и учителями. Эти платформы предлагают индивидуальные траектории обучения, используют элементы геймификации, и основаны на принципах смешанного обучения (blended learning). Примером является проект «EduGame», направленный на создание интерактивных игр для учащихся средней школы, позволяющих развивать креативное мышление и навыки критического анализа.

В последние годы наблюдается рост числа проектов, ориентированных на создание мобильных приложений для школьного и вузовского образования. Такие приложения предлагают ученикам доступ к учебным материалам через смартфоны и планшеты. Примером является проект «MathApp», который предоставляет ученикам интерактивные задачи для решения математических уравнений с мгновенной обратной связью.

ИИ становится одним из ключевых направлений цифровых образовательных инноваций. Педагоги и образовательные команды начали использовать алгоритмы ИИ для персонализации учебных программ, анализа прогресса учеников и оптимизации образовательных процессов. Примером может служить проект «AI Tutor», в котором искусственный интеллект помогает ученикам разрабатывать индивидуальные траектории обучения, адаптированные под их уровень знаний и потребности. Важную роль в инновационных проектах играли разработки, направленные на дистанционное обучение. В условиях пандемии COVID-19 такие решения стали необходимыми для обеспечения непрерывности образовательного процесса. Примером служит проект «EduRemote», который предлагает школу полную платформу для организации дистанционных уроков с поддержкой видеоконференций, контроля успеваемости и цифрового общения.

Анализ заявок показал, что многие из представленных проектов направлены на решение актуальных задач современного образования, включая повышение доступности и качества образования, развитие цифровой грамотности учащихся и учителей, а также интеграцию новых педагогических технологий. Основные направления можно классифицировать следующим образом:

Адаптивное обучение: многие проекты использовали адаптивные технологии для предоставления учащимся персонализированных учебных траекторий.

Инклюзивное образование: ряд проектов были направлены на поддержку учеников с особыми образовательными потребностями через цифровые технологии.

Развитие метапредметных навыков: образовательные проекты стремились развивать у учащихся критическое мышление, креативность и навыки работы в команде.

Проекты были разделены на несколько категорий: начальные школы, средние школы и высшие учебные заведения. При этом анализ показал, что высшие учебные заведения представили более сложные и технически насыщенные проекты, такие как использование искусственного интеллекта, в то время как проекты начальных и средних школ часто были сосредоточены на внедрении базовых цифровых инструментов, таких как онлайн-платформы для учебы и цифровые учебные пособия.

Роль конкурсов как драйверов цифровых инициатив

Метод включенного наблюдения позволил авторам глубже погрузиться в процессы, происходящие на всех этапах конкурса, и собрать данные для анализа.

Анализ показал, что конкурс инноваций в образовании играет важную роль в стимулировании педагогов к разработке и внедрению цифровых инициатив, выступая мощным катализатором инновационных процессов в школах и вузах. По итогам исследования можно выделить несколько ключевых факторов, благодаря которым конкурсы оказывают влияние на развитие цифровых проектов:

Мотивация педагогов к инновационной деятельности. Участие в конкурсах мотивирует педагогов и образовательные команды искать новые решения для совершенствования учебного процесса. Как показали беседы с участниками конкурса, для многих педагогов участие в конкурсах стало первым шагом к разработке собственных цифровых инициатив.

Финансовая и методическая поддержка. Конкурсы предоставляют педагогам доступ к грантовым программам и методическим ресурсам, что способствует успешной реализации их идей. Например, часть проектов, выигравших в КИВО-2023, получили грантовую и спонсорскую поддержку, которая позволила внедрить их в широкую практику.

Формирование профессиональных сообществ. Конкурсы создают среду для общения и обмена опытом между педагогами и разработчиками образовательных технологий. В ходе анализа заявок и бесед с участниками конкурса стало ясно, что взаимодействие с коллегами помогает учителям лучше понять, какие инновации работают, а какие - нет.

Роль наставничества. Важным аспектом конкурсов является возможность наставничества. В частности, в рамках КИВО-2023 победители конкурса получили поддержку от ведущих российских экспертов в области образовательных технологий, что позволило улучшить качество их проектов и успешнее внедрить их в образовательную практику.

Обсуждение

Выводы по формированию институциональной поддержки

Одним из важных выводов исследования стало подтверждение того, что конкурсы, такие как КИВО, играют роль неформальных институций поддержки педагогов-инноваторов. Они способствуют не только разработке новых образовательных технологий, но и формируют механизмы сопровождения и наставничества, которые помогают педагогам успешно реализовывать свои проекты.

Таким образом, конкурсы инноваций в образовании оказывают значительное влияние на развитие цифровых технологий в образовательной среде, играя роль драйвера инноваций и формируя систему поддержки педагогов-инноваторов. Они стимулируют не только разработку новых технологий, но и их успешное внедрение, обеспечивая долгосрочные результаты для всей образовательной системы России.

Участники конкурса получают поддержку в виде наставничества, доступа к методическим материалам и консультациям от экспертов, что значительно повышает шансы на успешное внедрение их проектов. Также участники имеют возможность работать в командах и развивать свои проекты в условиях практической апробации, что создает уникальные возможности для обмена опытом и знаниями. Важно отметить, что конкурс ориентирован не только на выявление лучших педагогов, но и на поддержку тех, кто готов активно использовать цифровые инструменты для изменения образовательного процесса.

Как отечественные, так и международные исследования показывают, что конкурсы педагогических инноваций играют ключевую роль в создании экосистемы поддержки инноваций. Конкурсы не только предоставляют педагогам и образовательным командам возможность продемонстрировать свои идеи, но и формируют устойчивые связи между педагогами, экспертами, исследовательскими институтами и компаниями-разработчиками образовательных технологий.

Кроме того, конкурсы создают важную площадку для апробации и тестирования новых идей. Многие инновационные проекты, которые начинаются как небольшие инициативы, через участие в конкурсах получают возможность масштабирования и внедрения на более высоком уровне. Таким образом, конкурсы педагогических инноваций можно рассматривать как один из элементов системы инновационного развития образования России.

Литература

  1. Кларин М.В. Парадоксы инновационной образовательной практики: вызовы и выводы для теории непрерывного образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №1 (27). C. 6-18.
  2. Национальные проекты России. Проект «Цифровая экономика» [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/#section-description (дата обращения 07.09.2024).
  3. Hong T.M. Senge’s Learning Organization: Development of the Learning Organization Model // The Oxford Handbook of the Learning Organization. 2020. P. 35-50. doi:10.1093/oxfordhb/9780198832355.013.8.
  4. Stumbrienė D., Jevsikova T., Kontvainė V. Key factors infuencing teachers’ motivation to transfer technology‑enabled educational innovation // Education and Information Technologies. 2023. Vol. 29. P. 1697-1731. doi:10.1007/s10639-023-11891-6.
  5. McConnell M., Montplaisir L., Offerdahl E. A model of peer effects on instructor innovation adoption // International Journal of STEM Education. 2020. Vol. 53. P. 115-129. doi:10.1186/s40594-020-00255-y.
  6. Mishra P., Koehler M.J. Technological pedagogical content knowledge: a framework for teacher knowledge // Teachers College Record. Vol. 108(6). P. 1017–1054. doi:10.1111/j.1467- 9620.2006.00684.x.
  7. Rogers M. Diffusion of innovations // New York: Free Press of Glencoe, 1983. 453 p.
  8. Stumbrienė D., Jevsikova T., Kontvainė V. Key factors influencing teachers’ motivation to transfer technology-enabled educational innovation // Education and Information Technologies. 2024. Vol. 29. P. 1697-1731. doi:10.1007/s10639-023-11891-6.
  9. Taber K.S. Mediated Learning Leading Development – The Social Development Theory of Lev Vygotsky // Science Education in Theory and Practice. Springer Texts in Education. 2020. Vol. 1. P. 277-291. doi:10.1007/978-3-030-43620-9_19.

Информация об авторах

Глухов Андрей Петрович, кандидат философских наук, доцент, зав.лабораторией, научно-исследовательская лаборатория киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Института развития педагогического образования, ФГБОУ ВО Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) , ведущий эксперт, Лаборатория инноваций Института образования НИУ ВШЭ, Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9919-5316, e-mail: glukhovap@tspu.edu.ru

Синогина Елена Станиславовна, кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности, Томский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО ТГПУ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-0037-0309, e-mail: sinogina2004@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 11
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 4
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2