Психологическая наука и образование
2025. Том 30. № 5. С. 75–90
doi:10.17759/pse.2025300506
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Роль академической успеваемости в математике и отношение к математике: опосредующая роль учебных достижений в изучении английского языка
Резюме
Контекст и актуальность. Академическая успеваемость по математике, отношение к ней и достижения в изучении английского языка являются важнейшими компонентами образования XXI века, формирующими когнитивные и аналитические способности студентов. Несмотря на то, что существующие исследования изучают связь между этими областями, комплексное воздействие данных факторов пока недостаточно изучено, что подчеркивает необходимость дальнейшего исследования. Цель. Данное исследование рассматривает связь между академической успеваемостью в изучении английского языка, отношением к математике и достижениями по математике среди студентов университетов Индонезии. Гипотезы: (1) Предполагается наличие положительной связи между достижениями в изучении английского языка и академической успеваемостью по математике среди студентов Индонезии. (2) Предполагается наличие положительной связи между отношением к математике и академической успеваемостью по математике среди студентов Индонезии. (3) Предполагается, что достижения в изучении английского языка опосредуют связь между отношением к математике и академической успеваемостью по математике среди студентов Индонезии. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 381 студент математического направления из четырех университетов Индонезии, средний возраст которых составил 19,82 года (SD = 0,55). Для оценки достижений в изучении английского языка и по математике использовались методы самоотчета, а также был применен опросник, оценивающий отношение к математике. Для анализа данных использовалось моделирование структурных уравнений. Результаты. В исследовании выявлены значимые связи между уровнем владения английским языком, отношением к математике и успешностью в математике среди студентов университетов Индонезии. Более высокий уровень английского языка был связан с лучшими результатами по математике, тогда как отрицательное отношение к математике и более низкий социально-экономический статус оказывали негативное влияние на успеваемость. Кроме того, достижения в изучении английского языка выступали медиатором в связи между отношением к математике и результатами обучения. Выводы. Результаты показали, что существуют значительные связи между этими переменными, что подчеркивает важность учета множества факторов при анализе академической успешности. Данные выводы акцентируют внимание на необходимости создания инклюзивной и поддерживающей образовательной среды, учитывающей разнообразные потребности студентов и способствующей достижению успехов в обучении математике.
Общая информация
Ключевые слова: обучение математике, способности к математике, учебные достижения, успеваемость, английский язык, студенты
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2025300506
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Департамента научных исследований и общественных работ Государственного исламского университета Раден Интан Лампунг, проект № 99, 2023 год.
Благодарности. Авторы выражают благодарность Сегедскому университету за вдохновение к проведению данного исследования и Государственному исламскому университету Раден Интан Лампунг за финансирование исследования. Их инновационная деятельность в области образования и приверженность академическому совершенству стали мотивацией для нашего исследования. Сотрудничество и поддержка этих учреждений сыграли важную роль в успешной реализации проекта, и мы искренне признательны за их вклад и помощь.
Поступила в редакцию 23.04.2024
Поступила после рецензирования 05.08.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Анггоро, Б.Ш., Содик, А., Сухерман, С., Мухаммад, Р.Р., Фарида, Ф. (2025). Роль академической успеваемости в математике и отношение к математике: опосредующая роль учебных достижений в изучении английского языка. Психологическая наука и образование, 30(5), 75–90. https://doi.org/10.17759/pse.2025300506
© Анггоро Б.Ш., Содик А., Сухерман С., Мухаммад Р.Р., Фарида Ф., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Литература
- Arumugam, A., Shanmugavelu, G., Balakrishnan, A., Parasuraman, L., Sathya, F.J., Kannan, B., Kumar, D., Singh, J.S.A. (2021). Importance of guidance and counselling in the school educational system: An overview. International Journal of Multidisciplinary Research. https://doi.org/10.36713/epra8153
- Ashcraft, M.H., Kirk, E.P. (2001). The relationships among working memory, math anxiety, and performance. Journal of Experimental Psychology: General, 130(2), 224.
- Barrett, A.N., Barile, J.P., Malm, E.K., Weaver, S.R. (2012). English proficiency and peer interethnic relations as predictors of math achievement among Latino and Asian immigrant students. Journal of Adolescence, 35(6), 1619–1628. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2012.08.002
- Beal, C.R., Adams, N.M., Cohen, P.R. (2010). Reading Proficiency and Mathematics Problem Solving by High School English Language Learners. Urban Education, 45(1), 58–74. https://doi.org/10.1177/0042085909352143
- Bell, S.J., Mengüç, B., Stefani, S.L. (2004). When customers disappoint: A model of relational internal marketing and customer complaints. Journal of the Academy of Marketing Science, 32, 112–126. https://doi.org/10.1177/0092070303261467
- Dan’inna, A.A. (2017). Students’ Attitude towards Mathematics as a Predictor of their Academic Achievement in the Subject. Journal Of Creative Writing (ISSN-2410-6259), 3(2), 1–22.
- Everingham, Y.L., Gyuris, E., Connolly, S.R. (2017). Enhancing student engagement to positively impact mathematics anxiety, confidence and achievement for interdisciplinary science subjects. International Journal of Mathematical Education in Science and Technology, 48(8), 1153–1165. https://doi.org/10.1080/0020739X.2017.1305130
- Fornell, C., Larcker, D.F. (1981). Evaluating structural equation models with unobservable variables and measurement error. Journal of Marketing Research, 18(1), 39–50. https://doi.org/10.1177/002224378101800104
- Graafsma, I.L., Robidoux, S., Nickels, L., Roberts, M., Polito, V., Zhu, J.D., Marinus, E. (2023). The cognition of programming: Logical reasoning, algebra and vocabulary skills predict programming performance following an introductory computing course. Journal of Cognitive Psychology, 35(3), 364–381. https://doi.org/10.1080/20445911.2023.2166054
- Hair, J.F., Anderson, R.E., Babin, B.J., Black, W.C. (2010). Multivariate data analysis: A global perspective: Pearson Upper Saddle River. NJ.
- Henseler, J., Ringle, C.M., Sarstedt, M. (2015). A new criterion for assessing discriminant validity in variance-based structural equation modeling. Journal of the Academy of Marketing Science, 43(1), 115–135. https://doi.org/10.1007/s11747-014-0403-8
- Hwang, J., Hand, B., French, B.F. (2023). Critical Thinking Skills and Science Achievement: A Latent Profile Analysis. Thinking Skills and Creativity, 101349. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2023.101349
- Hwang, S., Son, T. (2021). Students’ Attitude toward Mathematics and Its Relationship with Mathematics Achievement. Journal of Education and E-Learning Research, 8(3), 272–280. https://doi.org/10.20448/journal.509.2021.83.272.280
- Jury, M., Smeding, A., Stephens, N.M., Nelson, J.E., Aelenei, C., Darnon, C. (2017). The Experience of Low‐SES Students in Higher Education: Psychological Barriers to Success and Interventions to Reduce Social‐Class Inequality. Journal of Social Issues, 73(1), 23–41. https://doi.org/10.1111/josi.12202
- Kiwanuka, H.N., Van Damme, J., Van den Noortgate, W., Reynolds, C. (2022). Temporal relationship between attitude toward mathematics and mathematics achievement. International Journal of Mathematical Education in Science and Technology, 53(6), 1546–1570. https://doi.org/10.1080/0020739X.2020.1832268
- Ma, X., Kishor, N. (1997). Assessing the relationship between attitude toward mathematics and achievement in mathematics: A meta-analysis. Journal for Research in Mathematics Education, 26–47. https://doi.org/10.2307/749662
- Mallarangan, A.D.D., Rahman, A., Nur, S., Lathifah, Z.K., Lubis, F.M. (2024). Analysis Of The Influence Of Continuous Training Development And Education On Professional Competence Of Teachers In Public Schools. Journal on Education, 6(2), 13449–13456.
- Nardi, E., Steward, S. (2003). Is Mathematics T.I.R.E.D? A Profile of Quiet Disaffection in the Secondary Mathematics Classroom. British Educational Research Journal, 29(3), 345–367. https://doi.org/10.1080/01411920301852
- Papanastasiou, C. (2000). Effects of Attitudes and Beliefs on Mathematics Achievement. Studies in Educational Evaluation, 26(1), 27–42. https://doi.org/10.1016/S0191-491X(00)00004-3
- Papanastasiou, C. (2002). Effects of Background and School Factors on the Mathematics Achievement. Educational Research and Evaluation, 8(1), 55–70. https://doi.org/10.1076/edre.8.1.55.6916
- Perez, A.L., Alieto, E. (2018). Change of" Tongue" from English to a Local Language: A Correlation of Mother Tongue Proficiency and Mathematics Achievement. Online Submission, 14, 132–150.
- Peteros, E., Columna, D., Etcuban, J.O., Almerino Jr., Almerino, J.G. (2019). Attitude and academic achievement of high school students in mathematics under the conditional cash transfer program. International Electronic Journal of Mathematics Education, 14(3), 583–597. https://doi.org/10.29333/iejme/5770
- Phonguttha, R., Tayraukham, S., Nuangchalerm, P. (2009). Comparisons of mathematics achievement, attitude towards mathematics and analytical thinking between using the Geometer’s Sketchpad program as media and conventional learning activities. Online Submission, 3(3), 3036–3039.
- Recber, S., Isiksal, M., Koç, Y. (2018). Investigating self-efficacy, anxiety, attitudes and mathematics achievement regarding gender and school type. Anales de Psicología/Annals of Psychology, 34(1), 41–51. https://doi.org/10.6018/analesps.34.1.229571
- Rivera, H.H., Waxman, H.C. (2011). Resilient and nonresilient Hispanic English language learners’ attitudes toward their classroom learning environment in mathematics. Journal of Education for Students Placed at Risk (JESPAR), 16(3), 185–200. https://doi.org/10.1080/10824669.2011.585100
- Russell, S.T., Mallory, A.B., Bishop, M.D., Dorri, A.A. (2020). Innovation and integration of sexuality in family life education. Family Relations, 69(3), 595–613. https://doi.org/10.1111/fare.12462
- Sandilos, L.E., Baroody, A.E., Rimm-Kaufman, S.E., Merritt, E.G. (2020). English learners’ achievement in mathematics and science: Examining the role of self-efficacy. Journal of School Psychology, 79, 1–15. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2020.02.002
- Shah, N.H., Nazir, N., Arshad, M., Akhter, K., Shaheen, A.K., Younas, S., Ghazanfar, F. (2023). Effect of Students Attitude Towards Mathematics on their Mathematical Achievement at Secondary School Level. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 18(12). https://doi.org/10.3991/ijet.v18i12.38765
- Singh, K., Granville, M., Dika, S. (2002). Mathematics and science achievement: Effects of motivation, interest, and academic engagement. The Journal of Educational Research, 95(6), 323–332. https://doi.org/10.1080/00220670209596607
- Skagerlund, K., Östergren, R., Västfjäll, D., Träff, U. (2019). How does mathematics anxiety impair mathematical abilities? Investigating the link between math anxiety, working memory, and number processing. PloS One, 14(1), e0211283. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0211283
- Stoffelsma, L., Spooren, W. (2019). The relationship between English reading proficiency and academic achievement of first-year science and mathematics students in a multilingual context. International Journal of Science and Mathematics Education, 17, 905–922. https://doi.org/10.1007/s10763-018-9905-z
- Suherman, S., Vidákovich, T. (2022). Adaptation and validation of students’ attitudes toward mathematics to Indonesia. Pedagogika, 147(3), 227–252. https://doi.org/10.15823/p.2022.147.11
- Suherman, S., Vidákovich, T. (2024). Relationship between ethnic identity, attitude, and mathematical creative thinking among secondary school students. Thinking Skills and Creativity, 51, 101448. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2023.101448
- Supriadi, N., Jamaluddin Z., Suherman, S. (2024). The role of learning anxiety and mathematical reasoning as predictor of promoting learning motivation: The mediating role of mathematical problem solving. Thinking Skills and Creativity, 52, 101497. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2024.101497
- Thompson, G., Aizawa, I., Curle, S., Rose, H. (2022). Exploring the role of self-efficacy beliefs and learner success in English medium instruction. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 25(1), 196–209. https://doi.org/10.1080/13670050.2019.1651819
- Trakulphadetkrai, N.V., Courtney, L., Clenton, J., Treffers-Daller, J., Tsakalaki, A. (2020). The contribution of general language ability, reading comprehension and working memory to mathematics achievement among children with English as additional language (EAL): An exploratory study. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 23(4), 473–487. https://doi.org/10.1080/13670050.2017.1373742
Информация об авторах
Вклад авторов
Бамбанг Шри Анггоро – концепция, методология, привлечение финансирования.
Ахмад Содик – привлечение финансирования, научное руководство, валидация.
Сухерман Сухерман – концепция, подготовка первоначального варианта рукописи, формальный анализ, методология, редактирование и визуализация.
Росида Рахмаваати Мухаммад – рецензирование и редактирование, формальный анализ, методология.
Фарида Фарида – рецензирование и редактирование, подготовка первоначального варианта рукописи.
Все авторы участвовали в обсуждении результатов и утвердили окончательный текст рукописи.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Декларация об этике
Этические принципы и разрешение на сбор данных были подтверждены этическим комитетом (ЭК) государственного исламского университета Раден Интан Лампунг, Индонезия (№ протокола B-145/Un.16/PP.009 от апреля 2023 года). Департамент предоставил разрешение на проведение сбора данных.
Метрики
Просмотров web
За все время: 102
В прошлом месяце: 90
В текущем месяце: 12
Скачиваний PDF
За все время: 30
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 6
Всего
За все время: 132
В прошлом месяце: 114
В текущем месяце: 18